Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Волшебная палитра

  Все выпуски  

Арт-терапия. Где проходит грань между искусством и психологией?


ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА
Рисуем с удовольствием и волшебными результатами!
 

галерея живописи и графики Марины Трушниковой


Добрый день, дорогой мой человечек!

Наступил новый 2011 год. Подходят к концу праздничные каникулы.
Надеюсь, дорогой мой друг, у тебя было достаточно времени для отдыха и творчества.

Что до меня, то бой курантов чуть было не застал нашу семью за ваянием новых коллажей. :) На этот раз это была не привычная "карта сокровищ", а нечто иное.
Захотелось сделать коллаж здоровья.

Мы достали рулон обоев и, следуя методике Остапа Бендера, обвели на них силуэт своей фигуры в полный рост. После небольшой коррекции объемов фигурка была готова к "оздоровлению". Выпотрошив журналы, мы заклеили все пространство внутри фигур мурчащими картинками с подходящим цветом и сюжетом. Как говорится, "чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!" :)
Получился этакий эталонный коврик здоровья. Положительные результаты сего действа я уже ощущаю. :)

Так что 2011 год я для себя назначила Годом Здоровья. А у тебя это какой год будет? ;)


В ответ на тему "мандалы имени" получила письмо от Людмилы. С её позволения приведу его содержание здесь, ибо этот пример показателен для разговора об арттерапии, который пойдет сегодня.

Марина, добрый день.
Очень понравилась идея нарисовать мандалу имени. Ну, или калейдоскоп.

А потом эта идея превратилась в терапию…

Первая мандала, которую я нарисовала, состояла из четырех квадратов и вообще была какая-то угловатая и «кусачая». Основными цветами были розовый и серый.

мандала имени, Людмила

Если посмотреть значения цветов, то понятно, что это сплошной застой. А положительные качества цвета, к примеру, розового, меня тоже не устроили. Наивность – это не то, что мне сейчас нужно.

Поэтому следующим шагом я первую мандалу порвала и дальше долго вырисовывала такую, которая меня бы устроила. Для раскраски я выбрала желтый, зеленый и оранжевый, уже сознательно.

Так сказать, первая мандала была диагностикой, вторая – терапией.

Да и отрицательные качества выбранных цветов для меня сейчас хороши. Например, оранжевый. К отрицательным качествам относятся легкомыслие и жажда престижа. Но если этого нет вообще? Вот тогда это и есть отрицательно! : -)) Да и отрицательное честолюбие зеленого мне не помешает в данный момент. Вот так.

Мандала прилагается.
Спасибо за прекрасный урок.
Людмила

В этой рассылке мы с тобой уже много говорили о цвете и его способности исцелять. И о том, что подобные работы могут не только диагностировать твоё состояние, но и лечить его, если задаться такой целью.

Видимо, именно поэтому многие читатели полагают, что я - арт-терапевт.
И мне даже приходили предложения выступить именно в этом качестве.

Однако это не так. Я не психолог. Я - художник.

И то, что даю в своей рассылке, несколько отличается от традиционной арт-терапии.
Чем? Прежде всего - задачами.

Психолог использует рисунок в качестве инструмента диагностики и лечения.
Для него не важно КАК нарисовано, как это сделано технически. Рисунок - лишь инструмент.
После сеанса арт-терапии ты вполне можешь рисунок уничтожить или, наоборот, использовать в качестве "костыля", амулета. Этот рисунок может быть очень красив, и его можно будет повесить на стену, но ИЗНАЧАЛЬНО ему эта роль не отводилась.

Я же рассматриваю рисунок, в первую очередь, как творческое проявление личности. И обращаю внимание на изобразительную сторону того, что делают мои ученики. Излечение, арт-терапия здесь вторичны. Они неизбежны, потому что рисование несёт в себе положительный заряд и позволяет нам контактировать с подсознанием. Но, повторюсь, моя задача - дать возможность каждому выразить себя В ТВОРЧЕСТВЕ, предоставив для этого набор инструментов: способность чувствовать цвет, линию и форму, умение работать в разных техниках.

Иногда форма того, что делает художник и арт-терапевт похожа. И люди путаются, принимая случайный результат рисования за творчество.


К чему всё это?
Сегодня я хотела бы дать тебе именно АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ МЕТОДИКУ.

Ну, во-первых, чтобы, как говорится, "почувствовать разницу". Не разницу "лучше-хуже", а просто разницу.

А во-вторых потому, что творчество, по большому счету, это форма выражения для более-менее успешного человека. Повторяю, УСПЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА. Т.е. когда у человека есть время, условия и желание посвятить себя чему-то кроме работы, бытовой суеты и личных проблем.

У тебя, дорогой мой друг, есть время рисовать с наслаждением и удовольствием? Отринув все дела и заботы?
Нет? Тогда эта методика для тебя!
(Если ответ положительный, то попробовать тоже стоит, в качестве диагностики...)

ФРАКТАЛЬНЫЙ РИСУНОК

фрактальный рисунок

Авторами этого метода являются психологи Т. 3. Полуяхтова и А. Е. Комов. Они широко известны своими работами в области оздоровительных систем и биоэнергоинформационных технологий.
Их метод фрактального рисунка в этом году отметит своё 20-летие. За это время с методом познакомились тысячи людей. Существует целая плеяда психологов, работающих в этом направлении.

Однако в Интернете мне так и не удалось найти психологов, работающей по этой методике. Сайт авторов находится в мёртвом состоянии. Тем не менее "в народе" метод получил широкое распространение, и уже не один читатель данной рассылки рассказывал мне о нём. Подтверждают, что метод работает.

В чем же суть фрактального рисунка?

Цитирую по книге авторов:

"Особенно значимым был день 14 июля 1991 г. К этому времени уже сложилась технология фрактального рисунка как теста.
Для его выполнения всем слушателям было предложено взять одинаковые листы ватмана (формат А4). Размер был выбран не случайно, он диктовался пропорциями будущего рисунка.
Чтобы исключить влияние сознания на рисунок, в момент выполнения всем тестируемым было предложено закрыть глаза. И, не отрывая руки от листа, в течение 45—60 секунд водить шариковой ручкой по листу, стараясь заполнить большую его часть. Этого времени было вполне достаточно для выполнения первого задания.

На занятии присутствовало сорок девять человек — взрослые и дети. Было очень интересно, какими будут рисунки у детей, что будет на рисунке у молодого человека, что у зрелых людей. Самому старшему слушателю семинара было 56 лет, самому молодому — 6 лет.

Процесс выполнения рисунка с закрытыми глазами походил на удивительное таинство. Было любопытно наблюдать за тем, как все происходит.
Наконец положенные 60 секунд окончились. Все открыли глаза, посмотрели на свои рисунки, и в зале раздался дружный хохот. С тех пор такая реакция тестируемых повторяется уже в течение десяти лет.

То, что было изображено у каждого на листе, действительно вызывало смех. У всех рисунки были разные: у одних прямоугольные ячейки, у других треугольные, у кого-то линии плавные, а у кого-то угловатые, иногда сплошные петли и круги. Правда, при ближайшем рассмотрении оказалось, что некоторые рисунки совпадают по каким-то определенным закономерностям и признакам.

Затем слушателям предложили раскрасить полученный рисунок. Чтобы исключить осознанное влияние на выбор цвета, договорились: карандаши и фломастеры брать только с закрытыми глазами.

Когда все рисунки были закончены, участники семинара увидели целую галерею состояний человека. Особенности авторов рисунков ярко проявлялись в характерных моментах пластики линий, геометрии ячеек и цветовой гамме.

И тогда, на этом семинаре, впервые был применен первый вариант "ключа" расшифровки полученных фрактальных рисунков. Забегая вперед, можно сказать, что "ключ" был очень точно разработан. Это подтвердили дальнейшие десять лет работы, поскольку за это время он практически не претерпел серьезных изменений."

Основа метода - принцип фракталов и фрактальности как таковой. О фракталах я уже рассказывала в этом выпуске рассылки. В данном же методе фрактальность рассматривается таким образом: рисунок - продолжение человека, его малая часть, проекция. И эта малая часть отражает большое целое - человека. Глядя на рисунок, можно диагностировать состояние его автора.

Что замечательно, этому нашлось и научное подтверждение.
На начальном периоде исследований в работе с энергетическими функциями цвета использовалась довольно простая, но эффективная методика. Она позволяла с помощью обычной трипризмы наблюдать цветную радужку над контуром фигуры человека. Совершенно четко было видно, что у каждого человека свое неповторимое сочетание цветовой гаммы. Тогда больше всего удивляло то, что в разном физическом и эмоциональном состоянии у одного и того же человека наблюдалось разное сочетание цветов. Это была настоящая аура (энергетическая оболочка), цветовая гамма которой содержала в себе интереснейшую информацию о человеке.
Самым поразительным оказалось то, что те цвета, которые доминировали в цветовой гамме трипризмы,были теми же цветами, что доминировали в рисунке. Каждый слушатель закрашивал ячейки преимущественно тем цветом, который преобладал в цветовой гамме его ауры, отраженной в трипризме!

Думаю, дорогой мой человек, тебе уже не терпится проверить этот метод на себе. :) Давай приступим!

техника фрактального рисунка

Технология выполнения тестового рисунка

Для того чтобы выполнить тестовый рисунок, необходима более или менее спокойная обстановка и немного свободного времени (около 1 часа).

Необходимые инструменты:
♦ набор цветных карандашей, фломастеров и ручек
как можно большего количества цветовых оттенков;
♦ лист ватмана формата А4;
♦ шариковая ручка черного или темно-синего цвета,
в крайнем случае черный тонкий фломастер.

Как рисовать:

1. Лист перед собой расположить по горизонтали.

2. Шарик ручки устанавливаем в любой точке листа.

3. Закрыв глаза, рисуем непрерывную линию, стараясь заполнить как можно большую площадь листа, в течение 45—60 секунд.

4. Линия должна быть четкая и хорошо прочерченная.

5. Скорость движения ручки средняя, без резких росчерков.

6. Рисуем спокойно, с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали и диагонали, выполняя круговые, овальные и любые другие геометрические фигуры и стараясь разнообразить направления линий и свои движения, а также не допуская частых повторов:
круговых форм;
петлеобразных форм;
8-образных форм;
геометрических форм.

Белый фон рисунка необходимо оставить идеально чистым, без помарок, пятен и надписей.

ВНИМАНИЕ!
Закрашивая тестовый рисунок, карандаши, фломастеры и цветные ручки (из общего набора) надо брать только с закрытыми глазами.

Несколько необходимых советов:

♦ Начало и окончание линии надо обязательно подвести или закруглить к ближайшей точке пересечения. Еще раз подчеркиваем, что линию ведем не резко, со средней скоростью (не очень быстро и не очень медленно). Рука должна двигаться свободно, как бы сама собой. Не изображайте знакомые фигуры (цветы, домики, деревья и др.)

♦ Соотношение крупных, средних и мелких ячеек на площади рисунка должно быть близким к 1/3,
т. е. треть больших, треть средних, треть маленьких.

♦ Если, открыв глаза, Вы обнаружили, что в рисунке изображено большое количество крупных ячеек, необходимо закрыть глаза и еще некоторое время продолжить рисовать линию, стараясь не выходить за пределы листа.

♦ При закрашивании необходимо помнить, что соседние ячейки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом. Если же ячейки соприкасаются в точке и расположены по диагонали, тогда можно.

♦ Ячейки необходимо закрашивать без штрихов, аккуратно и ровно. Самые маленькие ячейки старайтесь закрашивать только ручкой.

♦ Одним цветом можно закрасить либо одну ячейку, либо некоторое количество ячеек, но не более 10—15. В случае когда в руки попадается карандаш одного и то же цвета, то хотя бы одну ячейку, но закрасить необходимо, после чего карандаш возвращается в общий набор.

♦ Допускается и рекомендуется использовать при закрашивании одновременно и карандаши, и фломастеры, и цветные шариковые и гелевые ручки.

Чтобы тест был объективным, я не пишу сразу расшифровки того, что у тебя получилось. Я даю тебе 4 дня на выполнение теста. Думаю, этого достаточно, чтобы найти цветные карандаши. И час свободного времени. А через 4 дня я вышлю следующий номер рассылки с "ключом" к расшифровке рисунка.

Всего тебе хорошего!

С любовью и уважением,
Марина Трушникова


Адрес для вопросов, пожеланий и откликов по рассылке: arttrening@list.ru


В избранное