Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости словаря искусств он-лайн art.wallst.ru === art.khakasia.ru ===


Информационный Канал Subscribe.Ru

Словарь искусств



ВЕЛАСКЕС Диего Velazquez
Diego
(1599
Севилья - 1660
Мадрид) ис-
панский художник Жизнь Веласкеса

бесспорного главы испанской школы

придворного живописца Филиппа IV

является ярким примером судьбы ху-
дожника: гений
человек
который
благодаря своей прямоте
утончен-
ности и галантности заслужил дружбу
короля и уважение многочисленных
завистников
он вел жизнь достойную
и мудрую
почти не отягощенную со-
бытиями и которую не смогли поколе-
бать даже придворные интриги. Раз-
витие его карьеры
блестящей и
скромной
напоминает Рубенса. Три
основных факта определяют этапы его
биографии: приезд в Мадрид (1623)
после раннего севильского периода и
два пребывания в Италии
первое
длилось 18 месяцев (август 1629 -
январь 1631)
второе - два с поло-
виной года (январь 1649 - июнь
1651). Севильские годы. Диего де
Сильва Веласкес (позже он
подобно
многим художникам того времени
из-
менил порядок своих имен) родился б
июня 1599 в Севилье
в благородной
семье; его отец был португальцем

выходцем из Порто
а мать - из Се-
вильи. Его талант проявился очень
рано и уже в возрасте 12 лет он
поступил в мастерскую Пачеко
живо-
писцу переходного периода
- на
грани отжившего маньеризма и робко-
го реализма
- который был блестя-
щим педагогом
гуманистом и теоре-
тиком искусства и вокруг которого
собирались многие севильские поэты
и живописцы. Веласкес был его люби-
мым учеником; в 1617 он вступает в
цех живописцев
а в следующем году
женится на дочери Пачеко
Хуане

создавшей ему счастливый домашний
очаг (их две девочки родились в
1619 и в 1621). Однако произведения
этого периода отражают не столько
влияние Пачеко
сколько пылкого ко-
лориста Эрреры
у которого Веласкес
некоторое время работал
и Монтань-
еса
мастера полихромной деревянной
скульптуры
а также влияние кара-
ваджистского тенебризма и натура-
лизма
которое в Севилье испытало
все молодое поколение. Сначала это
были "бодегоны"
- яйца
рыбы

кружки
бутылки
как правило
с
крупными фигурами
- подобные Арт-
сену и Бекелару ("Продавец воды в
Севилье"
Лондон
Эпсли Хаус; "Ста-
рая женщина
жарящая яичницу"

Эдинбург
 ац. гал. Шотландии; "Му-
зыканты"
Берлин-Далем
музей;
Завтрак
Санкт-Петербург
Гос.
Эрмитаж) или картины на священные
сюжеты ("Христос в Эммау-се"
Чика-
го
Художественный институт; "Хрис-
тос в доме Марфы и Марии"
Лондон

 ац. гал.) - четко выраженные объ-
емы иногда кажутся словно вырезан-
ными из дерева
они передают факту-
ру материалов и контрасты света и
цвета. В последующих картинах Ве-
ласкес обнаруживает свое мастерство
портретиста; он пишет также религи-
озные композиции ("Явление Марии
св. Ильдефонсу"
Севилья
Архиепис-
копский дворец; "Поклонение волх-
вов"
1619
Мадрид
Прадо). Велас-
кес при дворе. Пачеко
руководивший
делами своего зятя
рассчитывал на
поддержку могущественного андалузс-
кого министра графа Оливареса
что-
бы приблизить художника ко двору
Филиппа V. После первой неудачной
поездки в Мадрид в 1622
Веласкес
вернулся в этот город в следующем
году вместе со своим тестем: благо-
даря графу он получает возмож-ность
написать конный портрет короля и
выставить его на всеобщее обозрение
перед ц. Сан-Фелипе эль Реаль. В
октябре он стал "живописцем короля"
и его личным портретистом
Филипп
IV любил наблюдать за его работой
во дворце. Он писал портреты короля
в рост и поясные
в военной аммуни-
ции и в парадном одеянии
а также
портреты его брата
инфанта дона
Карлоса (1625- 1628
Мадрид
Пра-
до). Отныне почти все его работы
предназначались для королев- ской
семьи; они находятся ныне в Прадо и
создают уникальную картину его
творческой эволюции
несмотря на
то
что ряд знаменитых полотен по-
гиб в пожаре Алькасара в 1734 (нап-
ример
большая картина "Изгнание
морисков Филиппом III"
которая на
памятном конкурсе в 1627 продемонс-
трировала превосходство Веласкеса
над другими королевскими живописца-
ми старшего поколения). Первое пу-
тешествие в Италию. В 1628 Рубене

приехавший в Мадрид с дипломатичес-
кой миссией
сдружился лишь с одним
мадридским живописцем - Веласкесом

который помог ему посетить Эскори-
ал. Эта встреча стала определяющей

направив молодого мастера в сторону
гуманизма и мифологии
присущих
картинам венецианских художников в
королевском собрании; она же вдох-
новила Веласкеса на путешествие в
Италию. После того
как в 1629 он
написал "Вакха" (Мадрид
Прадо)
в
котором сопоставлены несколько дис-
сонирующие образы Вакха и андалузс-
ких крестьян
мастер получает от-
пуск и отправляется сначала в Вене-
цию
где он знакомится "со всем
лучшим
что есть в живописи"
затем
в Фер-рару и Рим
где благодаря
кардиналу Барберини он свободно и в
полном одиночестве изучает Вати-
канские Станци и живет на вилле Ме-
дичи (несмотря на мнение некоторых
современных исследователей
малове-
роятно
что два пейзажа
предвосхи-
щающие Коро
- "Сады виллы Медичи"

Мадрид
Прадо
- датируются этим
временем). Единственным подлинным
произведением
созданным Веласкесом
в Риме
является большая картина из
Эскориала
изображающая сцену при-
несения Иакову одежды Иосифа.
Ве-ласкес завершил свое путешествие
в  еаполе
где он посетил своего
знаменитого старшего современника
Риберу и написал портрет королевы
Марии Венгерской
сестры короля Фи-
липпа IV (Мадрид
Прадо). Апогей
славы. По возвращении в Мадрид
он
оставался здесь на протяжении во-
семнадцать лет
совершив лишь одно
путешествие в Арагон во время кам-
пании против восставших каталонцев
(1644). В Италии он открыл для себя
большой стиль
смягчивший его ри-
сунок и обостривший его видение.
Веласкес теперь свободно располага-
ет фигуры в пространстве
полном
воздуха
и создает гармоничные

присущие только ему одному сочета-
ния серого
охры и зеленого тонов.
Он успешно работает в разных жанрах
живописи. Для своих исторических
картин
которых пишет все меньше

Веласкес часто использует чужие
гравюры или античные статуи: два
Распятия
(Мадрид
Прадо; меньшая
картина
изображающая сцену на фоне
пейзажа
датируется 1631; вторая

большая
переданная монастырю
Сан-Пласидо за "грехи короля"
вос-
ходит
быть может
к картине Сурба-
рана)
Коронование Марии
и "От-
шельники" (композиция заимствована
из гравюр Дюрера). Мифологические
сюжеты он трактует в очень совре-
менном
иногда ироничном духе:
Кузница Вулкана
Марс
и "Венера
перед зеркалом"
мадридская вариа-
ция на ре-нессансную или античную
тему.  аряду с этим
в 1635-1636
Веласкес создает для короля два
больших ансамбля
в которых сосу-
ществуют исторический жанр и порт-
рет. В салоне Рейнос во дворце Ре-
тиро он исполнил конные портреты
Филиппа III
Филиппа IV
инфанта
Бальтасара Карлоса
написанные в
стиле
близком Рубенсу
но с горис-
тым и лесным пейзажем на дальнем
плане
а также картину "Сдача Бре-
ды" (все королевские живописцы тог-
да создали картины
посвященные
последним испанским победам)
кото-
рая является шедевром ритмизованной
композиции и отмечена благородством
в изображении побежденных голланд-
цев. В охотничьем павильоне Торре
де ла Парада
где Рубене создал
большой мифологический цикл
Велас-
кес написал охотничьи портреты ко-
роля
его брата и его сына
в соп-
ровождении собак
а также величавые
философские
портреты - "Эзоп" и
Менипп
 . Третья группа произведе-
ний - это портреты в рост ("Дон Ху-
ан Австрийский") или сидя ("Се-
бастьян де Морра") в придворной
пышной
но безвкусной одежде. Эти
произведения создавались с 1632 по
1649. Творчество Веласкеса не было
очень обильным. Художник никогда не
имел организованной мастерской
его
главным помощником был Хуан Марти-
нес дель Масо
который в 1631 стал
его зятем и исполнил портрет се-
мейства Веласкес в интерьере (Вена

Музей истории искусств). Масо

очень хороший живописец
является

в большой степени
соавтором неко-
торых панорам с многочисленными
персонажами ("Королевская охота в
Аранхуэсе"
Лондон
 ац. гал.; "Вид
Сарагоссы"
1647
Мадрид
Прадо);
он же создал многие реплики с порт-
ретов мастера. Одновременно с коро-
левскими заказами Веласкес пишет
ряд "официальных" портретов - гер-
цога Оливареса (1638
там же)
гер-
цога Модены во время его посещения
Мадрида (Модена
пинакотека Эстен-
се)
графа Бенавенте (Мадрид
Пра-
до)
а также более лиричных
в ко-
торых проявляется влияние венециан-
цев и Эль Греко (портреты жены Хуа-
ны Пачеко
скульптора Монтаньеса

Дама с веером
Лондон
собрание
Уол-лес). Кроме того
Веласкес ис-
полнил своеобразные "портреты" жи-
вотных
в которых воплотились его
качества анималиста ("Белый конь"

Мадрид
Кор. дворец; "Голова оле-
ня"
Мадрид
Дворец Риофрио). Вто-
рое путешествие в Италию и позднее
творчество. В 1649 Веласкес получа-
ет разрешение отправиться в Италию
для покупки антиков и картин. Он
садится на корабль в Малаге
вместе
с испанской миссией
которая отп-
равляется в Тренто за принцессой
Марианной Австрийской (овдовевший
Филипп IV намеревается жениться на
ней вторым браком). Веласкес посе-
щает Северную Италию
Рим и  еа-
поль
где его принимают как знаме-
нитость. В Риме
после портрета Ху-
ана Парехи ( ьюЙорк
музей Метропо-
литен)
он пишет портрет папы Инно-
кентия Х (Рим
гал. Дориа-Памфили)

который был выставлен в Пантеоне и
вызвал единодушное восхищение. Бла-
годаря этому портрету Веласкеса в
1650 принимают в Академию св. Луки.
Художник задерживается в Италии
и
лишь приказ короля принуждает его
вернуться в Испанию. В Мадриде на-
чинается новый этап его творческой
карьеры. Получив должность "aposen-
tador"
Веласкес берет на себя ад-
министративные обязанности. Ми-
лостью короля он в 1659
после дол-
гой проверки "чистоты" крови и от-
сутствия торговой деятельности
по-
лучает платье кавалера св. Иакова

беспримерная честь для художника.
Однако своим положением Ве-ласкес
пользовался только несколько меся-
цев. Следующей весной по случаю
свадьбы инфанты МарииТерезы с Людо-
виком XIV он совершает утомительное
путешествие на границу
чтобы при-
готовить жилье для Двора. Художник
возвращается в Мадрид в июне
исто-
щенный и больной
и умирает через
несколько дней. Его жена пережила
его лишь на неделю. Опись
состав-
ленная после похорон
свидетельст-
вует о его богатстве и включает в
себя предметы мебели
гардероба

драгоценности
книги и предметы ис-
кусства.  емногочисленные поздние
произведения отмечают обновление
тем и стиля художника; главенствую-
щее место занимают теперь образы
молодой королевы и ее детей. Эти
хрупкие и несколько невыразительные
создания
облаченные в свои наряды

трактованы Ве-ласкесом словно кра-
сочные "гармонии": бледно-розовые и
серебристо-серые украшения сочета-
ются с кармином занавесей и приглу-
шенным золотом консолей и зеркал. В
отличие от неподвижных контуров фи-
гур
эти цветовые пятна словно виб-
рируют
придавая реальности ка-
кой-то "магический" вид
скорее
представленный
нежели выраженный
(портреты королевы Марианны
инфан-
ты Маргариты
Мадрид
Прадо; инфан-
ты Маргариты
инфанта Филиппа Прос-
пера
Вена
Музей истории ис-
кусств). Эти поиски синтезируются в
двух больших картинах: "Менины"
(1656
Мадрид
Прадо)
где отражена
будничная жизнь королевской семьи

маленькой инфанты
ее гувернанток и
карлиц
и "Пряхи" (там же)
где миф
об Арахне
ткачихе
наказанной Афи-
ной
изображен на ковре
висящем в
глубине королевской ткацкой мас-
терской. Эти произведения позднего
Веласкеса
поэтическому миру кото-
рых придан несколько таинственный
характер
предвосхищают искусство
импрессионистов Моне и Уистлера

непосредственные предшественники
которых видели в нем реалиста
сни-
мающего с глаз пелену (Мане назвал
его "живописцем живописцев"). Так
Ве-ласкес
оказав влияние на разви-
тие мадридской школы (Карреньо

Клаудио Коэльо) и освободив раннего
Гойю от академизма
стал важным ис-
точником и проводником для создате-
лей современной живописи от импрес-
сионистов до  . де Сталя. Более 50
полотен Веласкеса хранятся в Прадо.
Кроме того
произведения художника
представлены в  ац. гал. в Лондоне
и Музее истории искусств в Вене
а
также в музеях в Барселоне ("Св.
Павел")
Берлине
Бостоне (портрет
Бальтасара Карлоса с карликом)
Бу-
дапеште
Дрездене (портрет Хуана
Ма-теоса)
Мюнхене ("Мужской порт-
рет")
Орлеане ("Св. Фома")

Сан-Паулу (портрет герцога Оливаре-
са) и  ью-Йорке (музей Метрополитен
- "Христос в Эммаусе" и портрет Фи-
липпа IV; Музей Испанского общества
- портрет герцога Оливареса; собра-
ние Фрик - портрет Филиппа IV).
Большая выставка работ художника
прошла в 1990 (Мадрид
 ью-Йорк).

Возврат...


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное