Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости словаря искусств он-лайн art.wallst.ru === art.khakasia.ru ===


Информационный Канал Subscribe.Ru


Словарь искусств



ЛЕ Е

братья Le Nain
les французские ху-
дожники

Антуан (между 1602 и 1610 ?
Дан -
1648
Париж) Луи (между 1602 и 1610
?
Пан - 1648
Париж) Матье (между
1605 и 1610
Лан - 1677
Париж)

Почти забытые с конца XVIII в.
по-
том вызванные из забвения романис-
том Шанфлёри (1850
1862)
сегодня
братья Ленен стоят в ряду величай-
ших французских живописцев. Однако
их творческая биография продолжает
ставить перед исследователями воп-
росы. Все трое родились в Лане; но
из традиционно принятых дат их рож-
дения допустима (и то приблизитель-
но) лишь дата рождения младшего -
Матье (1607)'
даты рождения Антуа-
на (1588) и Лун (1593)
взятые из
спорных источников
следует отнести
к более позднему периоду (между
1597 и 1607 ?). Их детство проходи-
ло в среде относительно зажиточной
и просвещенной
но сохраняющей пря-
мые связи с крестьянством; их отец
Исаак Ленен происходил из семьи
земледельцев и виноградарей в ок-
рестностях Дана; он купил должность
королевского сержанта соляного ам-
бара (1595) и владел многими дома-
ми
виноградниками
лугами и лесами
в Лане и окрестностях. Из пяти
братьев трое младших стали художни-
ками
что совсем не удивительно в
Лане
где в соборе и при монастырях
существовал небольшой
но достаточ-
но активный художественный центр. В
течение года они брали уроки у од-
ного проезжего художника
а затем
сами отправились в Париж совершенс-
твовать свое мастерство. Пренебре-
гая формальностями
медлительными и
дорогостоящими
корпорации живопис-
цев и скульпторов
они оказались в
привилегированном месте
-
Сен-Жермен-де-Пре
где Антуан стал
мастером живописи (1629) и устроил-
ся со своими братьями (улица Прен-
сес). Вся их творческая жизнь раз-
вернулась в Париже
хотя они не об-
рывали связей с Ланом
где остались
их родители и собственность.

Мастерская
где трудились три бра-
та
вскоре стала знаменитой. В 1632
она получила заказ от города Парижа
на "Портрет эшевенов" (не сохранил-
ся). До 1643 Матье пишет портрет
самой королевы Анны Австрийской (не
сохранился). Затем они расписывают
капеллу Марии в Сен-Жермен-де-Пре
(ансамбль погиб во время Революции)
и создают алтарные картины для че-
тырех капелл собора Парижской Бого-
матери ("Распятие"
датированное

1646
утрачено). Их популярность
подтверждается и в литературе того
времени (Дюбай
1644; Сиодери

1646). В 1648 все трое были приняты
в только что основанную Кор. Акаде-
мию живописи и скульптуры. Внезап-
но
24 мая того года
умирает Луи

а спустя два дня Антуан. Матье
ко-
торый по завещанию
составленному
еще в 1646
был объявлен наследни-
ком братьев
стал владельцем доста-
точно большого состояния. "Воинс-
твенный по характеру"
получивший в
1633 чин лейтенанта и служивший в
Кор. армии
он принимает титул "si-
eur de La Jumelle" и стремится за-
нять в обществе место
не связанное
с профессией живописца. Какое-то
время он продолжает работать (порт-
рет Мазарини
поднесенный в дар
Академии
не сохранился)
но вско-
ре
в 1662
получает ленту ордена
св. Михаила
что практически рав-
нозначно дворянскому титулу. Его
стремлением не вспоминать больше о
своем прежнем ремесле и не иметь
ничего общего с памятью о братьях
можно было бы объяснить то забвение
(особенно после его кончины 20 ап-
реля 1677)
в котором оказалось
творчество братьев Ленен.

Творческая биография братьев Ленен
реконструируется на основе 15-ти
подписных и датированных (между
1640 и 1647) картин. Их искусство
долгое время считалось искусством
провинциальным - словно некий заез-
жий фламандец мимоходом создал
крестьянский жанр и
оказавшись во
французской столице
безуспешно пы-
тался приобщить к нему парижскую
публику; провал в исторической жи-
вописи и в портрете окончательно
привел Матье к упадку. Этот образ

созданный романтиками прошлого ве-
ка
должен быть решительно перес-
мотрен.  апротив
братья очень
быстро внушили парижанам почтение к
своим религиозным картинам и порт-
ретам. Около 1640
когда конкурен-
ция учеников Вуз достигла особой
остроты и когда в высшем обществе
развился интерес к бурлеску и
крестьянским мотивам
они стреми-
лись укрепить свой успех
создавая
картины в духе жанра "бамбоччанти"

истолкованного во "французском"
вкусе
а также групповые портреты

которые прежде были во Франции
обетными и официальными и которые
трансформировались теперь
под вли-
янием голландских живописцев
в
настоящие жанровые сцены и уменьши-
лись до размеров кабинетных картин
- искуссное новшество
ставшее
очень популярным в парижском об-
ществе. Их "большая живопись" почти
не известна. Аллегорическая фигура

предназначенная для украшения ками-
на
удивительная "Виктория" (Париж

Лувр) и две мифологических компози-
ции ("Вакх и Ариадна"
Орлеан
Му-
зей изящных искусств; "Венера в
кузнице Вулкана"
1641
Реймс
Му-
зей изящных искусств)
свидетельст-
вуют о том
что братья обладали
посредственным знанием законов ком-
позиции
но свежим и восприимчивым
вдохновением. Сохранившиеся большие
религиозные картины показывают те
же недостатки и те же преимущества
- "История Марии"
написанная в
1630-1632 для капеллы Пти-Огюстен в
Париже (известны 4 картины из 6

одна из них - "Поклонение пасту-
хов"
Париж
Лувр)
еще лишена того
мастерства
с которым исполнены ал-
тарные картины для собора Парижской
Богоматери (известны 2 картины из
4: "Мария со св. Михаилом"
 евер

ц. Сен-Пьер; "Рождение Марии"
Па-
риж
собор  отрДам
прежде - ц.
Сент-Этьен-дю-Мон). В картинах с
менее сложной композицией
монумен-
тальная простота форм усиливает ре-
алистичность видения ("Отдых на пу-
ти в Египет"
частное собрание;
Кающаяся Магдалина
там же - ва-
риант несохранившейся картины на
тот же сюжет
датированной 1643).

Портретное творчество братьев Ленен
сохранилось также плохо
а кроме
того
оно безосновательно раздуто
новыми и очень спорными атрибуция-
ми. Известно лишь несколько досто-
верных портретов
разных по формату
и манере: "Маркиз де Тревиль"
(1644
частное собрание)
Портрет
пожилой женщины
(копия с оригина-
ла
1644
Авиньон
музей Кальве)

поясной "Мужской портрет" (Ле Пюи

музей). Лучше известны групповые
портреты; среди них преобладает се-
рия картин
трактованных как жанро-
вые картины
но с вниманием к соче-
танию искренности и изысканности;
однако сильное освещение игрой бли-
ков преобразует лица ("Кордегар-
дия"
1643
Париж
Лувр; и 5 картин
из бывшего собрания Сейсселя
среди
которых - "Игроки в трик-трак"
Па-
риж
Лувр
и "Танец детей"
Париж

частное собрание). Особенно следует
выделить более строгую и более
близкую голландским образцам компо-
зицию "Собрание любителей" (Париж

Лувр)
а также небольшие по размеру
произведения с неудачной композици-
ей
но более реалистичные и напи-
санные в неожиданно "импрессионис-
тической" манере ("Семейный порт-
рет"
1642
там же; "Групповой
портрет в интерьере"
1647
там
же).

Однако лучшая и не имеющая аналогов
часть творчества братьев Ленен -
это крестьянские жанры
разные по
манере и качеству. Две больших кар-
тины определяют высокое качество их
искусства - "Крестьянское семейс-
тво" (там же) и "Трапеза крестьян"
(1642
там же). Мощное рельефное
построение
сдержанный колорит
в
котором коричневые и серые тона ед-
ва оживлены несколькими цветовыми
пятнами
уверенная простая и в то
же время крепкая фактура
- все это
усиливает искренность и психологи-
ческую интуицию художников
которые
в сцене с несколькими современными
крестьянами сумели выразить кресть-
янскую душу всех времен. Подобные
черты характерны и для меньших по
размеру интерьерных картин ("Посе-
щение бабушки" (Санкт-Петербург

Гос. Эрмитаж; "Счастливая семья"

называемая также "Возвращение с
крестин"
1642
Париж
Лувр). В
Кузнице
(Париж
Лувр) появляется
мотив искусственного света. Боль-
шинство сюжетов тесно связано с
фламандскими темами
но по своей
психологической насыщенности карти-
ны братьев Ленена напоминают
ско-
рее
караваджизм ("Игроки в карты"

Экс-ан-Прованс
музей Гране; "Дра-
ка"
1640 (?)
Кардифф
музей).
Другая группа работ
небольших по
формату
на дереве или на меди

представляет собой интерьерные сце-
ны
чаще всего с группами детей
в
которых отмечен отказ от передачи
действия
и которые близки "наив-
ному" искусству; они написаны широ-
ким мазком
неловкость которого
только кажущаяся. Лучшим примером
такого рода композиций является
Старый музыкант
(1644
Детройт

Художественный институт). При
взгляде на эти сцены в интерьере

еще больше поразительными кажутся
сцены на пленэре. Иногда мотив ув-
лекает художников ("Повозка"
1641

Париж
Лувр)
вплоть до создания
почти чистого пейзажа ("Крестьяне
на фоне пейзажа"
Хартфорд
Уэдс-
ворт Атенеум)
но чаще две проблемы
уравновешиваются в несколько нелов-
кой композиции ("Семейство молочни-
цы"
Санкт-Петербург
Гос. Эрми-
таж). Светлый колорит
свободный
мазок
правдивость серебристой ат-
мосферы придают пейзажу подлинность
и отбрасывают все условности жанра

который устанавливает преемственную
связь от Фуке до Коро.

Задача исследователя усложняется и
еще одной не менее сложной группой
произведений
которая оставляет
границы творчества братьев Ленен
неопределенными. С XVIII в. стали
появляться неверные атрибуции. Дос-
таточно легко отделить произведения
Мишлена; гораздо труднее идентифи-
цировать работы Мастера Процессий
("Процессия с быком"
Париж
музей
Пикассо; "Процессия с бараном"
Фи-
ладельфия
Музей искусства) и авто-
ра многочисленных сцен
которые не-
редко приписываются позднему Матье
("Деревенская трапеза"
Водопой

Париж
Лувр). Другой проблемой

захватившей исследователей на про-
тяжении последних 40 лет
является
распределение картин между тремя
братьями. Однако если предполагае-
мая разница в возрасте (19 лет -
между Антуаном и Матье) уменьшится
на несколько лет
то подобный ана-
лиз потеряет свою актуальность. Ат-
рибуция
предложенная Полем Жамо в
его книге (1929)
до сих пор кажет-
ся наиболее разумной. Антуану он
приписывает выразительные картины с
детьми и небольшие групповые порт-
реты; Луи - крестьянские сцены

преимущественно с глубоким психоло-
гизмом и новым чувством пейзажа;
Матье - элегантные групповые порт-
реты
такие
как "Игроки в
трик-трак".  о это деление
которое
само по себе сталкивается с рядом
значительных трудностей
не может
быть применено к целому ряду произ-
ведений (портреты
в рост
мифоло-
гические и религиозные картины).
 аконец
нельзя забывать и о сот-
рудничестве трех братьев - многие
значительные картины
за исключени-
ем портретов
написаны в две или
даже три руки.

Вероятно
следует говорить о разли-
чиях.и одновременно о глубокой общ-
ности продукции мастерской братьев
Ленен. Всех трех объединяет одно
качество: воплощение идеала эле-
гантности и света
к которому в
1630-1650 стремилась вся парижская
живопись. Их творчество полностью
выражает этот поиск: простота ком-
позиции
разделенной на четкие пла-
ны
внимание к передаче атмосферы

равновесие между глубоким психоло-
гизмом и сдержанной экспрессией

между следованием натуре и элегант-
ностью форм. И если "большая живо-
пись" (Ла Ир
Лесюер) опирается в
разработке этого идеала на итальян-
скую традицию
братья Ленен - рабо-
тая в жанрах портрета и крестьянс-
кого жанра
в которых французское
искусство было тесно связано с фла-
мандской традицией - выражают его в
совершенно оригинальной стилистике

которая осталась практически изоли-
рованным явлением в европейской жи-
вописи XVII в.


Возврат...


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное