Русское искусство XVIII века (Скульпторы: Растрелли, Шубин, Козловский; портретисты: Рокотов, Левицкий, Боровиковский).
Привлекая иностранцев для работы в России, Петр I вместе с тем заботился о воспитании русских художников. Русской художественной культуре свойствен гражданский характер.
Растрелли.
Первый мастер скульптуры в России. Основные работы:
Бронзовый бюст Петра I, бюст Меньшикова, памятник Петру I, статуя Анны Иоановны.
Шубин (зять Ломоносова).
Мастер психологических характеристик. Основные работы:
Бюст Ломоносова, бюст Павла I, бюст Голицина.
Козловский.
Работал в историческом жанре.
Знаменитая статуя "Самсон, разрывающий пасть льва". Образ библейского героя воспринимался как памятник славе русских в борьбе за независимость. Скульптура "Геркулес на коне" - символ суворовских побед.
Рокотов.
Его портреты отличались такой человеческой глубиной, которая до сих пор не была свойственна портретной живописи. Портреты тонкие по живописи, осознание духовной и физической красоты человека.
"Портрет Майкова",
"Портрет Воронцова",
"Неизвестная в розовом".
Левицкий.
В парадных портретах торжественность сочетается с жизненностью образов. Серия портретов воспитанниц Смольного (портреты сдержанные по цвету). В поздний период отчасти воспринял влияние классицизма. "Екатерина II".
Боровиковский.
Тонкость, верная передача характеров. "Портрет Лопухиной". С начала 19 века испытал влияние классицизма.
История русского искусства под общей редакцией И.Э.Грабаря, В.С.Кеменова, В.Н.Лазарева, том VII, книга первая, изд-во академии наук СССР, Москва, 1963г.