Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Украина неизвестная

  Все выпуски  

Украина неизвестная Выпуск 164


УКРАИНА НЕИЗВЕСТНАЯ
ВЫПУСК №164


Знаем ли мы украинскую ночь?
Нет, мы не знаем украинской ночи.

В.Маяковский
"ДОЛГ УКРАИНЕ"


ТРИБУН ПОРАБОЩЕННЫХ НАРОДОВ
Путь Ольгерда Бочковского
Ирина КАНЕВСКАЯ


       …Такова уж горькая судьба всех общественных деятелей: при жизни их критикуют, ругают, бесчестят, и только когда они умирают, над гробом поют им дифирамбы. Я придерживаюсь в этом деле взгляда Ивана Франко, которого земляки не раз выводили за скобки Нации как изменника и т.д., но который говорил, что любите и работайте для Украины, мол, из собачьего долга.
       Ольгерд Бочковский, из письма к другу. Прага, 3 сентября 1938 г.

       В контексте «возвращения» выдающихся украинских деятелей на их историческую родину стоит вспомнить и имя Ольгерда Ипполита Бочковского (1885 — 1939). Один из ведущих европейских специалистов по теории нации и национальных отношений, политический деятель, дипломат, журналист, публицист, он все еще остается известным в Украине только узкому кругу специалистов. В 1998 году в Киеве был издан труд Ольгерда Бочковского «Введение в нациологию» (перепечатка мюнхенского издания 1991—1992 гг.) — и это пока все. Биографию ученого приходится восстанавливать буквально по крупицам.
       Ольгерд Ипполит Аполлоньевич Бочковский родился 1 марта 1885 г. на станции Долинская Херсонской губернии (современная Кировоградская область), в семье служащего железной дороги. По окончании в 1903 г. Елисаветградского реального училища два года учился на экономическом отделении Петроградской политехники и в Лесном институте Санкт- Петербурга. Будучи студентом, он был втянут в водоворот революционных событий и после краха революции в 1906 г. вынужден был эмигрировать за границу. Второй родиной для него стала Чехия.
       Находясь в среде чешского народа, который в то время переживал период своей наиболее активной национальной борьбы за создание собственного государства, Ольгерд Бочковский активно приобщился к этим процессам. В Праге он познакомился с выдающимся ученым и политиком Томашем Гарригом Масариком. Это знакомство значительно повлияло на дальнейший жизненный выбор и научную деятельность молодого эмигранта. Большую роль в формировании мировоззрения будущего ученого-нациолога также сыграли прослушанные им (1906—1909 гг.) студии тогдашних выдающихся профессоров философского факультета Карлового университета — Л. Нидерле, Я. Бидла и других. Предметом своих научных исследований Ольгерд Бочковский избрал национальные движения и проблематику национального вопроса. В центре его внимания — прежде всего пример чешского национального возрождения. Второй страной исследования стала Финляндия, которая, по мнению ученого, была примером образцового национально-освободительного движения.
       Свою карьеру молодой социолог начал с публицистической и журналистской деятельности. В этой области он сразу проявил незаурядные способности. В 22 года Ольгерд Бочковский написал первую статью. Она была издана в пражском журнале «Slovansky Prehled». В течение 1907—1910 гг. в этом же издании появилось несколько его исследований, в которых анализировалось положение украинской, польской и финской наций в Российской империи. Дебют О. Бочковского как исследователя национального вопроса состоялся в 1910 году, когда мир увидел его труд на чешском языке «Украинский вопрос» (Ukrajinska otazka). В 1911 году выходят на том же языке книги «Финляндия и финляндский вопрос» и «Смертный приговор и казнь в современной России».
       Накануне Первой мировой войны Ольгерд Бочковский стал членом пражской группы Украинской социал-демократической рабочей партии и до конца жизни так и не изменил политических убеждений. Во время военных действий он, как гражданин вражеской страны, был интернирован австрийским правительством; на некоторое время ему запрещалось свободное передвижение по стране. Когда в рамках Союза Центральных Государств был создан «Союз Освобождения Украины», Ольгерд Бочковский стал его сотрудником, работал в его изданиях «В╕стник СВУ», «Ukrainische Nachrichten».
       За годы Первой мировой войны, помимо многочисленных статей, выходят его работы: «Украина и украинское дело» (1915), «Финляндия и финляндское дело» (1916) и «Порабощенные народы царской империи, их национальное возрождение и автономическое направление» (1916). Эта последняя книга в глазах представителей «белой» российской эмиграции была настолько одиозной, что была публично сожжена после оккупации Киева армией генерала Деникина.
       В конце войны и в связи с нею Бочковский публикует ряд статей, которые потом были изданы одной книгой под заглавием «Национальное дело» (1918). В этом исследовании автор делает уже попытки синтезировать свои опыты национально-освободительной борьбы народов и теоретически обосновать нациологию как науку о нации. Тогда же впервые автором было использовано слово «нациология». Этот труд стал началом для множества дальнейших теоретических исследований, которые поставили Ольгерда Бочковского на почетное место в рядах ученых — творцов новой науки нациологии.
       За годы существования Украинской Народной Республики и к 1923 г. Бочковский работал сначала руководителем пресс-отдела, а потом секретарем Украинской дипломатической миссии в Праге. Он создал и стал редактором издательства «П╕знаймо Укра╖ну», которое выпустило на чешском языке 14 книг с информационными материалами об Украине и украинцах. После окончательной большевистской оккупации украинских земель Ольгерд Аполлоньевич возвращается к журналистике.
       Научная и педагогическая деятельность Ольгерда Бочковского была связана с украинскими высшими учебными заведениями, которые открылись в Чехословацкой республике в первой половине 1920-х годов усилиями украинских эмигрантских сил. С 1923 г. начал преподавать социологию и нациологию в Украинском свободном университете в Праге. Как стипендиат Фонда президента доктора Т. Г. Масарика в этом же учебном заведении был аттестован на доцента социологии. Темой стипендиатской работы стала «Проблема революции в мировоззрении Т. Г. Масарика». Работа не была напечатана и не сохранилась до наших дней.
       В 1924 г. Украинская хозяйственная академия в Подебрадах пригласила О.И. Бочковского на должность доцента кафедры социологии и теории нации, где он работал до окончательной ликвидации учебного заведения, отдаваясь научной и общественной работе. Глубокая эрудиция Ольгерда Бочковского, феноменальная память и знание двадцати языков европейских народов давали ему возможность всесторонне изучать по первоисточникам его любимую проблему национальных движений среди негосударственных народов. Например, летом 1928 г. О. Бочковский поехал во Францию, поскольку ему необходимо было «для своей работы — Типология национального возрождения — перевести некоторые студии во Франции (движение провансальское, бретонское, португальское и вообще современные направления в этом государстве)».
       Ольгерда Аполлоньевича с полным правом можно считать духовным учеником Т. Г. Масарика. К мировоззрению молодого ученого, его национальным взглядам, под воздействием Масариковой науки, добавились высокие идеи гуманизма, идея ценности человеческой личности. Он был борцом за идею самостоятельного развития национальной культуры, являющуюся, по его мнению, необходимой предпосылкой национального освобождения. Ученый поставил себе целью научного исследования тезис, что «нет народов ни больших, ни малых, есть только народы, каждый из которых имеет право на независимое существование». Этой идеей проникнуты почти все его научные труды.
       Известным широкому кругу О. Бочковский стал особенно после того, как на книжном рынке появилась его работа «Борьба народов за национальное освобождение». Она вышла 1932 г. как первый выпуск цикла исследований, среди которых в течение 1930-х годов были изданы «Национальное пробуждение цветного человечества», «Национальное возрождение кельтов», «Украинская проблема как мировая» и теоретическое завершение этого цикла — «Современная нация».
       Период работы ученого в Украинской хозяйственной академии был вообще наиболее плодотворным в его научной и литературной деятельности. Кроме упомянутых уже публикаций за это время также были напечатаны его работы «Чека» (1928 г.), «Национальное пробуждение, возрождение и самоопределение» (1930 г.), «Введение в нациологию» (1934— 1935 гг.), которое в сокращении вышло также на немецком языке под заголовком «Национальный вопрос». Кроме того, в печать были направлены, однако не были изданы исследования «Б. Бьернсон — самостоятельность Норвегии и украинский вопрос», «Муринское дело в Америке» и «Панафрика». В 1931 г. вышла в свет монументальная монография «Т.Г. Масарик: Национальная проблема и украинский вопрос (попытка характеристики и интерпретации)», в которой освещалась деятельность чешского политического деятеля, его видение украинского вопроса и т. п. Экземпляр труда хранится в Национальной библиотеке Украины имени В.И. Вернадского.
       Человек блестящих способностей, Бочковский был также талантливым публицистом и лектором. Немало своего времени он отдавал публичным выступлениям по приглашению украинских и чешских организаций со всех концов Чехословацкой республики. Как личность высокогуманная и откровенная, Бочковский пользовался огромной популярностью в украинских общественных кругах различных политических взглядов и общественных симпатий. Он всегда предлагался на руководящие должности тех организаций, задачей которых было объединить все направления для достижения единой национальной цели, как это было, например, при создании в Чехословакии Комитета помощи голодающим на Украине. Эта организация, созданная в 1933 г. под председательством Бочковского, развернула активную работу по сбору средств для голодающих в Украине, подготовила ряд протестных акций при участии Центрального союза украинского студенчества, Союза подкарпатских студентов, общества «Просв╕та» в Ужгороде и т. п.
       Чувствуя необходимость более активных действий, Ольгерд Бочковский обратился с открытым письмом к главе французского сената Эдуарду Эррио, который выразил поддержку большевистской власти и отрицал голодомор в Украине. В своем письме, которое обнародовали отдельные европейские журналы, за исключением коммунистических, ученый прибег к резкой критике такой позиции политика. Ольгерд Аполлоньевич обратил внимание французского радикала, что если бы «все эти живые и мертвые жертвы большевистского террора, единственным преступлением которых была любовь к родному краю и преданность собственному народу… все они вышли бы Вам навстречу. Не знаю, хватило ли бы пространства Киева и Харькова, чтобы вместить эту печальную процессию. Увидев их и услышав историю их страданий и мук — Вы вряд ли посмели бы говорить с таким восторгом о достижениях и преимуществах советского строя. Потому что чего стоят все эти большевистские гиганты, образцовые коммуны, колхозы и т.д., если они построены ценой такого неслыханного жестокого террора, ужасных жертв, замученных насмерть!». Открытое письмо О. Бочковского к Э. Эррио вызвало резонанс в Европе, в частности в Галичине и ее столице. Одной из первых обнародовала его 9 сентября 1933 года авторитетная львовская газета «Д╕ло».
       Начиная с 1934 г., Ольгерд Аполлоньевич возглавлял Общество сторонников Украинской хозяйственной академии. Эта организация под лозунгом «Народ Себе!», поставила своей задачей содержание учебного заведения собственными силами украинских граждан.
       «Трибун порабощенных народов» — так называли Ольгерда Бочковского в газетах украинских эмигрантских организаций Канады и США. В Северной Америке ученый был с рабочим визитом летом—осенью 1936 г. Местные и европейские газеты подробно освещали поездку. В частности, один из журналистов оставил свои впечатления от встречи с ученым: «Относительно молодой еще мужчина, среднего роста, с красивыми задумчивыми глазами, профессор Бочковский уже одним своим внешним видом вызывает к себе симпатию. Эта симпатия еще больше увеличивается во время разговора с ним. Он просто завораживает собеседника своей корректностью, простотой и особой искренностью и сердечностью. А вместе с тем сразу чувствуется его высокая интеллигентность, глубокая эрудиция и чрезвычайная ясность мышения. Это тип настоящего европейского ученого в самом лучшем смысле этого слова. За воспитанной достойной скромностью, в каждом предложении его слышится стойкость и твердое убеждение в провозглашаемых им основах, смелость и искренняя правдивость. Профессор Бочковский всем живо интересуется, обо всем имеет свое выкристаллизованное мнение. Когда говорит — слушал бы его бесконечно. Это энциклопедия знаний. А его изысканный литературный язык действует на слушателя, как музыка».
       После успешного пребывания О. Бочковского в Канаде Институт им. П. Могилы в Саскатуне принял решение систематически приглашать ученых из европейских эмигрантских организаций. В 1937 и 1938 гг. сюда со своими публичными выступлениями приезжал профессор Д. Дорошенко.
       Осенью 1937 г. Ольгерд Аполлоньевич посетил общества украинской эмиграции во Франции. Выступления вызвали большой интерес и проходили в присутствии многочисленной публики. В 1938 г. была запланирована новая поездка О. Бочковского в Канаду и посещение Соединенных Штатов Америки, однако на пути реализации планов стала болезнь ученого. «У меня сложная и современная болезнь крови, которая уже полгода меня поедает и на более длительное время, по-видимому, выбросила из нормальной работы», — именно так описал он лейкемию в письме к своему другу, редактору канадской газеты «Укра╖нський Голос» М. Стецишину.
       Пребывая на лечении в госпитале и несмотря на запреты врачей, Ольгерд Бочковский в 1938 году продолжает работать. В центре его научных интересов — исследование влияния А. Гитлера и фашизма на мировое сообщество и их роль в решении украинского вопроса, идеализация молодежью нового явления и развенчания «фашистского дурмана». Было запланировано издать серию статей в канадской газете «Укра╖нський Голос», чтобы «остудить головы наших земляков». Кроме того, ученый спешил закончить свой учебник «Основы журнализма».
       Автономный статус Карпатской Украины не оставил украинских эмигрантов в стороне. Это был глоток свежего воздуха. По целому миру они начинают собирать средства для молодого образования, на территории которого в будущем могло бы появиться вполне независимое Украинское государство. Чешская украинская община приняла решение о перенесении деятельности учебных заведений в Закарпатье. Однако возвращаться в Украину Ольгерд Бочковский отказался. Причина достаточно проста. По его мнению, для молодого государства необходимы молодые и воспитанные в европейских традициях политики и чиновники. В письме от 25 октября 1938 г. к В. Сапицкому он, в частности, отмечал: «С Прикарпатьем нужно активно действовать, чтобы не опоздать, потому что туда едут всякие проходимцы и могут наделать разных глупостей… Думаю, что надо и немедленно послать нашего «обсерватора». Всякие политические трупы и авантюристы, как гиены, набросились на это несчастное Прикарпатье и проворачивают свои аферы. Они могут многое испортить. Нужно поэтому не тратить попусту время и активизировать наше дело… Лично я получил консеквенции и отстранился от всякого общественного труда на главных позициях. Рабочим обычным я, конечно, остаюсь. Но на Прикарпатье ехать не собираюсь и когда там появилась наша школа… Я только закончу свои начатые труды и тогда кончаю свою «научную» карьеру. Нужно искать и для школы младший и политически нескомпромитированный элемент. Его можно будет найти. Ведь сотни наших людей закончили европейские школы».
       Лечение было экспериментальным и некоторое время давало положительный результат. Однако окончательно преодолеть недуг так и не удалось. 9 ноября 1939 г. ученый умер в Праге.
       Ольгерд Бочковский был ярким представителем украинской интеллигенции, научные взгляды которой питались идеей права каждого народа на свою национальную и государственную самобытность. Он был первым в мире ученым, который попытался объединить многочисленные теории в единую науку о нации — нациологию. В своих научных положениях он выходит за пределы выяснения и исследования сугубо украинских проблем. Его работы являются вкладом в мировую сокровищницу знаний.

      (Опубликовано в газете "День", № 201, 18.11.2006 г.).



      Высказать свои замечания, пожелания автору рассылки можно по адресу: country.ua.unknown-owner@subscribe.ru. Заранее благодарю.
До встречи!
Берегите себя!
Всегда ваш Dr. Sokha



ПОДПИСКА

Рассылки Subscribe.Ru
Украина неизвестная

Рассылка 'Украина неизвестная'

В избранное