Знаем ли мы украинскую ночь? Нет, мы не знаем украинской
ночи. В.Маяковский "ДОЛГ УКРАИНЕ"
ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ В БЕЗДНЕ АДА
29 ИЮЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 140 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МИТРОПОЛИТА АНДРЕЯ ШЕПТИЦКОГО
29 июля 1865 года в селе Прылбычи Яворивского повета на Львовщине в семье графа Ивана Шептицкого и графини Софии из рода Фредров родился сын Роман, который во время монашеского пострига в Добромильском монастире Отцов Василиан принял имя Андрей. 29 июля 2005 года, в 140-ю годовщину со дня рождения Слуги Божьего Митрополита Андрея Шептицкого, его родное село станет местом паломничества тысяч верующих УГКЦ. Несмотря на широчайшее почитание среди украинских греко-католиков наше общество и сегодня мало осведомлено о жизненном пути Митрополита Шептицкого, более того, в значительной степени сохраняет к нему отношение, сформированное коммунистическими идеологами. Но биография этого человека, несомненно, является ярким подтверждением обоснованности уважения и даже пиетета к его личности миллионов людей.
Его отец происходил из знатного рода Галицкой Руси, получившего боярское достоинство в конце XIII века от князя Льва Даниловича. Но в XIX веке род Шептицких полонизовался, его члены стали франкоязычными римо-католиками. Поэтому выбор сына, который после паломничеств и поездок в Рим, Почаев, Ченстохову, Варшаву, Вильно, Киев, Москву (где он встречался с философом Владимиром Соловьевым), окончательно решил вернуться к своим корням и стать монахом Василианского чина, чтобы
служить "крестьянской" Греко-Католической Церкви, вызвал у родителей неприятие. Его мать позже в своих воспоминаниях писала про русинов-украинцев: "Их обряда я совсем не знала, я видела в них только представителей униженной и враждебно настроенной к нам нации, которая настырно выступала против Римско-католической церкви и польской национальности".
Но обладавший прекрасными знаниями, чрезвычайной энергией и духовной харизмой Андрей Шептицкий уже в возрасте 36 лет становится Главой Греко-Католической Церкви, чтобы на протяжении 44 лет вести ее и все украинское общество сквозь пламя двух мировых войн в условиях семи политических режимов: австрийского, русского, украинского, польского, советского, нацистского и снова советского.
Все это время он трудился над тем, чтобы примирить разные этнические группы, оставил после себя громадное наследие сочинений на тему общественных проблем и духовности. Разработал новые методы служения, основал чин Редемптористов, монастыри Студитского Устава и другие религиозные группы в Украине. Его благотворительная и общественная деятельность впечатляла - организовал народную лечебницу, Национальный музей, Богословскую Академию, добился декрета императора Франца-Иосифа
об открытии украинского университета, постоянно материально поддерживал разные религиозные, культурные и образовательные организации, был покровителем художников, музыкантов, писателей, студентов.
Советской мифологией наиболее искажены страницы биографии, связанные с деятельностью митрополита во время немецкой оккупации. Недавно издательство "Дух і Літера" опубликовало книгу "Митрополит Андрей Шептицкий. Документы и материалы 1941 - 1944". В подготовке к печати новой книги принимали участие такие разные учреждения, как Украинский католический университет (УГКЦ), Институт иудаики, Киево-Могилянская академия и Центр европейских гуманитарных исследований. Наиболее
ценная особенность новой книги - информативность. Она основана на посланиях митрополита к пастве, на церковных архивных документах, свидетельствах очевидцев, на его переписке с Ватиканом и Третьим Рейхом. Андрей Шептицкий изображен на фоне страшной страницы истории Западной Украины и Греко-католической церкви, которые из советского ада сразу попали в еще худший (по мнению самого Шептицкого) - нацистский ад. Во время Второй мировой войны на этой земле творилось такое, что, как писал митрополит в послании "О
преступлении убийства", "начинает казаться, что ненависть между людьми - это явление естественное, конечное".
Американский исследователь Джон Армстронг утверждает, что, пережив период советской власти в Восточной Галичине, "украинцы этого региона приветствовали бы, во всяком случае сначала, любые войска, враждебные Советскому Союзу". В обществе царила надежда, что Германия согласится на государственную автономию; образовалось независимое украинское правительство Ярослава Стецько. Эти надежды разделял и Шептицкий - он мечтал о "мудром справедливом руководстве, которое учитывало
бы нужды и добро всех населяющих наш край граждан, несмотря на то, к какому вероисповеданию, народности и общественному слою они принадлежат". Не нужно забывать и то, что в 1941 году политика Третьего Рейха в отношении славян еще не стала явной.
Истинная ситуация, впрочем, выяснилась очень быстро. Шептицкий писал папе Пию ХII: "Сегодня целая страна соглашается, что немецкий режим является, возможно, еще большим злом, нежели большевистский, - почти дьявольским… Куда заведет эта система несчастный немецкий народ? Это может быть ни что иное, как дегенерация человечества, которой еще не было в истории". Особенно возмущался Митрополит тем, что немцы привлекали часть украинцев к своим карательным акциям, к насилию
и кровопролитию. В своих посланиях ("Не убий", "О милосердии" и др.), он настаивал на выполнении Пятой заповеди: "Сколько раз в истории мы видели и видим, до чего докатывается человек, когда из гордости и злобы разбивает таблицы Божьих заповедей, а на их место ставит свое самоволие. Целая человеческая культура, все от веков накопленные достижения человеческого разума и сердца будут тогда сведены к упадку и руине".
Вскоре митрополит Шептицкий стал на путь ненасильственного гражданского сопротивления, которое наиболее проявилось в связи "с окончательным решением еврейского вопроса". Ведь уже в течение первой недели оккупации Львова немецкие подразделения уничтожили 4 тысячи евреев, а вскоре - еще 2 тысячи. Укрывательство евреев было объявлено уголовным преступлением, каравшимся смертью. Имели место также стихийные антисемитские погромы и убийства. Стало очевидно, что речь идет не
о спонтанных отдельных убийствах, а о запланированном геноциде еврейского народа.
У митрополита всегда были очень теплые отношения с галицкими евреями, которые считали его "праведником среди народов". Во время пастырских поездок его часто кроме украинских приходов приветствовали также еврейские общины вместе с раввинами. Львовские сыны Израиля поздравляли митрополита с юбилеями свитками на иврите, так как он очень хорошо знал этот язык.
Митрополит Шептицкий послал протест Генриху Гиммлеру. Он писал, что как священник он не может не обращать внимание на поведение немецких вооруженных сил и немецкой полиции "против жителей края, в первую очередь евреев, издевательства и расстрелы людей без суда. Поэтому позволяю себе обратить внимание на это, не зная, действительно ли известны эти вещи в Берлине. Как глава Церкви и духовный проводник своих верных считаю своим долгом просить, чтобы украинскую полицию не
использовать для акций против евреев". Позднее Шептицкий вспоминал, что ответ на письмо был оскорбительным, а передавший его немецкий офицер намекнул, что "если бы не мой возраст, меня бы застрелили за то, что посмел заступаться за евреев!" Но митрополит продолжал заступаться, делал, что мог. По его примеру многие священники обратились к своим общинам с проповедями и в известной степени остановили убийства.
В своих посланиях к пастве того времени митрополит постоянно повторяет, что убийство является преступлением, которое наказывается отлучением от церкви, и предостерегает украинскую молодежь от вступления в полицию. Он, впрочем, не ограничился обращениями и помощью отдельным лицам. В 1942 году Шептицкий организовал разветвленную систему спасения для предоставления убежища тем евреям, которым удалось бежать из львовских гетто и концлагерей (об этом его просило еврейское
сообщество). 200 детей были тайно перевезены в разные монастыри, спрятаны в криптах, больницах и сиротских приютах; 15 детей и несколько взрослых евреев долгое время спасались в митрополичих палатах Шептицкого. Всем им выписывали фальшивые удостоверения о крещении и украинских именах и все они пережили оккупацию. Для транспортировки и укрывания преследуемых были организованы специальные группы надежных людей, в состав которых входили духовные лица, монашеские сообщества, в частности монахи-студиты, которых
возглавлял игумен Клементий, брат митрополита. По словам раввина Кагане, которого также приютил в своих палатах Шептицкий, насчитывалось более 240 священников, которые рисковали своей жизнью, выдавая документы о крещении или пряча евреев. Эта подпольная деятельность греко-католиков продолжалась 2 года - до начала "второй советской оккупации" (1944). Количество спасенных людей сегодня сложно установить. Речь идет о нескольких тысячах. Курт Левин, сын раввина, почти всю мировую войну скрывался в Митрополичьих
палатах. Его семью расстреляли, и восьмилетний мальчик прибежал на Святоюрскую гору. Сейчас он живет в США, своих сыновей назвал одного Андреем, а второго Климентием. В 1944-м Митрополит его благословил и отправил на Запад.
Стоит отметить, что отношение митрополита Андрея Шептицкого к Третьему Рейху отнюдь не изменило его оценок государства советского. Он, в частности, писал: "Марксизм - это система, которая делает человека машиной, совсем не учитывая его права, потребности и природу". Отсюда и та ненависть и страх советского режима перед Андреем Шептицким, желание во чтобы-то ни стало очернить его имя.
Леонид Финберг, директор Института иудаики, в послесловии к упомянутой нами выше книге написал: "Личность митрополита А. Шептицкого безусловно одна из самых мощных и славных в украинской истории ХХ века. Обществом до сих пор недостаточно оценены и его интеллектуальное наследие, и его организаторский талант как лидера нации… Пусть эта скромная работа станет данью нашего уважения Великому человеку - митрополиту Андрею Шептицкому, который и своими текстами, и своей жизнью
утверждал "человечность в бездне ада".
Сегодня читаешь послания Митрополита, его декреты, и удивительно становится, какие они современные. Как о многом он задумывался… Например такое: "Завдання українського народу буде в тому, щоб створити такі суспільно-християнські обставини, які запевнювали б громадянам правдиве і стале щастя та мали досить внутрішньої сили, щоб поборювати відосередні тенденції внутрішнього розкладу і успішно захищати межі від зовнішніх ворогів. Такою могутньої та запевнюючою щастя всім
громадянам організацією може бути Батьківщина тільки тоді, коли не буде цілістю, зложеною штучно з різних різнородних частин, а подібним до моноліту організмом, себто тілом, оживленим одним духом". Мы к этому и до сих пор идем.
А особенно утешают слова Митрополита, сказанные им перед смертью: "Я всегда буду молиться за вас, но прошу также и ваших молитв. И будьте уверены, что в ту минуту, когда вы обратитесь ко мне, в ту минуту я к вам приду".
(В подготовке номера рассылки использованы материалы официальной биографии Митрополита Шептицкого и статьи, опубликованные в газете "День", № 206, 14.11.2003 г., № 211, 19.11. 2004 г. Желающие детальнее ознакомиться с основными вехами жизни Андрея Шептицкого, могут обратиться к его биографии на русском языке в изложении о. Сергия Голованова).
ДО ВАШОЇ УВАГИ НОВА РОЗСИЛКА:
ОСНОВИ ХРИСТИЯНСЬКОЇ ВІРИ - КАТЕХИЗМ УГКЦ
Чи знаємо ми, християни, основні засади нашої віри? Чи можемо передати їх нашим дітям? Питання риторичні.
Ця розсилка допоможе тим християнам, які бажають, щоби їхня віра базувалась на твердому грунті знань, бажають поновити у власній пам'яті та мати можливість навчити своїх дітей основним положенням християнства.
Вона особливо актуальна для вірних Греко-Католицької Церкви, яких за політичними та історичними обставинами доля розкидала по всьому світу, які не завжди мають можливість спілкування зі священниками та монахами рідної Церкви, і які не мають іншого доступу до церковної літератури, крім використання можливостей всесвітньої мережі. Над укладанням нового офіційного Катехизму Української Греко-Католицької Церкви йде зараз клопітка робота в Патріаршій катехитичній комісії. Вашій
же увазі буде представлено текст Катехизму християнської віри для молоді і старших за виданням 1988 р., м. Вільнюс.
Підписатись на розсилку можна тут:
Высказать свои замечания,
пожелания автору рассылки можно по адресу: country.ua.unknown-owner@subscribe.ru.
Заранее благодарю. До встречи! Берегите себя! Всегда ваш Dr.
Sokha