Своеобразие искусства Древнего Египта и основные этапы
его развития
Додинастический период - 5-4 тыс. лет до н.э. (разложение
родового и становление классового общества).
Раннее царство - с 3000 лет до 2800 лет до н.э.,
Древнее царство - 28-23 в. до н.э.,
Среднее царство - 21-18 в. до н.э.,
Новое царство - 16-11 в. до н.э., Позднмй период - 11-
4 в. до н.э.
Географическая замкнутость позволила стране развиваться
без влияния внешних политических потрясений во всем
своеобразии. Памятники древнеегипетского искусства имели
в подавляющем большинстве культовое назначение.
Замедленный характер развития древнеегипетского общества
породил застойность религиозных представлений.
Ведущей в искусстве Египта всегда была архитектура, но
египетское искусство всегда было комплексным и это его
основная и наиболее характерная черта.
Особенности композиций египетских рельефов, палетка,
мармена (лицевая и обратная стороны, рельеф с
изображением Хесира).
Рельефы на деревянных панелях из гробницы зодчего Хесира
в Саккара (28 в. до н.э.). Зодчий Хесира изображен то
стоящим с принадлежностями для письма и жезлом в руках -
знаком его высокой должности, то сидящим за пиршественным
столом. Его стройная фигура и тонкое лицо с резким
профилем вырезаны на золотисто-коричневых досках
утонченно тонким рельефом. Создается впечатление нервной
игры мускулов под кожей. Рождается образ волевого, умного
человека.
Связь рельефных композиций с полосами иероглифических
текстов. Все четко, все графично в рельефах. Рельеф мало
возвышается над фоном, никогда не теряет связи с
силуэтным рисунком.
Рельефные изображения преобладали в рассматриваемую
эпоху. Техника настенных росписей не была развита в той
же мере.
Древнеегипетская монументальная живопись (расположение
живописи, сюжеты, особенности композиций)
Статуя писца из Саккара, статуя фараона Амененхета III и
Рамзеса II.
Характерно: фигуры фараонов, знати всегда совершенно
неподвижны, застыли в торжественной важности. Их помещали
вплотную к стенам в залах храмов, им молились, приносили
жертвы.
Человек изображался всегда спокойным, уверенным в себе,
здоровым, могучим. Головы - прямо, руки у сидящих
покоятся на коленях, у стоящих - опущены.
Статуэтки слуг и рабов полны движения, жизни (непосильная
тяжесть труда).
Техника настенных росписей не была развита в такой же
мере, как рельефные изображения. Пример настенной росписи
Древнего царства - фрагмент "Гуси на траве", деталь,
сохранившаяся в гробнице сына фараона Снофру и его жены в
Медуме (27в. до н.э.). Гармоничная цветовая гамма из
коричневатых, сероватых и красно-желтых тонов.
Среднее царство - сюжеты: приход в долину Египта
кочевников-азиатов, перевозка крупной статуи номарха
(гробница Хнумхотепа II-20 в. до н.э.). Тональное
объединение изображений с фоном.
Новое царство - росписи царских гробниц в некрополе
Фив.
Особенности египетского скульптурного портрета.
Использование инкрустации и цвета в скульптуре
Египта.
Однообразие спокойных неподвижных поз статуй.
Мужские статуи - краснокоричневые, женские - желтые;
волосы - черные, одежда - белая, глаза -
инкрустированные.
Все диктовалось требованиями культа.
Скульптуры рассчитаны для рассматривания с одной стороны,
как бы прислонены спиной к плоскости каменного блока.
Геометризация египетской скульптуры является ее
характерной чертой.
Скульптура Раннего царства представлена статуями и
статуэтками богов, царей, слуг, пленных из известняка,
гранита, кварцита, дерева, кости, фаянса, меди, золота.
Изображениям придавали спокойные, статичные позы, в связи
с их религиозным, ритуальным назначением. типична статуя
фараона концп II династии Хасегема (3 тыс. лет до н.э.,
Каир). Это изображение связано с праздником "возрождения"
состарившегося царя для обеспечения плодородия всей
страны.
Новые стилистические приемы характеризуют годы
царствования фараонов Аменхотепа II, Аменхотепа III.
Характерна полихромная раскраска статуй (статуя жены наместника Нубии - известняк, конец 15 в. до н.э., Каир).
Незаконченный портрет юной Нефертитт из песчаника,
статуэтка Нефертити в немолодом возрасте.
Готовитесь ли Вы в творческий ВУЗ, собираетесь ли
в турпоездку или просто хотите быстро найти ответ на
какой-либо вопрос из области изобразительного искусства и
зодчества - к вашим услугам КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И
ЗОДЧЕСТВА
Вот ее основные темы в той последовательности, в которой
они появятся в нашей рассылке.
- Основные черты развития развития искусства первобытного
общества. Искусство палеолита и его особености.
Особенности искусства эпохи неолита.
- Своеобразие искусства Древнего Египта и основные черты
его развития. Особенности композиций египетских рельефов,
рельеф с изображением Хесира, древнеегипетская
монументальная живопись, особенности египетского
скульптурного портрета.
- Искусство Древнего царства.
- Искусство Среднего царства. Искусство Нового царства.
- Искусство Шумера и Аккада.
- Искусство Ассирии и Нового Вавилона.
- Искусство Эгейского мира.
- Монументальная живопись дворцов в Кноссе и Тиринфе.
Прикладное искусство.
- Особенности и основные этапы развития античного
греческого искусства. Многофигурные скульптурные группы
эпохи эллинизма (Фернезский бык, Лаокон).
- Искусство гомеровского периода и греческой архаики.
Монументальная пластина Куросы и Коры.
- Чернофигурная вазопись (ваза Франсуа, произведения
Экзекия). Краснофигурная вазопись (мастера Эфроний,
Евримид, Дурис, Брен).
- Искусство ранней греческой классики. Искусство высокой
классики. Искусство поздней греческой классики.
- Ансамбль Акрополя. Ионический фриз Парфенона.
- Греческая скульптура. Сравнение фронтонных композиций
греческих храмов в Эгие, Олимпии, Парфеноне.
- Скульптор Мирон. Творчество скульптора Фидия.
- Трагические и драматические черты в произведениях
Сколаса. Жанрово-лирическое начало в произведениях
Праксителя. Индивидуализация образа и драматическое
развитие психологизма в творчестве Лисиппа.
- Искусство эллинизма.
- Монументальная скульптура Пергама.
- Продолжение традиций искусства классики в произведениях
греческих скульпторов эпохи эллинизма (Ника
Самофракийская, Афродита Миносская).
- Искусство этрусков.
- Особенности и периодизация искусства Древнего Рима.
Искусство Рима времен республики, эпохи империи.
- Древнеримский скульптурный портрет.
- Четыре стиля Помпейской живописи.
- Фаюмский портрет.
- Византийское искусство мозаики, фрески, иконы св. Софии
в Константинополе.
- Романский стиль. Синтез архитектуры, скульптуры и
живописи в романском соборе.
- Готическое искусство. Синтез архитектуры, скульптуры и
живописи в готическом соборе.
- Мозаики Софийского собора в Киеве.
- Рельефы во Владимиро-Суздальской архитектуре.
- Древнерусское искусство и Феофан Грек.
- Рублев и его школа.
- Живопись Дионисия.
- Русское искусство XVIIв. Симон Ушаков.
- Общая характеристика эпохи Возрождения. Северное
возрождение.
- Проторенесанс в Италии. Джотто.
- Искусство раннего возрождения в Италии (Мазаччо, Пьеро
Дела Франческа, Мангенья, Ботичелли, Брунелески,
Донателло, Гиберти).
- Сравнительный анализ ратников Гаттемелате Донателло и
Коллеони Верроккьо.
- Искусство высокого Возрождения (Леонардо да Винчи,
Рафаэль, Микеланджело).
- Рафаэль как мастер монументальной живописи.
- Микеланджело как скульптор, живописец и архитектор.
- Микеланджело. Скульптурные группы надгробий Лоренцо и
Джулиано Медичи.
- Микеланджело. Росписи в Сикстинской капелле в
Ватикане.
- Веницианская школа живописи эпохи Возрождения
(Дж.Беллини, Джорджоне, Тициан, Веронезе,
Тинторетто).
- Общая характеристика Северного возрождения.
- Искусство Возрождения в Нидерландах. Нидерландская
школа живописи (Рогир Ван дер Вейден, Гус, Босх, Брейгель
Мужицкий, Губерг и Ян ван Эйки).
- Искусство Возрождения в Германии. Дюрер, Кранах.
- Искусство Возрождения во Франции (Фукс, Франсуа
Клуэ).
- Итальянская живопись второй половины XVIв. Маньеризм в
Италии (Понтормо, Пармиджанино, Бронзино, Челлини).
- Болонская "Академия" (братья Караччи, Рени, Гверчино,
Доминикино).
- Караваджо и караваджизм.
- Барокко. Л.Бернини как скульптор и архитектор.
- Испанская школа живописи XVI-XVIIIвв. (Эль Греко,
Веласкес, Мурильо).
- Голландская школа живописи XVIIв. (Галье, Рембрант,
Веермеер Дельфский).
- Малые голландцы (Стен, Терборх, Метею).
- Фламандская школа живописи XVIIв. (Рубенс, Ван-Дейк,
Снейдерс).
- Французское искусство XVIIв. (Луи Ленен, Н.Пуссен,
К.Лорренс).
- Итальянское искусство XVIIIв. (Тьеноло, Лонги, Антонио
Канале-Каналетто, Бонито, Гварди, Пиранези).
- Французское искусство XVIIIв. (Ватто, Буше, Фрагонар).
Реализм в творчестве Шардена.
- Английское искусство XVIIIв. (Хогарт, Рейнольдс,
Гейнсборо).
- Пейзаж в английской живописи XIXв. (Костебл,
Тернер).
- Русское искусство XVIIIв. (скульпторы: К.Растрелли,
Шубин, Козловский; портретисты: Рокотов, Левицкий,
Боровиковский).
- Гойя. Портреты, картины, офорты.
- Классицизм во Франции конца XVIIIв.-первой половины
XIXв. Картины Давида.
- Прюдон, Гро, Энгр.
- Романтизм во французской живописи первой половины XIXв.
(Жерико, Делакруа).
- Реалистическая школа живописи во Франции середины XIXв.
(Курбе, Милле, Коро). Барбизонская школа пейзажной
живописи (Дюпре, Тройон, Диаз де ля Пенья, Добиньи).
- Русское искусство первой половины XIXв. (Мартос,
Кипренский, Тропинин, Венецианов, Брюллов, Иванов,
Федотов).
- Русское искусство второй половины XIXв. Товарищество
передвижных выставок (Перов, Крамской, Ге, Мясоедов,
Савицкий, Маковский, Ярошенко).
- Пейзаж в русской живописи конца XIXв. (Саврасов,
Шишкин, Васильев, Куинджи, Левитан).
- Творчество Репина, Сурикова, Васнецова.
- Импрессионизм. Мане, Моне, Ренуар, Дега, Писарро,
Сислей.
- Французские скульпторы конца XIXв.-начала XXв. (Роден,
Бурдень, Майоль).
- Постимпрессионизм. Сера, Синьяк, Сезанн, Ван Гог,
Гоген, Тулуз-Лотрек).
- Русские художники рубежа XIXв.-XXв. (Поленов, Архипов,
Нестеров, Малявин, Коровин).
- Творчество Серова и Врубеля.
- "Мир искусства" (Дягилев, А.Бенуа, Добужинский, Сомов,
Лансере, Кустодиев, Остроумова-Лебедева, Рерих).
- Художественные течения в искусстве капиталистических
стран начала XXв. Фовизм во Франции (Матисс, Марке,
Дерен, Вламинк). Экспрессионизм в Германии. Футуризм в
Германии и кубизм во Франции (Пикассо и Брак).
- Творчество Пикассо и Матисса.
- Искусство Запада конца XIXв.-начала XXв. К.Менье,
Стейнлен, Кете Кольвиц.
- Творческие группировки в русской живописи в
предреволюционные годы ("Бубновый валет" - Кончаловский,
Машков, Фальк; "Голубая роза" - Кузнецов, Сарьян,
Судейкин; "Ослиный хвост" - Ларионов, Гончарова).
- Художественные группировки после революции: АХРР, ОСТ,
ОМХ, четыре искусства.
- Старейшие художники реалистической школы (Поленов,
Васнецов, Нестеров, Рылов, Грабарь, Лансере,
Кустодиев).
- Мастера советской живописи (Петров-Водкин,
Кончаловский, Греков, Иогансон, Герасимов, Дейнека,
Пластов, Пименов, Кукрыниксы).
- План монументальной пропаганды.
- Мастера советской скульптуры (Голубкина, Андреев,
Матвеев, Шадр, Лебедева, Мухина, Коненков).
- Мастера советской графики (Павлинов, Кравченко,
Фаворский, Бруни).
- Мастера советского плаката (Моор, Дени, Маяковский,
Кукрыниксы).
- Отечественная война в произведениях советских
художников.