В период IV-V династии была достигнута высшая точка
расцвета Древнего царства.
Архитектура
Ступенчатая пирамида Джосера в Соккара. Зодчий Имхотет,
28 в.до н.э., 60м в высоту.
Пирамиды Снофру в Дошуре и в Медуме, 28 в. до н.э..
Пирамиды IVдинастии, правившей в то время - пирамиды
Хеопса, Хефрена.
Самая значительная по размерам пирамида Хеопса основана
на пропорциях золотого сечения. Её высота составляет 146
м, ширина - 233 м.
Рядом с пирамидой Хефрена находился большой сфинкс (60 м
длины). Пирамида фараона Сахура в Абусире является самой
типичной постройкой V династии.
Скульптура
Стиль сложился на основе заупокойного культа с его
строгим требованием соблюдения портретного сходства,
спокойствия и равновесия поз, фронтальности постановки
фигур, величавой торжественности образов.
Статуя фараона Джосера, сидящего на троне, статуя фараона
Хефрена IV династии, статуя фараона Микерина с богинями
(справа Хатор, слева Нома).
Статуя Рахотепа и его жены Нофрет.
Искусство Среднего царства
(21-18вв. до н.э., XI-XII династии)
Архитектура
Заупокойный храм фараона Ментухотепа (21в. до н.э.) против Фив в долине Деир-Эль-Бахри.
Пирамидные комплексы с заупокойным храмом, коридором и входом сооружали и фараоны Среднего царства (XIIдин.) меньших размеров и иной конструкции.
Храм "Лабиринт" Аменемхету III. Пирамидный город Кахун.
Гробницы номархов близ современного села Бени-Хасан. Скульптура
Статуя Сенусерта III (19в.до н.э.). Лица статуй и сфинксов (фараон Аменемхет II).
Статуэтки слуг, несущих жертвенные предметы из гробницы Эль-Берик (19в.до н.э.).
Характер эпохи отразился в том, что введены многочисленные сцены битв, изображения осад крепостей.
Искусство Нового царства
Архитектура
Гробницы царей - начиная с Тутмоса I все фараоны стали устраивать себе гробницы в долине царей. Гробницы окончательно отделились от заупокойных храмов. Заупокойный храм царицы Хатшепсут состоит из трех террас (15 в. до н.э.). Характерные черты: планы их были прямоугольными и подчинялись единому правилу - все главные части располагались по одной оси, вокруг храмов была глухая каменная ограда. Фасады храмов имели вид пилонов. Перед пилонами, как и в Среднем царстве, устанавливали обелиски и колоссальные статуи фараона. Фасад обращен к Нилу.Наиболее значительными являются два храма в Фивах, посвященные богу Амону.
Зодчий Инени при фараоне Тутмосе (16 в. до н.э.), Аменхотеп и Аменхотеп Младший. Храм в Луксоре был построен Аменхотепом Младшим, был вторым по размерам и значению в стране.
Город Ахетотон при Эхнатоне. Типичным храмом Нового царства является храм в Корнаке - небольшой храм бога луны Хонсу и богини Мум-Сохмет. Скульптура
Обретает конкретные портретные черты. Воспроизводится фактура одеяний. Например, статуи жены наместника Нубии (15 в. до н.э.), царицы Хатмепсут в храме Хатмепсут, статуя Аменхотепа IV (Эхнатон) из храма Ра-Горахте (Корнак), царская семья Эхнатона (рельеф из Амарны) - (14 в. до н.э.), статуэтка молодой Нефертити. Рельефы и росписи
Появились первые образцы египетской графики на папирусе. Сцена охоты Рамсеса на диких быков в Мединет-Абу. Фигура сидящего мальчика.
Готовитесь ли Вы в творческий ВУЗ, собираетесь ли
в турпоездку или просто хотите быстро найти ответ на
какой-либо вопрос из области изобразительного искусства и
зодчества - к вашим услугам КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И
ЗОДЧЕСТВА
Вот ее основные темы в той последовательности, в которой
они появятся в нашей рассылке.
- Основные черты развития развития искусства первобытного
общества. Искусство палеолита и его особености.
Особенности искусства эпохи неолита.
- Своеобразие искусства Древнего Египта и основные черты
его развития. Особенности композиций египетских рельефов,
рельеф с изображением Хесира, древнеегипетская
монументальная живопись, особенности египетского
скульптурного портрета.
- Искусство Древнего царства.
- Искусство Среднего царства. Искусство Нового царства.
- Искусство Шумера и Аккада.
- Искусство Ассирии и Нового Вавилона.
- Искусство Эгейского мира.
- Монументальная живопись дворцов в Кноссе и Тиринфе.
Прикладное искусство.
- Особенности и основные этапы развития античного
греческого искусства. Многофигурные скульптурные группы
эпохи эллинизма (Фернезский бык, Лаокон).
- Искусство гомеровского периода и греческой архаики.
Монументальная пластина Куросы и Коры.
- Чернофигурная вазопись (ваза Франсуа, произведения
Экзекия). Краснофигурная вазопись (мастера Эфроний,
Евримид, Дурис, Брен).
- Искусство ранней греческой классики. Искусство высокой
классики. Искусство поздней греческой классики.
- Ансамбль Акрополя. Ионический фриз Парфенона.
- Греческая скульптура. Сравнение фронтонных композиций
греческих храмов в Эгие, Олимпии, Парфеноне.
- Скульптор Мирон. Творчество скульптора Фидия.
- Трагические и драматические черты в произведениях
Сколаса. Жанрово-лирическое начало в произведениях
Праксителя. Индивидуализация образа и драматическое
развитие психологизма в творчестве Лисиппа.
- Искусство эллинизма.
- Монументальная скульптура Пергама.
- Продолжение традиций искусства классики в произведениях
греческих скульпторов эпохи эллинизма (Ника
Самофракийская, Афродита Миносская).
- Искусство этрусков.
- Особенности и периодизация искусства Древнего Рима.
Искусство Рима времен республики, эпохи империи.
- Древнеримский скульптурный портрет.
- Четыре стиля Помпейской живописи.
- Фаюмский портрет.
- Византийское искусство мозаики, фрески, иконы св. Софии
в Константинополе.
- Романский стиль. Синтез архитектуры, скульптуры и
живописи в романском соборе.
- Готическое искусство. Синтез архитектуры, скульптуры и
живописи в готическом соборе.
- Мозаики Софийского собора в Киеве.
- Рельефы во Владимиро-Суздальской архитектуре.
- Древнерусское искусство и Феофан Грек.
- Рублев и его школа.
- Живопись Дионисия.
- Русское искусство XVIIв. Симон Ушаков.
- Общая характеристика эпохи Возрождения. Северное
возрождение.
- Проторенесанс в Италии. Джотто.
- Искусство раннего возрождения в Италии (Мазаччо, Пьеро
Дела Франческа, Мангенья, Ботичелли, Брунелески,
Донателло, Гиберти).
- Сравнительный анализ ратников Гаттемелате Донателло и
Коллеони Верроккьо.
- Искусство высокого Возрождения (Леонардо да Винчи,
Рафаэль, Микеланджело).
- Рафаэль как мастер монументальной живописи.
- Микеланджело как скульптор, живописец и архитектор.
- Микеланджело. Скульптурные группы надгробий Лоренцо и
Джулиано Медичи.
- Микеланджело. Росписи в Сикстинской капелле в
Ватикане.
- Веницианская школа живописи эпохи Возрождения
(Дж.Беллини, Джорджоне, Тициан, Веронезе,
Тинторетто).
- Общая характеристика Северного возрождения.
- Искусство Возрождения в Нидерландах. Нидерландская
школа живописи (Рогир Ван дер Вейден, Гус, Босх, Брейгель
Мужицкий, Губерг и Ян ван Эйки).
- Искусство Возрождения в Германии. Дюрер, Кранах.
- Искусство Возрождения во Франции (Фукс, Франсуа
Клуэ).
- Итальянская живопись второй половины XVIв. Маньеризм в
Италии (Понтормо, Пармиджанино, Бронзино, Челлини).
- Болонская "Академия" (братья Караччи, Рени, Гверчино,
Доминикино).
- Караваджо и караваджизм.
- Барокко. Л.Бернини как скульптор и архитектор.
- Испанская школа живописи XVI-XVIIIвв. (Эль Греко,
Веласкес, Мурильо).
- Голландская школа живописи XVIIв. (Галье, Рембрант,
Веермеер Дельфский).
- Малые голландцы (Стен, Терборх, Метею).
- Фламандская школа живописи XVIIв. (Рубенс, Ван-Дейк,
Снейдерс).
- Французское искусство XVIIв. (Луи Ленен, Н.Пуссен,
К.Лорренс).
- Итальянское искусство XVIIIв. (Тьеноло, Лонги, Антонио
Канале-Каналетто, Бонито, Гварди, Пиранези).
- Французское искусство XVIIIв. (Ватто, Буше, Фрагонар).
Реализм в творчестве Шардена.
- Английское искусство XVIIIв. (Хогарт, Рейнольдс,
Гейнсборо).
- Пейзаж в английской живописи XIXв. (Костебл,
Тернер).
- Русское искусство XVIIIв. (скульпторы: К.Растрелли,
Шубин, Козловский; портретисты: Рокотов, Левицкий,
Боровиковский).
- Гойя. Портреты, картины, офорты.
- Классицизм во Франции конца XVIIIв.-первой половины
XIXв. Картины Давида.
- Прюдон, Гро, Энгр.
- Романтизм во французской живописи первой половины XIXв.
(Жерико, Делакруа).
- Реалистическая школа живописи во Франции середины XIXв.
(Курбе, Милле, Коро). Барбизонская школа пейзажной
живописи (Дюпре, Тройон, Диаз де ля Пенья, Добиньи).
- Русское искусство первой половины XIXв. (Мартос,
Кипренский, Тропинин, Венецианов, Брюллов, Иванов,
Федотов).
- Русское искусство второй половины XIXв. Товарищество
передвижных выставок (Перов, Крамской, Ге, Мясоедов,
Савицкий, Маковский, Ярошенко).
- Пейзаж в русской живописи конца XIXв. (Саврасов,
Шишкин, Васильев, Куинджи, Левитан).
- Творчество Репина, Сурикова, Васнецова.
- Импрессионизм. Мане, Моне, Ренуар, Дега, Писарро,
Сислей.
- Французские скульпторы конца XIXв.-начала XXв. (Роден,
Бурдень, Майоль).
- Постимпрессионизм. Сера, Синьяк, Сезанн, Ван Гог,
Гоген, Тулуз-Лотрек).
- Русские художники рубежа XIXв.-XXв. (Поленов, Архипов,
Нестеров, Малявин, Коровин).
- Творчество Серова и Врубеля.
- "Мир искусства" (Дягилев, А.Бенуа, Добужинский, Сомов,
Лансере, Кустодиев, Остроумова-Лебедева, Рерих).
- Художественные течения в искусстве капиталистических
стран начала XXв. Фовизм во Франции (Матисс, Марке,
Дерен, Вламинк). Экспрессионизм в Германии. Футуризм в
Германии и кубизм во Франции (Пикассо и Брак).
- Творчество Пикассо и Матисса.
- Искусство Запада конца XIXв.-начала XXв. К.Менье,
Стейнлен, Кете Кольвиц.
- Творческие группировки в русской живописи в
предреволюционные годы ("Бубновый валет" - Кончаловский,
Машков, Фальк; "Голубая роза" - Кузнецов, Сарьян,
Судейкин; "Ослиный хвост" - Ларионов, Гончарова).
- Художественные группировки после революции: АХРР, ОСТ,
ОМХ, четыре искусства.
- Старейшие художники реалистической школы (Поленов,
Васнецов, Нестеров, Рылов, Грабарь, Лансере,
Кустодиев).
- Мастера советской живописи (Петров-Водкин,
Кончаловский, Греков, Иогансон, Герасимов, Дейнека,
Пластов, Пименов, Кукрыниксы).
- План монументальной пропаганды.
- Мастера советской скульптуры (Голубкина, Андреев,
Матвеев, Шадр, Лебедева, Мухина, Коненков).
- Мастера советской графики (Павлинов, Кравченко,
Фаворский, Бруни).
- Мастера советского плаката (Моор, Дени, Маяковский,
Кукрыниксы).
- Отечественная война в произведениях советских
художников.