Творческие группировки в русской живописи в предреволюционные годы. "Бубновый валет" (Кончаловский, Машков, Фальк). "Голубая роза" (Кузнецов, Сарьян, Судейкин). "Ослиный хвост" (Ларионов, Гончарова).
В 1907 году выставка Голубая роза представила художников символисткой направленности, участники этой группы утверждали господство интуитивизма в творчестве. Мир мистических фантазий.
"Бубновый валет" представлял собой сложное переплетение
представлял собой сложное переплетение кубизма и футуризма.
"Ослиный хвост" имел стилизаторски-примитивисткие тенденции.
Кузнецов.
Испытал влияние символизма. Поэтическое осмысление образа человека труда в серии "киргизских полотен": "Мираж в степи". "Стрижка овец".
Сарьян.
Поэтизация народной жизни. По впечатлениям поездок по странам Востока: "Финиковая пальма. Египет.". "Улица. Полдень. Константинополь.".
Кончаловский.
"Портрет Якулова".
Машков.
Большая живописная культура. "Тыква". "Натюрморт с парчой".
Ларионов.
Прирождённый организатор. Открыл для себя ценность русской иконы, искусства Востока. "Танцующие". "Парикмахер".
Гончарова.
Интерес к идеям фовизма. Близка к экспрессионизму. "Портрет Ларионова и его взводного". "Уборка хлеба".
Литература. История русского искусства под общей редакцией И.Э.Грабаря, В.Н.Лазарева, А.А. Сидорова, О.А.Швидковского, том X, изд-во академии наук СССР, Москва.