ГЛЕЗ Альбер
Gleizes
Albert
(1881
Париж - 1953
Авиньон) фран-
цузский художник
Сын художника по тканям и племянник
неосимволиста Л. Комерра
Глез под
влиянием творчества Ренана и А.
Конта
принимал участие в создании
ассоциации Э. Ренана (1905)
а за-
тем
вместе с Дюамелем и Вкльдра-
ком
- ассоциации аббатства Кретей
(1906)
общества интеллектуалов
выразителем идей которого был Ж.
Ромен. В эти годы Глез отходит от
импрессионизма
в стилистике кото-
рого он работал с 1901
в сторону
синтетизма ("Пиренейский пейзаж"
1908
ью-Йорк
музей Соломона Гуг-
генхейма). Вскоре
однако
под вли-
янием "Портрета Жува" Ле Фоконье
(Париж
ац. музей современного ис-
кусства
Центр Помпиду) и творчес-
ких исканий Леже
он обращается к
сезаннизму
что особенно ярко выра-
зилось в картине "Женщина с флокса-
ми" (1910
Хьюстон
музей)
экспо-
нированной в 40 зале "Салона неза-
висимых" в 1911. Огромная картина
Молотьба хлеба
( ью-Йорк
музей
Соломона Гуггенхейма)
представлен-
ная на выставке "Золотое сечение" в
1912
свидетельствует уже не только
о кубизме
смягченном классическими
чертами
но и о динамической си-
мультанной экспрессии современной
жизни. С 1912
под влиянием Леже
("Футболисты"
1912- 1913)
анали-
тического кубизма Пикассо ("Женщины
за шитьем"
1913
Оттерло
музей
Креллер-Мюллер) и симультанных дис-
ков Делоне
Глез видит в ритмах по-
луциркульных линий "пластические
эквиваленты" ("Портрет Флоран
Шмитт"
1915
Париж
ац. музей
современного искусства
Центр Пом-
пиду). В 1915- 1917 в Америке
он
переживает глубокий кризис
нахо-
дясь под воздействием работ Пикабиа
("Бруклинский мост"
1915
ью-Йорк
музей Соломона Гуггенхей-
ма) и художников "Синего всадника"
("Дом управляющего"
1917). По
возвращении во Францию
он создает
картины
заполненные большими рит-
мизованными
геометрически правиль-
ными плоскостями ("Живопись для
вокзала"
1920
Гренобль
Музей
изящных искусств). В 1923 он пере-
езжает в Серрьер
где готовит изда-
ние книги "Живопись и ее законы"
("Peinture et ses lois")
под воз-
действием мистики крестьянских и
ремесленных групп Моли-Сабаты
ос-
нованных в 1927 в Саблоне (департа-
мент Изер)
в его картинах появля-
ется мотив спирали
апеллирующий к
кельтским
римским и восточным ор-
наментам ("Семь элементов"
1924-1934
Париж
ац. музей совре-
менного искусства. Центр Помпиду).
Произведения Глеза
исполненные
после 1935
характеризуются большим
лиризмом (иллюстрации к "Мыслям"
Паскаля
1948). Автор первой книги
посвященной кубизму ("О кубизме"
Du Cubisme
1912
в соавторстве с
Ж. Метсенже. русский перевод - М.
1913)
Глез опубликовал также мно-
гочисленные этюды об отношении ис-
кусства к религии и обществу: "Ис-
кусство и религия" ("Аrt el religi-
on")
Искусство и производство
("Аrt et production")
Искусство и
наука
("Аrt ei science"
Саблон
Моли-Сабата
1933). В своей главной
работе
Форма и История
("Forme
et l'histoire"
Париж. 1932)
он
говорит о господствующем положении
архитектуры - искусстве. более ду-
ховном и социально организованном и
зависящем от человеческого вообра-
жения. В 1939 Глез переезжает в
Сен-Реми-де-Прованс.
Большое собрание работ Глеза хра-
нится в лионском Музее изящных ис-
кусств. В 1982 Жюльетт РокГлез пе-
редала по завещанию многие произве-
дения художника ац. фонду Графи-
ческих и Пластических Искусств и
основала фонд Глеза
задачей кото-
рого стала популяризация творчества
Глеза. В 1985 в канском Музее изящ-
ных искусств была открыта выставка
работ художника.