Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Украина неизвестная

  Все выпуски  

Украина неизвестная Выпуск 138


УКРАИНА НЕИЗВЕСТНАЯ
ВЫПУСК №138


Знаем ли мы украинскую ночь?
Нет, мы не знаем украинской ночи.

В.Маяковский
"ДОЛГ УКРАИНЕ"


ХРАМЫ ПОДОЛА
История нетленной красоты
Оксана ШАПОВАЛ


       Долгое время Подол был фактически главным районом Киева, а на сегодня он является ярким отражением многовековой политической и экономической жизни города. Самыми величественными культурно-историческими памятниками являются храмы, которых здесь очень много.
      Древнейшим храмом Киевской Руси считается церковь святого Ильи. Это мнение основывается на отрывке из «Повести временных лет», датированной 944 г. Существуют противоречивые предположения относительно расположения храма. Из текста летописи видно, что «Ручай», над которым находилась церковь, был как-то связан с Боричевым спуском, который проходил по северо-восточным склонам Старокиевской (Андреевской) горы. Именно под склоном этой горы начинался Борисоглебский Ручей, обозначенный на плане Киева 1695 г. Согласно преданиям, храм святого Ильи построен киевскими князьями Аскольдом и Диром. Будучи язычниками, они осуществили поход на Константинополь, пытаясь его захватить. Защищаясь от врагов, горожане во главе с императором и патриархом стали молиться Богу и опустили ризу Божьей Матери в море. Летопись рассказывает, что после этого неожиданно поднялась буря, которая потопила корабли русов. Увидев такое чудо, киевские князья приняли крещение и, вернувшись в Киев, построили церковь святого Ильи. Это произошло еще за полстолетия до принятия Русью христианства. Существует мнение, что крещение киевлян в 988 г. происходило около церкви святого Ильи, возле воды. Ведь в соответствии с церковными канонами человека после крещения вводят во храм. А на то время это была единственная православная церковь. Основателем храма считается киевский мещанин Петр Гудима. Его семья в течение длительного времени заботилась о храме. До наших дней сохранился портрет сына строителя храма — Ивана Гудимы. Как считает П. Билецкий, портрет написан к 100-летнему юбилею Ивана Гудимы для Ильинской церкви. На портрете есть надпись: «Гудимовым летам кто хочет дождати, Гудимовому житию изволь подражати». Сейчас портрет находится в музее изобразительного искусства города Киева. Сведения о внешнем виде первичного храма святого Ильи не сохранились. Известно только, что он был деревянным. А в 1692 г. на средства семьи Петра Гудимы была построена каменная церковь. В первой половине XVIII ст. была построена двухъярусная колокольня и установленны ворота храма в стиле украинского барокко, выполненные выдающимся украинским зодчим И.Г. Григоровичем-Барским. В 1718 г. церковь пострадала от пожара, а в 1755 была восстановлена есаулом Павлом Гудимой. Видимо, именно тогда к ней был пристроен теплый придел Иоанна Крестителя. Значительные потери понесла церковь во время пожара 1811 г., который охватил весь Подол. В 1818 г. вместо сгоревшего был установлен новый иконостас. В первой половине XIX ст. к церкви с южной и западной сторон пристроили небольшие притворы. Таким образом, на это время приходится завершение формирования архитектурного ансамбля церкви.
      После октябрьского переворота и гражданской войны церковь около полутора десятков лет оставалась действующей. В 30-е годы ее закрыли и превратили в зерновой склад. Во время Отечественной войны церковь снова стала действующей. И с тех пор по сегодняшний день в храме проводятся богослужения. В 1990-х годах был отреставрирован фасад храма и прилегающих к нему помещений, сделан новый иконостас, открыта воскресная церковно-приходская школа и крестильня.
      Интересна история храма Успения Пресвятой Богородицы, более известного как Пирогоща. Лаврентьевская летопись называет основателем церкви Пирогощи князя Мстислава, сына Владимира Мономаха: «В лето 6639 (1131) Мстислав ходи на Литву и взем полон мног и воротится опять. В то же лето заложи церковь Мстислав святыя Богородице Пирогощюю». Строительство храма было закончено в 1135 г., уже после смерти Мстислава (1133), во время княжения его брата Ярополка. Существуют несколько гипотез происхождения названия церкви. «Название «Пирогоща» состоит из двух частей: «пиро» и «гоща». «Гоща происходит от слова «гость» — купец, а значение слова «пиро» (или «пир») связывают с греческим переводом слова «пшеница», древнеславянским «просо», «пшено», древнерусским «пира» — рожь, мука, пирог и т. д. Подобный анализ, проведенный К. Гупайло, позволяет заключить, что церковь была построена, а возможно, принадлежала купцам, занимающимся торговлей хлебом. Письмена гетманов Многогрешного и Самойловича 1670 и 1672 годов свидетельствуют о праве Успенской церкви собирать подати за продажу зерна на территории Киева. В письменных источниках XVI ст. Пирогоща известна под названием Успенская церковь. Это название связано с праздником Успения Божьей Матери.
      Во время монголо-татарского ига Пирогощу постигла участь большинства киевских храмов. Она была разорена и долгое время лежала в руинах. Восстановление церкви относят ко временам княжения в Киеве Симона Олельковича. Есть документальные свидетельства об освящении церкви в 1472 году и ее ремонте в 1613 г. В 1772 г. храм был отреставрирован известным украинским зодчим Григоровичем-Барским, живущим рядом с церковью. Есть сведения, что отец архитектора служил в Успенской церкви священником. И сын, и отец были похоронены на кладбище, расположенном недалеко от храма. После пожара 1811 г. церковь довольно долгое время находилась в упадке. М.К. Каргер писал, что исследования церкви в начале 30-х годов ХХ ст. позволили установить, что ее древние части сохранились значительно лучше, чем считали исследователи раньше. Но результаты этих работ практически неизвестны. Церковь неоднократно ремонтировалась и перестраивалась. При археологических исследованиях в древней кладке следы этих работ видны в разных местах.
      Храм был популярным местом погребения киево-подольской аристократии. Все его внутреннее пространство буквально забито склепами XVIII—XIX в., которые размещались в 2—3 яруса друг над другом. В одном из погребений найдено ожерелье из стеклянных и деревянных бус, в другом — книга в кожаном переплете. Во многих — остатки одежды с нашивными украшениями. Во время раскопок собрана большая коллекция русских, польских, литовских, шведских и турецких монет ХV— ХIХ в. В 1990-х годах были собраны общественные средства на реставрацию храма, выдвигались предложения отстроить его в стиле VII в. Это вызвало споры в профессиональных кругах и общине. Но все же реконструкция была проведена (1996—1998 гг.). После этого церковь была освящена митрополитом Украины Филаретом. Теперь это действующий храм, принадлежащий Украинской православной церкви Киевского патриархата.
      По-видимому, нет киевлянина, который не знает о существовании Десятинной церкви. Именно она считалась самым выдающимся сооружением Киева в Х в. (989—996 гг.). Ее называли главным композиционным центром «города Владимира». По окончании строительства Владимир устроил большой пир: «Сотвори же праздник велик в тот день боярам и старцем градским, и убогим имением много». На содержание церкви князь пожертвовал десятую часть своих прибылей, из-за чего ее и назвали Десятинной. Десятинная церковь была роскошно украшена: стены расписаны фресками, мозаикой, пол выложен цветными глазурованными плитками. Для оформления церкви использовался мрамор (колонны, капители и тому подобное). В одной из летописей она названа «мраморяной». Вокруг церкви возвышались княжеские дворцы, остатки которых обнаружены на запад и юг от храма. Они также были украшены глазурованными плитками, фресковой росписью. В декабре 1240 г. Десятинная церковь стала последним оплотом киевлян. Тут собрались защитники города, окруженные полчищами ханской орды. Как сообщает летопись, церковь рухнула, не выдержав веса огромного количества людей, которые собрались там.
      Есть также на Подоле приход, который принадлежит к Украинской Автокефальной православной церкви. Это храм Николая Набережного. Как гласят народные сказания, храм в честь св. Николая был построен еще в IХ в. Сведения о формах и материалах, из которых он был построен, не сохранились. Письменные источники свидетельствуют, что с ХVI в. существовала деревянная церковь св. Николая, которая впоследствии была уничтожена пожаром. С 1677 года на том же месте была снова построена деревянная церковь с одной апсидой, что зафиксировано в плане Киева за 1695 год. Возле деревянного храма в начале 1772 года начались работы по возведению нового каменного храма св. Николая Набережного. Автором этого шедевра архитектурного искусства был выдающийся украинский зодчий Иван Григорович-Барский.
      Восстановление церкви и прилегающих помещений происходило довольно долго. Освящение отстроенной церкви состоялось в октябре 1812 года после того, как в храме установили иконостас, приобретенный в Киево-Печерской лавре. Храм действовал до 1860 года, а потом, в 1863 году, возле основного храма был построен трапезный храм с колокольней, в честь Благовещения Божьей Матери. Долгое время храм оставался без хозяина и без присмотра, хотя и был внесен в перечень памятников архитектуры, которые охраняются государством. Украдено несколько старинных икон. С 1970 года проводилась реставрация храма и монументальной живописи. С 1992 года церковь св. Николая Набережного опять приобрела статус действующей. Начались регулярные богослужения. А 20 октября 1995 года, после смерти патриарха Владимира (Романюка), община на общем собрании приняла единодушное решение о переходе в каноническое и организационное подчинение УАПЦ. Но путь к официальному признанию оказался сложным и тернистым. Только в феврале 2000 года, после длительных судебных процессов, постановлением Коллегии Верховного Суда Украины была окончательно подтверждена правомерность волеизъявления прихода относительно пребывания в лоне УАПЦ.
      Одно из красивейших сооружений ХVIII в. на Подоле — киевская Покровска церковь. Ее архитектурный ансамбль состоит из самой церкви ХVIII в., двухэтажной пристройки, обустроенной в начале ХIХ в. и колокольни, построенной во второй половине ХVIII в. Двор храма частично огражден кирпичным забором с воротами и частично — металлической решеткой на ажурной кирпичной парапетной стене. В центре находится кирпичная аркада с воротами и калитками. Здание выполнено в стиле украинского барокко Иваном Григоровичем-Барским.
      Относительно года строительства существует две версии: первая — 1772 год, вторая — 1766 год. Две версии документально обоснованы. Хотя современные историки и археологи склоняются ко второй. В давние времена, еще до монголо-татарского нашествия, считалось, что Божия Матерь покровительствует над Русью. Позже почти по всей Украине строились храмы в честь Святой Покровы, а изображение Покровы Божьей Матери становится патронатным для украинского казачества. Таким образом, речь идет о церквях самой влиятельной общественной силы того времени на Украине — казачества.
      Церковь Покровы Богородицы была построена во времена расцвета стиля барокко, который наиболее отображал менталитет украинской нации. В европейских странах этот стиль получил признание в ХVII в. — первой половине ХVIII в. В Украине стиль барокко распространился во второй половине ХVII в. Для него характерна динамичность в построении, пышная декоративность. Сочетание барокко с элементами народной архитектуры стало основой своеобразного стиля — «украинского барокко». В своей книге «Стили в архитектуре Украины» Ю. Асеев пишет: «Стиль барокко был противоречивым и неоднозначным. Так в разных странах он выражал идеи и дворянской культуры времен расцвета абсолютизма, и борьбы за национальное единство, и вкусы бюргерства». Именно украинское барокко характеризовалось сочными формами, любовью к роскошному орнаменту, насыщенным цветам. По-видимому, наиболее ярким мастером, который творил в данном стиле, был И. Григорович-Барский.
      Он родился в 1713 году в городе Киеве на Подоле, скорее всего в семье священника Киево-Подольской Успенской церкви. Существует гипотеза, что родом он из многодетной семьи киевского лавочника, но это сомнительно, потому что лавочники в Украине не могли иметь двойных фамилий. Такую фамилию мог иметь дворянин или священнослужитель. И. Григорович-Барский получил образование в Киево-Могилянской академии. Он формировался как художник в среде талантливых художников, живописцев, архитекторов. Но особое влияние на молодого архитектора оказала архитектурная школа К.Б. Растрелли. Талант Григоровича-Барского расцветал в период наивысшего подъема украинского барокко, что повлияло на творческие вкусы архитектора. Биографические данные достаточно ограничены. В январе 1744 года И. Григорович-Барский женился. Семья у него была большая, в ней родилось 15 детей. В конце 1740-х годов он занимает должность магистра. Впоследствии становится главным архитектором киевского магистрата. И можно сказать без преувеличения, что во второй половине ХVIII в. архитектура Подола определялась, в основном, его сооружениями. Как говорил историк М. Холостенко, творческому почерку И. Григоровича-Барского присущи три особенности: незаурядный размах деятельности и количество застроек, сконцентрированность сооружений, в основном, в районе Подола, который был в то время главным торгово-экономическим центром города, и высокий профессионализм, преисполненный оригинальности и архитектурного мастерства. М. Холостенко писал: «Стоит подчеркнуть, что он (Григорович- Барский) никогда не был просто последователем, он всегда сохранял свою творческую индивидуальность и исторические традиции украинской культуры».
      Особенно это ощутимо в архитектуре Покровского храма. Сооружение отличается гармоничным единством, изысканностью традиций народной архитектуры. Церковь двухэтажная — одна из характерных композиционных особенностей, свойственных И. Григоровичу-Барскому. Но наибольшей оригинальностью в Покровском храме выделяются живописные крылечки. К нашему времени их сохранилось два. Хотя допускается, что был третий, главный, который находился в западной части строения.
      Покровский храм считается одной из лучших работ И. Григоровича-Барского. Но и это прекрасное произведение искусства постигла участь многих других сооружений во время пожара 1811 года. В путеводителе «Киев» описывались потери, которые претерпел храм, так: «Пожар на Подоле 1811 года и позднейшая перестройка сильно повредила строение — пол между верхней и нижней церквями выброшен, ступеньки к крыльцу уничтожены, кровлю бань заменили на ампирную».
      Помещения Покровской церкви в разные времена использовали для разных нужд. С 1933 по 1946 года, в ней находилось отделение Киевского областного архива. С 1946 года теплое сооружение было передано в пользование православной общине. В 1946 году и 1948 году проводился ремонт храма. Вскоре храм полностью перешел к православной общине. В 1950 году начался капитальный ремонт церкви, который значительно изменил конструкцию бань и кровли, были возобновлены цоколь и карнизы. С 1969 года помещения Покровского храма арендовало украинское общество охраны памятников истории и культуры. Ее основные помещения использовались под склады. А в теплой церкви разместился производственный цех. В 1970 годах в церкви проведены реставрационные работы, основанные на исторических справках об архитектурном ансамбле. И сегодня она вновь радует изысканной красотой и принадлежит Украинской православной церкви Киевского патриархата.
      Еще много прекрасных храмов украшают Подол. Но главное, что они являются не только произведениями искусства, но и местами, где человеческая душа может согреться и очиститься, общаясь с Богом. Ведь наши сердца — тот нерукотворный и хрупкий храм, красота которого зависит только от нас самих...

      (Опубликовано в газете "День", №№ 238, 242, 2006 г.).



      Высказать свои замечания, пожелания автору рассылки можно по адресу: country.ua.unknown-owner@subscribe.ru. Заранее благодарю.
До встречи!
Берегите себя!
Всегда ваш Dr. Sokha



ПОДПИСКА

Рассылки Subscribe.Ru
Украина неизвестная

Рассылка 'Украина неизвестная'

В избранное