Рафаэль как мастер монументальной живописи (1483-1520).
В 1508 году Рафаэль приглашен ко двору папы Юлия II. Он получает заказ на роспись парадных комнат Ватиканского дворца. Дар Рафаэля монументалиста и декоратора проявился в росписи Станцы (комнаты) делла Сеньятура.
Композиции, олицетворяющие четыре области духовной деятельности человека - богословие, философию, поэзию, юриспруденцию:
1. Диспут.
2. Афинская школа.
3. Парнас, Мудрость.
4. Умеренность и Сила.
Напряженным драматизмом выделяется фреска "Изгнание Элиодора".
Высокие достижения в области портрета. Портрет папы Юлия II.
"Мадонна делла седиа" (мадонна в кресле).
"Сикстинская мадонна".
"Мадонна Конестабиле".
"Мадонна со щегленком".
"Прекрасная садовница".
Работам Рафаэля присущ нежный лиризм, одухотворенность.
Микеланджело как архитектор, скульптор и живописец (1475-1564).
Идея творчества - способность человека к героическому подвигу.
Главные архитектурные создания Микеланджело: собор св. Петра и Капитолийская площадь в Риме.
Крупнейшие живописные произведения:
1. "Страшный суд" - фреска на алтарной стене Сикстинской капеллы. Религиозная тема раскрыта как человеческая трагедия космического масштаба (творящий суд Христос).
2. Роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане.
Микеланджело считал себя скульптором. Колоссальная статуя "Давид". Гробница папы Юлия II; для гробницы были выполнены статуи двух пленников и статуи Моисея. Обходя "Скованного пленника" зритель сначала ощущает бессилие прикованного тела, но по мере отхода зритель замечает, как тело начинает крепнуть, перед ним уже герой, бросающий гордый вызов. "Умирающий пленник" - прекрасный герой, сломленный в борьбе за освобождение. "Моисей" - образ человека несокрушимой мощи. "Пьетта" и "Распятия" - темы в поздней скульптуре Микеланджело. В "Пьетта Ронданини" прижатые к друг другу, угловато-изломанные тела Христа и богоматери, их лица, едва высовывающиеся из каменной глыбы, кажутся беспокойными. Здесь нет эмоциональных оттенков, присущих флорентийской "Пьетта", доминирует чувство трагического одиночества человека.
Микеланджело. Скульптурные группы надгробий Лоренцо и Медичи.
Усыпальница Медичи (1520-1534) - это капелла при церкви сан Лоренцо. Небольшое, очень высокое помещение, перекрытое куполом. В капелле две гробницы размещены друг против друга у противоположных стен. Третья стена, против алтаря, занята статуей мадонны, по сторонам от нее статуи святых Косьмы и Долиана. На саркофагах помещены статуи "Утро","Вечер","День","Ночь" - символы быстротекущего времени. В статуях обоих покойных чертогов Микеланджело отказался от портретного сходства, представив их в качестве идеальных героев.
В капелле Медичи Микеланджело выступил как гениальный мастер художественного синтеза. Физическая мощь образов капеллы Медичи оттеняет их духовный надлом. Сдавленные в узких нишах статуи Лоренцо и Джулиано, мучительно изогнутые фигуры времен суток - на всем лежит печать не находящего выхода напряжения. Бесцельна энергия дня, тяжел сон ночи. Только статуя мадонны трактована в ином плане, - глубокое душевное волнение мадонны не переходит в надлом, могучий лиризм этого образа не искажен диссонансами.
Микеланджело. Росписи в Сикстинской капелле в Ватикане.
В 1508 году Папа Юлий II предложил Микеланджело.расписать потолок Сикстинской капеллы. Среднюю часть плафона занимают девять сцен библейской легенды о сотворении мира и жизни первых людей на земле, по углам каждой из этих композиций изображены семь пророков и пять сивилл (прорицательниц). В остальных частях росписи изображены эпизоды из Библии и так называемые предки Христа. Наделяя главные фигуры большими размерами, Микеланджело добился наилучшего выявления отдельных сцен и фигур. Осмотр начинается с "Опьянения Ноя", а завершается "Отделением света от тьмы", то есть в порядке, обратном последовательности событий в Библии. Идея росписи - апофеоз творческой деятельности человека. В "Сотворении Солнца и Луны" летящий в космическом пространстве Саваоф в бурном порыве творит светила. Драматизм замысла фрески "Потоп" не может поколебать веру в несокрушимость человеческого рода.
Работа продолжалась 4 года. Изобразительный язык Микеланджело за несколько лет работы пережил некоторую эволюцию: более поздние фигуры крупнее, усилилась их патетическая выразительность, усложнилось их движение, но характерная для Микеланджело повышенная пластичность сохраняется в них в полной мере.
Литература. "Всеобщая история искусств" под общей редакцией А.Д.Чегодаева, том 3 под общей редакцией Ю.А.Колпинского и Е.И.Ротенберга, изд-во "Искусство", Москва, 1962г.
Готовитесь ли Вы в творческий ВУЗ, собираетесь ли
в турпоездку или просто хотите быстро найти ответ на
какой-либо вопрос из области изобразительного искусства и
зодчества - к вашим услугам КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И
ЗОДЧЕСТВА с древних времен до наших дней.
Вот ее основные темы в той последовательности, в которой
они появятся в нашей рассылке.
- Основные черты развития развития искусства первобытного
общества. Искусство палеолита и его особености.
Особенности искусства эпохи неолита.
- Своеобразие искусства Древнего Египта и основные черты
его развития. Особенности композиций египетских рельефов,
рельеф с изображением Хесира, древнеегипетская
монументальная живопись, особенности египетского
скульптурного портрета.
- Искусство Древнего царства.
- Искусство Среднего царства. Искусство Нового царства.
- Искусство Шумера и Аккада.
- Искусство Ассирии и Нового Вавилона.
- Искусство Эгейского мира.
- Монументальная живопись дворцов в Кноссе и Тиринфе.
Прикладное искусство.
- Особенности и основные этапы развития античного
греческого искусства. Многофигурные скульптурные группы
эпохи эллинизма (Фернезский бык, Лаокон).
- Искусство гомеровского периода и греческой архаики.
Монументальная пластина Куросы и Коры.
- Чернофигурная вазопись (ваза Франсуа, произведения
Экзекия). Краснофигурная вазопись (мастера Эфроний,
Евримид, Дурис, Брен).
- Искусство ранней греческой классики. Искусство высокой
классики. Искусство поздней греческой классики.
- Ансамбль Акрополя. Ионический фриз Парфенона.
- Греческая скульптура. Сравнение фронтонных композиций
греческих храмов в Эгие, Олимпии, Парфеноне.
- Скульптор Мирон. Творчество скульптора Фидия.
- Трагические и драматические черты в произведениях
Сколаса. Жанрово-лирическое начало в произведениях
Праксителя. Индивидуализация образа и драматическое
развитие психологизма в творчестве Лисиппа.
- Искусство эллинизма.
- Монументальная скульптура Пергама.
- Продолжение традиций искусства классики в произведениях
греческих скульпторов эпохи эллинизма (Ника
Самофракийская, Афродита Миносская).
- Искусство этрусков.
- Особенности и периодизация искусства Древнего Рима.
Искусство Рима времен республики, эпохи империи.
- Древнеримский скульптурный портрет.
- Четыре стиля Помпейской живописи.
- Фаюмский портрет.
- Византийское искусство мозаики, фрески, иконы св. Софии
в Константинополе.
- Романский стиль. Синтез архитектуры, скульптуры и
живописи в романском соборе.
- Готическое искусство. Синтез архитектуры, скульптуры и
живописи в готическом соборе.
- Мозаики Софийского собора в Киеве.
- Рельефы во Владимиро-Суздальской архитектуре.
- Древнерусское искусство и Феофан Грек.
- Рублев и его школа.
- Живопись Дионисия.
- Русское искусство XVIIв. Симон Ушаков.
- Общая характеристика эпохи Возрождения. Северное
возрождение.
- Проторенесанс в Италии. Джотто.
- Искусство раннего возрождения в Италии (Мазаччо, Пьеро
Дела Франческа, Мапгенья, Ботичелли, Брунелески,
Донателло, Гиберти).
- Сравнительный анализ ратников Гаттемелате Донателло и
Коллеони Верроккью.
- Искусство высокого Возрождения (Леонардо да Винчи,
Рафаэль, Микеланджело).
- Рафаэль как мастер монументальной живописи.
- Микеланджело как скульптор, живописец и архитектор.
- Микеланджело. Скульптурные группы надгробий Лоренцо и
Джулиано Медичи.
- Микеланджело. Росписи в Сикстинской капелле в
Ватикане.
- Веницианская школа живописи эпохи Возрождения
(Дж.Беллини, Джорджоне, Тициан, Веронезе,
Тинторетто).
- Общая характеристика Северного возрождения.
- Искусство Возрождения в Нидерландах. Нидерландская
школа живописи (Рогир Ван дер Вейден, Гус, Босх, Брейгель
Мужицкий, Губерг и Ян ван Эйки).
- Искусство Возрождения в Германии. Дюрер, Кранах.
- Искусство Возрождения во Франции (Фукс, Франсуа
Клуэ).
- Итальянская живопись второй половины XVIв. Маньеризм в
Италии (Понтормо, Пармиджанино, Бронзино, Челлини).
- Болонская "Академия" (братья Караччи, Рени, Гверчино,
Доминикино).
- Караваджо и караваджизм.
- Барокко. Л.Бернини как скульптор и архитектор.
- Испанская школа живописи XVI-XVIIIвв. (Эль Греко,
Веласкес, Мурильо).
- Голландская школа живописи XVIIв. (Галье, Рембрант,
Веермеер Дельфский).
- Малые голландцы (Стен, Терборх, Метею).
- Фламандская школа живописи XVIIв. (Рубенс, Ван-Дейк,
Снейдерс).
- Французское искусство XVIIв. (Луи Ленен, Н.Пуссен,
К.Лорренс).
- Итальянское искусство XVIIIв. (Тьеноло, Лонги, Антонио
Канале-Каналетто, Бонито, Гварди, Пираневи).
- Французское искусство XVIIIв. (Ватто, Буше, Фрагонар).
Реализм в творчестве Шардена.
- Английское искусство XVIIIв. (Хоггарт, Рейнольдс,
Гейсборг).
- Пейзаж в английской живописи XIXв. (Костебль,
Тернер).
- Русское искусство XVIIIв. (скульпторы: К.Растрелли,
Шубин, Козловский; портретисты: Рокотов, Левицкий,
Боровиковский).
- Гойя. Портреты, картины, офорты.
- Классицизм во Франции конца XVIIIв.-первой половины
XIXв. Картины Давида.
- Прюдон, Гро, Энгр.
- Романтизм во французской живописи первой половины XIXв.
(Жерико, Делакруа).
- Реалистическая школа живописи во Франции середины XIXв.
(Курба, Милле, Коро). Барбизонская школа пейзажной
живописи (Дюпре, Тройон, Диаз де ля Пенья, Добиньи).
- Русское искусство первой половины XIXв. (Мартос,
Кипренский, Тропинин, Венецианов, Брюллов, Иванов,
Федотов).
- Русское искусство второй половины XIXв. Товарищество
передвижных выставок (Перов, Крамской, Ге, Мясоедов,
Савицкий, Маковский, Ярошенко).
- Пейзаж в русской живописи конца XIXв. (Саврасов,
Шишкин, Васильев, Куинджи, Левитан).
- Творчество Репина, Сурикова, Васнецова.
- Импрессионизм. Мане, Моне, Ренуар, Дега, Писарро,
Сислей.
- Французские скульпторы конца XIXв.-начала XXв. (Роден,
Бурдень, Майоль).
- Постимпрессионизм. Сера, Синьяк, Сезанн, Ван Гог,
Гоген, Тулуз-Лотрек).
- Русские художники рубежа XIXв.-XXв. (Поленов, Архипов,
Нестеров, Малявин, Коровин).
- Творчество Серова и Врубеля.
- "Мир искусства" (Дягилев, А.Бенуа, Добужинский, Сомов,
Лансере, Кустодиев, Остроумова-Лебедева, Рерих).
- Художественные течения в искусстве капиталистических
стран начала XXв. Фовизм во Франции (Матисс, Марке,
Дерен, Вламинк). Экспрессионизм в Германии. Футуризм в
Германии и кубизм во Франции (Пикассо и Брак).
- Творчество Пикассо и Матисса.
- Искусство Запада конца XIXв.-начала XXв. К.Менье,
Стейнлен, Кете Кольвиц.
- Творческие группировки в русской живописи в
предреволюционные годы ("Бубновый валет" - Кончаловский,
Машков, Фальк; "Голубая роза" - Кузнецов, Сарьян,
Судейкин; "Ослиный хвост" - Ларионов, Гончарова).
- Художественные группировки после революции: АХРР, ОСТ,
ОМХ, четыре искусства.
- Старейшие художники реалистической школы (Поленов,
Васнецов, Нестеров, Рылов, Грабарь, Лансере,
Кустодиев).
- Мастера советской живописи (Петров-Водкин,
Кончаловский, Греков, Иогансон, Герасимов, Дейнека,
Пластов, Пименов, Кукрыниксы).
- План монументальной пропаганды.
- Мастера советской скульптуры (Голубкина, Андреев,
Матвеев, Шадр, Лебедева, Мухина, Коненков).
- Мастера советской графики (Павлинов, Кравченко,
Фаворский, Бруни).
- Мастера советского плаката (Моор, Дени, Маяковский,
Кукрыниксы).
- Отечественная война в произведениях советских
художников.