ПЮСЕЛЬ
Жан Pucelle
Jean (работал в Париже
ок. 1320-1333/1334
Париж) фран-
цузский миниатюрист
С именем Пюселя связывают три про-
изведения
два из которых исполнены
им в сотрудничестве с другими мас-
терами ("Бельвильский бревиарий" и
Библия Робера де Билленга
Париж
ац. библиотека)
а третье пол-
ностью создано им самим. Это - "ма-
ленький сборник проповедей
раскра-
шенных Пюселем"
заказанный в
1325-1328 королем Карлом IV для
своей жены
королевы Жанны д'Эвре.
В настоящее время его отождествляют
с Часословом
хранящимся в ью-Йор-
ке (Клуатры). Современные исследо-
ватели
основываясь на стилистичес-
ком анализе
приписывают мастерской
художника и другие произведения.
Речь идет в основном о книгах
за-
казанных очень знатными персонами:
Часослов Жанны Савойской
Часос-
лов Жанны II аваррской
Часослов
Иоланды Фландрской
и ряд др. Инте-
ресна стилистическая близость между
искусством Пюселя и полупрозрачными
эмалями
украшающими так называемую
Мадонну Жанны д'Эвре
(1339
Па-
риж
Лувр). "Бельвильский бревиа-
рий" и "Часослов Жанны д'Эвре" наи-
более характерны для манеры Пюселя.
С первого взгляда поражает сила во-
ображения и свобода мастера в мини-
атюрах и маргинальных рисунках
(внизу страниц
концовки)
которые
он населяет гротескными фигурами
свидетельствующими о его знакомстве
с рукописями Фландрии и Северной
Франции XIII в. о прежде всего он
был последователем Мастера Оноре;
его стремление к формальному совер-
шенству
хрупкости фигур
анатоми-
ческим и психологическим поискам
вписывается в парижскую традицию.
По своей технике Пюсель превзошел
своих предшественников: он исполь-
зует черные контуры
пунктирные ли-
нии
красные контуры с тенями сан-
гиной и блестящими красками ("Ча-
сослов Жанны д'Эвре"). Он открывает
технику гризайли
благодаря которой
он придает странице большую декора-
тивную целостность
персонажам -
пластичность
а стилю - непосредс-
твенность. Считать ли это влиянием
современных витражей? Был художник
знаком с открытиями Джотто? Как бы
то ни было
итальянские уроки чувс-
твуются как в его иконографии
так
и в стиле. Возможно
некоторые сце-
ны являются французской готической
парафразой "Маэсты" Дуччо. Вместе с
тем новые методы
пришедшие из Ита-
лии
перспектива и светотень восхи-
щают Пюселя. Он стремится
пусть
несколько неловко
разместить фигу-
ры в трехмерном пространстве и
представить их в ракурсе. Эти нов-
шества были бы невозможны без зна-
ния итальянского искусства
что
подтверждает гипотезу о путешествии
художника в Италию. Постепенно
итальянские реминисценции становят-
ся не столь явными. Рукописи
соз-
данные в мастерской Пюселя
свиде-
тельствуют о том
что художник и
его самые способные ученики вырабо-
тали строгий стиль
полный декора-
тивного изящества и чисто парижской
повествовательности; изображение
становится все более реалистичным и
сопровождается углубленным изучени-
ем выразительных средств. В первой
половине XIV в. Пюсель возглавлял
парижскую школу и открыл новые пути
развития искусства миниатюры.