С 15 века большое значение приобретает масляная живопись. В ее развитии особою роль сыграли нидерландские мастера раннего Возрождения, начиная с Яна ван Эйка. В таких странах, как Германия и особенно Нидерланды, широкие народные движения вызывают потребность в искусстве, в первую очередь развивается гравюра (Дюрер, Гольбейн, Брейгель). Ряд издателей в Нидерландах и Германии создают высокохудожественные издания.
К северу от Альп (Нидерланды, Германия) новый тип архитектуры создавался путем переработки готической архитектуры.
На севере период аналогичный Проторенессансу выявлен не так четко и развивается, в отличие от Италии, опираясь на прогрессивные направления поздней готики. В Нидерландах он наступает к концу 14 века и завершается к 10-м годам 15 века в творчестве братьев Ламбургов и скульптора Клауса Слютера. В Германии эти переходные тенденции не привели к четко выделенному новому художественному этапу. Германия после кратковременного расцвета искусства, подобного Высокого Возрождения в Италии, вступает в полосу упадка.
В Нидерландах, Франции, Англии этот период был временем подъема искусства и дал человечеству Брейгеля, в литературе - Рабле и Шекспира.
Искусство Возрождения в Нидерландах. Нидерландская школа живописи (Рогир ван дер Вейден, Гус, Босх, Брейгель Мужицкий, Губер и Ян ван Эйки).
Нидерланды - одна из самых богатых и передовых стран Европы в 15-16 веках. Но процесс формирования культуры ренессанса протекал здесь медленно. Нидерландское искусство приобрело более народный отпечаток, чем итальянское.
Главные особенности:
1) изображение социальной несправедливости,
2) устойчивость средневековых пережитков и традиций,
3) нидерландское искусство не пришло к утверждению безграничного господства образа совершенного человека,
4) выражает органические связи человека с окружающей средой.
Развитие нидерландской живописи шло по пути постепенного проникновения в религиозные сюжеты; характерно накопление конкретных деталей в рамках декоративного стиля. Ведущую роль в этом процессе сыграла миниатюра, получившая широкое распространение в среде феодальной верхушки конца 14 - начала 15 вв.
Рогир ван дер Вейден
Его трагическое искусство было исполнено взволнованности. С 40-х годов 15 века в нидерландской живописи усилились элементы драматического действия.
"Евангелист Лука, рисующий мадонну".
Узорчатость для художника важнее объемности. Он прекрасный рисовальщик. Достиг признания при жизни. Занимал должность живописца г.Брюсселя.
"Снятие с креста". Гус
Человек замечателен для Гуса только силой своего личного чувства. При этом Гуса влекут чувства трагические. Пример - образ св. Женевьевы ("Оплакивания").
Алтарь Портинари. В закрытом виде алтарь строг и сумрачен. В раскрытом виде - люди и взволнованные ангелы образуют вокруг Марии духовную среду. В алтаре Портинари Гус старается выразить свою веру в душевные возможности человека.
В "Рожденье" художник придает человеческому чувству вселенские черты. В последней работе "Смерть Марии" ощущается кризис творчества Гуса - утрата единства человека и мира. Отчаяние апостолов беспросветно. Босх
Тяга к реальному, конкретизация образа человека, сатирические изображения рода человеческого ("Операция от ума").
"Стог сена" - согласно фламандской пословицы: "Мир - стог сена, и каждый берет из него то, что удается ухватить".
"Блудный сын" - европейское искусство не знало до Босха такого изображения нищеты. Только природа остается чистой, бесконечной. Такое единство естественно.
Последние работы художника сочетают фантастику и реальность прежних работ. В творчестве Босха возникает тема одиночества человека в мире. Брейгель Мужицкий
Питер Брейгель Старший сконцентрировал в своем искусстве все достижения нидерландской живописи предшествующей поры. Цель художника - выражение бесконечной протяженности мира, как бы поглощающего людей.
"Игры детей", "Несение креста".
Природа Брейгеля грандиозна и близка человеку. "Времена года", "Охотники на снегу", "Возвращение стад", "Крестьянский танец".
Ряд мрачных и жестоких картин: "Калеки", "Похитители гнезд", "Слепые", "Пляска под виселицей" - стремление возвратиться к былой гармонии и сознание невозможности такого возвращения. Братья Губер и Ян ван Эйки
Ян ван Эйк был смелым новатором философского склада ума. Основа художественного метода - систематическое изучение натуры.
Гентский алтарь (1426) - самое значительное произведение Северного Возрождения. Внизу - "Поклонение агнцу", в центре - бог отец, Мария и Иоанн-Креститель, в боковых створках - юные поющие ангелы.
"Мадонна каноника ван дер Пале" - фигуры связаны ритмическим строем.
"Мадонна канцлера Ролена" - широкое обобщение.
Ван Эйк утвердил самостоятельное значение портрета. "Портрет кардинала Альбериати" - выражено старческое добродушие, ясность ума. "Человек в красном тюрбане". "Портрет четы Арнольфини".
Литература. "Всеобщая история искусств" под общей редакцией А.Д.Чегодаева, том 3 под общей редакцией Ю.А.Колпинского и Е.И.Ротенберга, изд-во "Искусство", Москва, 1962г.
Готовитесь ли Вы в творческий ВУЗ, собираетесь ли
в турпоездку или просто хотите быстро найти ответ на
какой-либо вопрос из области изобразительного искусства и
зодчества - к вашим услугам КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И
ЗОДЧЕСТВА с древних времен до наших дней.
Вот ее основные темы в той последовательности, в которой
они появятся в нашей рассылке.
- Основные черты развития развития искусства первобытного
общества. Искусство палеолита и его особености.
Особенности искусства эпохи неолита.
- Своеобразие искусства Древнего Египта и основные черты
его развития. Особенности композиций египетских рельефов,
рельеф с изображением Хесира, древнеегипетская
монументальная живопись, особенности египетского
скульптурного портрета.
- Искусство Древнего царства.
- Искусство Среднего царства. Искусство Нового царства.
- Искусство Шумера и Аккада.
- Искусство Ассирии и Нового Вавилона.
- Искусство Эгейского мира.
- Монументальная живопись дворцов в Кноссе и Тиринфе.
Прикладное искусство.
- Особенности и основные этапы развития античного
греческого искусства. Многофигурные скульптурные группы
эпохи эллинизма (Фернезский бык, Лаокон).
- Искусство гомеровского периода и греческой архаики.
Монументальная пластина Куросы и Коры.
- Чернофигурная вазопись (ваза Франсуа, произведения
Экзекия). Краснофигурная вазопись (мастера Эфроний,
Евримид, Дурис, Брен).
- Искусство ранней греческой классики. Искусство высокой
классики. Искусство поздней греческой классики.
- Ансамбль Акрополя. Ионический фриз Парфенона.
- Греческая скульптура. Сравнение фронтонных композиций
греческих храмов в Эгие, Олимпии, Парфеноне.
- Скульптор Мирон. Творчество скульптора Фидия.
- Трагические и драматические черты в произведениях
Сколаса. Жанрово-лирическое начало в произведениях
Праксителя. Индивидуализация образа и драматическое
развитие психологизма в творчестве Лисиппа.
- Искусство эллинизма.
- Монументальная скульптура Пергама.
- Продолжение традиций искусства классики в произведениях
греческих скульпторов эпохи эллинизма (Ника
Самофракийская, Афродита Миносская).
- Искусство этрусков.
- Особенности и периодизация искусства Древнего Рима.
Искусство Рима времен республики, эпохи империи.
- Древнеримский скульптурный портрет.
- Четыре стиля Помпейской живописи.
- Фаюмский портрет.
- Византийское искусство мозаики, фрески, иконы св. Софии
в Константинополе.
- Романский стиль. Синтез архитектуры, скульптуры и
живописи в романском соборе.
- Готическое искусство. Синтез архитектуры, скульптуры и
живописи в готическом соборе.
- Мозаики Софийского собора в Киеве.
- Рельефы во Владимиро-Суздальской архитектуре.
- Древнерусское искусство и Феофан Грек.
- Рублев и его школа.
- Живопись Дионисия.
- Русское искусство XVIIв. Симон Ушаков.
- Общая характеристика эпохи Возрождения. Северное
возрождение.
- Проторенесанс в Италии. Джотто.
- Искусство раннего возрождения в Италии (Мазаччо, Пьеро
Дела Франческа, Мапгенья, Ботичелли, Брунелески,
Донателло, Гиберти).
- Сравнительный анализ ратников Гаттемелате Донателло и
Коллеони Верроккью.
- Искусство высокого Возрождения (Леонардо да Винчи,
Рафаэль, Микеланджело).
- Рафаэль как мастер монументальной живописи.
- Микеланджело как скульптор, живописец и архитектор.
- Микеланджело. Скульптурные группы надгробий Лоренцо и
Джулиано Медичи.
- Микеланджело. Росписи в Сикстинской капелле в
Ватикане.
- Веницианская школа живописи эпохи Возрождения
(Дж.Беллини, Джорджоне, Тициан, Веронезе,
Тинторетто).
- Общая характеристика Северного возрождения.
- Искусство Возрождения в Нидерландах. Нидерландская
школа живописи (Рогир Ван дер Вейден, Гус, Босх, Брейгель
Мужицкий, Губерг и Ян ван Эйки).
- Искусство Возрождения в Германии. Дюрер, Кранах.
- Искусство Возрождения во Франции (Фукс, Франсуа
Клуэ).
- Итальянская живопись второй половины XVIв. Маньеризм в
Италии (Понтормо, Пармиджанино, Бронзино, Челлини).
- Болонская "Академия" (братья Караччи, Рени, Гверчино,
Доминикино).
- Караваджо и караваджизм.
- Барокко. Л.Бернини как скульптор и архитектор.
- Испанская школа живописи XVI-XVIIIвв. (Эль Греко,
Веласкес, Мурильо).
- Голландская школа живописи XVIIв. (Галье, Рембрант,
Веермеер Дельфский).
- Малые голландцы (Стен, Терборх, Метею).
- Фламандская школа живописи XVIIв. (Рубенс, Ван-Дейк,
Снейдерс).
- Французское искусство XVIIв. (Луи Ленен, Н.Пуссен,
К.Лорренс).
- Итальянское искусство XVIIIв. (Тьеноло, Лонги, Антонио
Канале-Каналетто, Бонито, Гварди, Пираневи).
- Французское искусство XVIIIв. (Ватто, Буше, Фрагонар).
Реализм в творчестве Шардена.
- Английское искусство XVIIIв. (Хоггарт, Рейнольдс,
Гейсборг).
- Пейзаж в английской живописи XIXв. (Костебль,
Тернер).
- Русское искусство XVIIIв. (скульпторы: К.Растрелли,
Шубин, Козловский; портретисты: Рокотов, Левицкий,
Боровиковский).
- Гойя. Портреты, картины, офорты.
- Классицизм во Франции конца XVIIIв.-первой половины
XIXв. Картины Давида.
- Прюдон, Гро, Энгр.
- Романтизм во французской живописи первой половины XIXв.
(Жерико, Делакруа).
- Реалистическая школа живописи во Франции середины XIXв.
(Курба, Милле, Коро). Барбизонская школа пейзажной
живописи (Дюпре, Тройон, Диаз де ля Пенья, Добиньи).
- Русское искусство первой половины XIXв. (Мартос,
Кипренский, Тропинин, Венецианов, Брюллов, Иванов,
Федотов).
- Русское искусство второй половины XIXв. Товарищество
передвижных выставок (Перов, Крамской, Ге, Мясоедов,
Савицкий, Маковский, Ярошенко).
- Пейзаж в русской живописи конца XIXв. (Саврасов,
Шишкин, Васильев, Куинджи, Левитан).
- Творчество Репина, Сурикова, Васнецова.
- Импрессионизм. Мане, Моне, Ренуар, Дега, Писарро,
Сислей.
- Французские скульпторы конца XIXв.-начала XXв. (Роден,
Бурдень, Майоль).
- Постимпрессионизм. Сера, Синьяк, Сезанн, Ван Гог,
Гоген, Тулуз-Лотрек).
- Русские художники рубежа XIXв.-XXв. (Поленов, Архипов,
Нестеров, Малявин, Коровин).
- Творчество Серова и Врубеля.
- "Мир искусства" (Дягилев, А.Бенуа, Добужинский, Сомов,
Лансере, Кустодиев, Остроумова-Лебедева, Рерих).
- Художественные течения в искусстве капиталистических
стран начала XXв. Фовизм во Франции (Матисс, Марке,
Дерен, Вламинк). Экспрессионизм в Германии. Футуризм в
Германии и кубизм во Франции (Пикассо и Брак).
- Творчество Пикассо и Матисса.
- Искусство Запада конца XIXв.-начала XXв. К.Менье,
Стейнлен, Кете Кольвиц.
- Творческие группировки в русской живописи в
предреволюционные годы ("Бубновый валет" - Кончаловский,
Машков, Фальк; "Голубая роза" - Кузнецов, Сарьян,
Судейкин; "Ослиный хвост" - Ларионов, Гончарова).
- Художественные группировки после революции: АХРР, ОСТ,
ОМХ, четыре искусства.
- Старейшие художники реалистической школы (Поленов,
Васнецов, Нестеров, Рылов, Грабарь, Лансере,
Кустодиев).
- Мастера советской живописи (Петров-Водкин,
Кончаловский, Греков, Иогансон, Герасимов, Дейнека,
Пластов, Пименов, Кукрыниксы).
- План монументальной пропаганды.
- Мастера советской скульптуры (Голубкина, Андреев,
Матвеев, Шадр, Лебедева, Мухина, Коненков).
- Мастера советской графики (Павлинов, Кравченко,
Фаворский, Бруни).
- Мастера советского плаката (Моор, Дени, Маяковский,
Кукрыниксы).
- Отечественная война в произведениях советских
художников.