МАСТЕР ЧАСОСЛОВА МАРШАЛА БУСИКО
Maitre des Heures du Marechal de Bouci-
cault (работал в Париже в начале XV в.)
франко-фламандский миниатюрист
Его имя происходит от Часослова
иллюст-
рированного около 1405-1410 для Иоанна
II Ле Менгра
маршала Бусико (Париж
му-
зей Жакмар-Андре). Вокруг этого шедевра
парижской школы миниатюры группируется
большое число манускриптов
авторских
или исполненных в сотрудничестве с дру-
гими художниками
например с Мастером из
Бедфорда
и
вероятно
созданных в Пари-
же в 1420-е ("Сокровищница истории"
Па-
риж
Библиотека Арсенала; "Книга чудес"
Тит Ливии
Часослов
Париж
ац.
библиотека; "Диалоги Пьера Сальмона"
Женева
библиотека; "Часослов"
библио-
тека Мазарини
Лондон
Британский музей;
Брюссель
Кор. библиотека; Балтимор
Ху-
дожественная гал. Уолтерса).
Традиционная элегантность парижской ми-
ниатюры оживляется здесь аристократичес-
ки-декоративным изяществом
гаммой ори-
гинальных цветов с преобладанием свет-
ло-зеленого и ярко-красного
разнообраз-
ными мазками. В целом в этих миниатюрах
проявляется яркая индивидуальность мас-
тера
который имел большое влияние в на-
чале XV в. В большей степени
чем его
предшественник Жакмар Эсденский
который
также испытал итальянское влияние
Мас-
тер Часослова маршала Бусико является
новатором в изображении пространства. С
одной стороны
он особенно заботится о
конструкции зданий
даже если их перс-
пектива остается примитивной: архитек-
турные формы в его миниатюрах имеют бо-
лее сложную структуру
интерьеры превра-
щаются в хорошо выписанные комнаты
ви-
димые издали через открытую аркатуру
первого плана. С другой стороны
осозна-
вая роль света
он делает два новых отк-
рытия: воздушную перспективу и внутрен-
нюю светотень. В пейзажах предметы уда-
лены
а низкое небо распространяет пле-
нэрное освещение; в закрытых более тем-
ных комнатах домашняя интимность переда-
на контрастным светом
идущим из раскры-
того окна. Этим новым видением прост-
ранства
этой чувствительностью к свето-
воздушной среде он открывает путь север-
ному реализму
который расцветет у Мас-
тера из Флемаля и Яна ван Эйка. Мастера
Часослова маршала Бусико можно отождест-
вить с Жаком Коэном (упоминающимся в
1398-1404)
работавшим в Париже и в Ми-
ланском соборе (1399).