Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Украина неизвестная

  Все выпуски  

Украина неизвестная Выпуск 82


Информационный Канал Subscribe.Ru

УКРАИНА НЕИЗВЕСТНАЯ
ВЫПУСК №82


Знаем ли мы украинскую ночь?
Нет, мы не знаем украинской ночи.

В.Маяковский
"ДОЛГ УКРАИНЕ"


ТЯЖКАЯ НОША ПРИМИРЕНИЯ: АДАМ КЫСИЛЬ - МАСТЕР ВЕЛИКИХ КОМПРОМИССОВ
Сергей ГУПАЛО

      Адам Григорьевич Кысиль (1600 - 1653) - не просто великий украинец, дипломат и политик. В XVII веке он был единственным православным шляхтичем, который смог стать сенатором Речи Посполитой. Волынский магнат Адам Кысиль проникся болезненной проблемой - разрешением религиозного вопроса, возникшего перед православными и греко-католиками, а впоследствии, во времена казацко-крестьянских восстаний, на его плечи легла еще более тяжкая ноша - быть посредником между польским королем Яном Казимиром и Богданом Хмельницким. От взвешенных шагов Адама Кысиля зависела судьба Украины и Польши, наконец, и сам ход истории. Однако дипломатическая миссия великого украинца, который все время, по сути, стоял между двух огней, так и не получила должной оценки...
      В течение последнего десятилетия фигуру Адама Кысиля ставят рядом с фигурой Юрия Немирича, отмечая внутреннюю противоречивость этих двух титанов духа и земли украинской. Конечно, легче искать противоречия, чем найти целостность. А она - в постоянном стремлении к компромиссам, в любых условиях, когда на чаши весов ставилась судьба не только государства, но и тысячи человеческих жизней. И недаром тот же Юрий Немирич - незаурядная личность, украинский государственный деятель эпохи Ивана Выговского - стал продолжателем политики Адама Кысиля, поскольку увидел, что путем компромисса между гетманом и королевской властью можно немалого достичь для блага Украины.

      ЗАЩИТНИК ПРАВОСЛАВИЯ
      Родом Адам Кысиль был из волынской шляхты, владевшей селом Низкиничи (ныне - Иваничевский район Волынской области). Образование получил в престижной Замостской академии, которую основал коронный канцлер Ян Замойский. Владение несколькими иностранными языками, хорошее знание истории, дар оратора в дальнейшем помогут Адаму Кысилю в карьере. По примеру своих предков, после учебы он отправился на военную службу, на которой пробыл более 10 лет. Храбрый офицер участвовал во многих битвах, особенно отличился под Хотином. Смерть отца внесла коррективы в жизнь молодого воина, и он вернулся в родные Низкиничи. Как хорошо образованный человек, Адам Кысиль представлял население Волыни на сеймах в Луцке и Житомире. В 1630 году шляхта Волынского воеводства доверила ему защищать свои интересы на сейме Речи Посполитой. Собственно, с тех пор Адам Кысиль стал поборником православия. Ему принадлежит авторство проектов, которые он отстаивал вместе с православными послами Лаврентием Древинским и Михаилом Кропивницким перед польским королем Владиславом IV и представителями униатов.
      В 1632 году Адам Кысиль сумел вернуть киевской митрополии Софийский собор, захваченный униатами. После этого несколько лет занимался разрешением конфликтов между православными и греко-католиками, особенно во время передачи церковного имущества. В 1633 году по милости короля Адам Кысиль стал черниговским подкоморием, ему принадлежали городки Кобыща и Козари, а также Носовское староство. Должность, которую занимал Адам Кысиль, обязывала рассматривать проблемы границ земельных владений.
      Как известно, в 1637 году произошло восстание казаков под предводительством Павлюка. Знаменитая битва под Кумейками потрясла Адама Кысиля. Он, находясь в стане гетмана Николая Потоцкого, плакал, глядя на наступающих казаков: "...хороша та громада людей, и дух ее силен - если бы все это было против врага святого креста. а не против короля, Речи Посполитой и отчизны своей...". Адам Кысиль смог спасти жизни многим восставшим, однако не считал это первое посредническое великое дело успешным. Ведь не смог спасти жизнь самому Павлюку, хотя и обещал казацкой старшине, что в случае капитуляции организаторы восстания останутся в живых. Навсегда на душе Адама Кысиля останется осадок от поступка короля, который под давлением сейма покарал вождя восставших смертью.
      В годы так называемого "золотого затишья", продолжавшегося в Речи Посполитой до времен Хмельнитчины, Адам Кысиль был членом комиссии по обустройству польско-московской границы по Поляновскому договору. В этом направлении дела шли успешно именно благодаря Адаму Кысилю, за что его в 1646 году назначили киевским каштеляном. Именно Адама Кысиля Варшава уполномочила послом в Москву с целью создания союза христианских государств для борьбы с турками. В польско-московских отношениях Адам Кысиль сделал все возможное, и хотя совместный поход Польши и Московии против турок не стал реальностью, дипломатические отношения между двумя странами были налажены на доселе невиданном уровне. В 1648 году за значительные заслуги король назначил Адама Кысиля брацлавским воеводой.

      МЕЖДУ ДВУХ ОГНЕЙ
      Еще за год до восстания под предводительством Богдана Хмельницкого в сенате Речи Посполитой Адам Кысиль предвидел опасность со стороны казаков: "...это дело не с той древней Русью, что только луками и рогатинами, но с жестоким, огнистым войском. которого себе так должны пропорцию считать, что на одну голову каждого из нас станет тысяча голов хлопских со стрельбой". Весной 1648 года Адам Кысиль неоднократно обращался к Потоцкому с просьбой должным образом рассмотреть ходатайство запорожцев, которые жалуются, что даже их полковники превратились в старостинских слуг и потому не могут заботиться о казацких проблемах. Летом 1648 года, во времена бескоролевья, канцлер Юрий Оссолинский, осознав реальную угрозу для Короны, все надежды возлагал на Адама Кысиля, которого обстоятельства вынудили покинуть Киев и находиться на Волыни в Гоще. Именно Адам Кысиль должен был наладить переговоры с Москвой, с которой Польша пошла бы войной на Крым, - благодаря этому Богдана Хмельницкого лишили бы сильного союзника. Вместе с тем Адам Кысиль должен был пойти на переговоры с Богданом Хмельницким, чтобы убедить его в необходимости отказаться от союза с язычниками и не проливать христианской крови. Перед Адамом Кысилем возникла дилемма: лишить казаков помощи татар и после этого расправиться с восставшими, или же - удовлетворить казаков каким-то трактатом, а потом "выбросить на море" (то есть заставить казаков воевать против Турции в интересах Польши), чтобы таким образом избежать войны в самой Речи Посполитой. Следующие шаги Адама Кысиля дают все основания утверждать, что он прибег к осуществлению второй половины плана.
      Польский король Ян Казимир, по согласию сейма, направил Богдану Хмельницкому письмо, в котором указал, что признает его как гетмана Войска Запорожского и для разрешения польско-украинского конфликта шлет послов правительственной специальной комиссии во главе с Адамом Кысилем. Посольство для переговоров с Богданом Хмельницким прибыло 19 февраля 1649 года в Переяслав, где и разгорелись еще не виданные в Речи Посполитой страсти. Под насмешливые придирки гетманского окружения Адам Кысиль все-таки произнес пламенную речь в честь короля и украинского гетмана, передал Богдану Хмельницкому булаву.
      Переговоры затянулись на несколько дней. Адам Кысиль, видя разгоряченного Богдана Хмельницкого, уговаривал своих комиссаров, чтобы те не требовали значительных уступок. На застолье Богдан Хмельницкий предупредил: никакого мира не выйдет; однако комиссары ожидали, что гетман на трезвую голову отбросит злые намерения. На следующий день Богдан Хмельницкий, по сути, объявил войну: "Я уже по полкам обослал, чтобы коней готовили и в дорогу готовы были - без возов, без арматы: найду я то у ляхов! Кто бы из казаков хотя один воз взял на войну, скажу ему голову снести: ничего не буду брать с собой, разве юки и саквы". В напряженной обстановке Адам Кысиль смог уговорить Богдана Хмельницкого на серьезные, рассудительные переговоры, приказав польским военным силам воздержаться от "наездов и подъездов" на восставших. Однако на Подолье передовой отряд польских сил захватил город Бар. Переговоры оказались под угрозой срыва. Адаму Кысилю слишком больно было, что неосмотрительность поляков сорвала его договоренность с Богданом Хмельницким, который вот-вот должен был отпустить на волю пленных польских воинов, но, убедившись, что поляки воюют, отказался выполнять свое обещание.
      Пребывание посольства в Переяславе было опасным. Комиссаров казаки не задевали, а вот челяди доставалось. Невероятное напряжение воли и сугубо человеческие черты помогли Адаму Кысилю все-таки уговорить упрямого Богдана Хмельницкого на перемирие. Требования гетмана были довольно скромными и касались только Киевского воеводства: упразднить в этом воеводстве унию, в сенате предоставить место православному митрополиту, чтобы воевода и каштелян киевские были православными, запретить в воеводстве проживать иезуитам, князя Ярему Вишневецкого, как автора войны, лишить титула коронного гетмана.
      Условия должны были выполнить до православного праздника Троицы, а после этого переговоры планировалось продолжить, причем Богдан Хмельницкий обещал польской стороне вернуть пленных взамен на Чаплинского. На "невкусном и опасном переяславском гощении" была согласована демаркационная линия, отмеченная реками Припять, Горынь, а также городом Каменец-Подольский.

      СОВЕТЧИК КОРОЛЮ И ГЕТМАНУ
      Адам Кысиль о результатах переговоров решил сенаторам не сообщать, иначе война была бы неизбежной. Разговаривал он только с королем в присутствии канцлера и подканцлера. Вывод для поляков, представленный Адамом Кысилем, был бесспорным: Богдан Хмельницкий неспособен сдержать восставших. Угроза гражданской войны, которая вот-вот могла вспыхнуть, негативно повлияла на здоровье Адама Кысиля, и он длительное время отдыхал и лечился в Гоще, а к Богдану Хмельницкому на переговоры ездил посол Смяровский.
      Как известно, Переяславское соглашение так и не было воплощено в жизнь. Однако один его пункт польский король выполнил - киевским воеводой стал православный, а именно - Адам Кысиль. Выполнение Зборовского договора также тяжкой ношей легло на плечи Адама Кысиля. Он стал официальным посредником между правительством Речи Посполитой и казачеством, представителем высшей польской власти на казацкой территории. В киевский замок к Адаму Кысилю неоднократно за советом приезжал Богдан Хмельницкий. Вплоть до конца 1650 года царило полное понимание между гетманом и комиссарами. Хотя ситуация была достаточно напряженной. Шляхта возвращалась в свои владения и жестоко наказывала восставших крестьян. Организовывались мятежи против самого Богдана Хмельницкого. Добрым советчиком в этой сложной ситуации как королю, так и казацкому гетману стал именно киевский воевода Адам Кысиль. Еще в конце 1649 года Богдан Хмельницкий собрался было выступить повсеместно против простого люда, чтобы усмирить тех, кому не нравилось примирение со шляхтой. Однако Адам Кысиль отговорил гетмана от этого, заверив, что при таких обстоятельствах "наступила бы война, война за веру, а к чему она могла бы привести, свидетельствуют недавние ужасные последствия". Вместе с тем Адам Кысиль предостерегал польского короля Яна Казимира, что Богдан Хмельницкий имеет союз с Ордой, что простой украинский люд очень ненавидит панов, в любой момент готов к войне. Именно Адам Кысиль предупредил короля о тяжелых последствиях, если Войско Запорожское пойдет под протекторат Москвы. В том же 1650 году сенатор просил Яна Казимира, чтобы он заставил шляхтичей не преследовать казачество и восставших крестьян. В завершение Адам Кысиль прибавлял: "Я тут, рискуя жизнью, несу весь груз, а паны, что в тылу, пусть меня пожалеют, то есть пусть не выдирают у хлопа все, что он имеет за душой".

      ВОКРУГ РЕЛИГИОЗНОГО ВОПРОСА
      Невероятно тяжким грузом на плечи Адама Кысиля легло выполнение Зборовского соглашения, особенно пункта отмены унии, как этого требовали казаки. Естественно, такое требование соглашения не могло быть выполнено. Романтически настроенная казацкая старшина надеялась на значительные уступки со стороны короля и сената, хотя это было невозможно. Адама Кысиля еще в ноябре 1649 года Богдан Хмельницкий предупреждал: "...в случае невыполнения религиозного пункта будет большая беда". Ему удалось убедить Богдана Хмельницкого, что униатов невозможно насильственно перевести в православие. Гетман произнес после советов Адама Кысиля достаточно важные слова, которые и теперь замалчиваются: "Дело непристойное и тяжелое кого-то против воли в веру свою обращать и в свободном королевстве неволить, - верить, как кто хочет, это и мы знаем, и больше не хотим униатам чинить препон: пусть верят как хотят, ибо и у короля различных вер людей в своем королевстве, но все добро церковное, издавна наше и силой забранное, пусть нам вернут...".
      Осенью 1650 года польский двор, видя, что Богдана Хмельницкого не удалось отправить воевать ни в Москву, ни в Турцию, стал говорить о превентивной войне с казатчиной. Смерть канцлера Юрия Оссолинского, который проводил правительственную политику в отношении православных казаков, осложнила положение. Решимость польских политиков сдерживал Адам Кысиль. В воздухе запахло большой войной. Враждующие силы ждали весны 1651 года. Кысиль оказался меж двух огней, хотя делал все возможное для сохранения мира. В пропольских кругах воеводе не верили, считали, что под прикрытием Речи Посполитой он проводит проукраинскую, проправославную политику. Утратив поддержку в лице канцлера Юрия Оссолинского, Адам Кысиль был по сути беспомощным, оказался не услышанным в высоких кругах. Об этом случае известный историк Михаил Грушевский пишет так: "Это была фатальная ошибка тогдашней польской дипломатии, которая не умела оценить услуг таких украинских посредников, как Кысиль".

      ОПАСНАЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ МИССИЯ
      Долгое время Адам Кысиль был индикатором покоя в Украине. Как только в конце 1650 года он поехал в Гощу, за ним из Киева направилась вся шляхта, думая, что вот-вот должна вспыхнуть война. Для успокоения польских подданных королеве пришлось издать специальное распоряжение.
      Во время Берестечской битвы на королевском совете Адам Кысиль отстаивал права казачества, поэтому его и отстранили от последующих собраний. Как известно, королю Яну Казимиру сенаторы давали самые разнообразные предложения - вплоть до полного уничтожения православной веры и Сечи Запорожской.
      После трагедии под Берестечком Адам Кысиль сдерживал разгоряченного гетмана Николая Потоцкого под Трилисцами, а особенно возле Белой Церкви. Когда над польским войском нависла угроза, и Потоцкий впал в депрессию, Адам Кысиль был единственным, кто мог провести результативные переговоры с Богданом Хмельницким. 2 сентября 1651 года казацкие послы в польский лагерь привезли письмо от Богдана Хмельницкого для улаживания украинско- польского конфликта, и пришли они не к Потоцкому, а именно к Кысилю, который подготовил почву для переговоров. "Учитывая, что воевода киевский (то есть Адам Кысиль. - С.Г. ) ведет нас к ласке нашей милости, мы, полагаясь на нее, откликаемся с нашими услугами. Покажи себя ласковым к нам, слугам твоим, чтобы мы остались при давней ласке вашей милости. Бог свидетель, что проливать кровь христианскую не желаем и все наши помыслы в том только, чтобы получить утешение чем-то добрым от господ комиссаров, высланных от вашей милости, и дождаться согласия под счастливым региментом..." - писал Богдан Хмельницкий Потоцкому.
      После продолжительных переговоров с польской стороны для заключения мира в Белую Церковь были отправлены четыре комиссара во главе с Адамом Кысилем. 16 сентября 1651 года посольство должно было приехать в Белую Церковь, блокированную восставшими. Требования поляков для казаков были слишком тяжелыми. Вспыхнул бунт восставших и войск Орды, которые чувствовали себя преданными казацкой старшиной. Адам Кысиль едва не поплатился жизнью: у него выстрелил татарский лучник, и в воеводу он только чудом не попал.
      Жизнь Адаму Кысилю спас Иван Выговский, которого отправил на помощь Богдан Хмельницкий. Некоторое время Адам Кысиль считался пропавшим без вести. Вернулся он к гетману Потоцкому, как и другие, ограбленным - потерял ценностей и имущества на 18 тысяч злотых. Казацкая старшина не согласилась, заключая Белоцерковский мирный договор, только с тремя предложенными пунктами: вместо ограничения количества реестрового войска 12 тысячами добивалась не менее 20 тысяч, чтобы польское войско не расквартировывалось в полковых городах, а также не обязывалось выступать войной против Орды, как этого требовал король. Приняв эти три пункта Белоцерковского договора, Адам Кысиль нажил много врагов из числа польской шляхты, которая почему-то не желала видеть великий компромисс по религиозному вопросу, достигнутый воеводой. Белоцерковский мирный договор, подписанный 28 сентября 1651 года, не содержал прежней категоричности относительно религий в Украине; отмену унии казацкая старшина в то время уже не считала первоочередным вопросом. Пункт 6 гласил: "Религия греческая, которой держится Войско Запорожское, должна считаться при давних вольностях, согласно со старыми правилами: катедры, церкви, и монастыри, и коллегия киевская. Если кто-либо во время нынешнего замешательства что-то выпросил из имений церковных, или под кем-нибудь из духовенства, - то это не может иметь никакого значения".
      В начале 1652 года, когда отношения между казачеством и польскими войсками обострились, Адам Кысиль уговорил Богдана Хмельницкого: чтобы избежать следующего кровавого столкновения с королевским войском, - отправить часть Войска Запорожского против турок. Тот согласился, и казацкие чайки выступили в поход, запорожцы сожгли несколько приморских турецких городов...

      ВЕЛИКИЕ ПРЕДВИДЕНИЯ
      После женитьбы Тимофея Хмельницкого на дочери молдавского правителя Лупула Розанде в Речи Посполитой распространялось много слухов и домыслов. Воевода и сенатор Адам Кысиль, находясь в селе Суходолы (ныне на территории Владимир-Волынского района Волынской области), проанализировал ситуацию и пришел к выводу, что в Яссах и Чигирине речь идет ни о чем ином, как о будущих планах, и стоит ждать если не гражданской, то заграничной войны, ибо "...дело неправдоподобное, чтобы, взяв господаривну, Хмельниченко удовлетворился казакованием и распиванием водки в Субботове". Новую династическую связь воевода предлагал королеве взять под свой протекторат, исходя из того, что Василий Лупул - давний союзник Польши. По мнению Адама Кысиля, "если бы и за Днестром, и над Днепром воцарились казаки, уже трудно было бы что-то посоветовать, разве что идти на решительную войну: пан или пропал...". Подобные убеждения были и у зятя Лупула Януша Радзивилла, который увидел в своих новых родственниках почву для разрешения украинско-польского конфликта. Валахия, которой руководил Василий Лупул, как известно, опиралась на две династии - Радзивиллов и Потоцких. Предвидение Адама Кысиля подтвердилось. После женитьбы Тимофея Хмельницкого возник вопрос, кто кого перетянет - Богдан Хмельницкий Лупула к Крыму, или Лупул Хмельницкого на сторону Польши.
      Последние месяцы жизни Адама Кысиля прошли в Бересте, где состоялся известный сейм по улаживанию украинско-польского конфликта. Вместе с литовскими магнатами Янушом и Альбрехтом Радзивиллами Адам Кысиль стоял на позиции компромисса. Сложное положение, в котором оказалась Речь Посполита весной 1653 года, побуждало короля Яна Казимира обратиться к немецкому императору, указывая, что катастрофа Польши причинит большой вред немецким землям. Связи Богдана Хмельницкого с Москвой, Молдавией, Валахией, Цареградом, Крымом как никогда угрожали Речи Посполитой. К июню 1653 года польский король ожидал войны, в которой отнюдь не чувствовал себя победителем. В Бересте 3 мая 1653 года, во время дебатов после сейма, воевода и сенатор Адам Кысиль умер. Чествование его заслуг прошло как-то незаметно из-за сложной политический обстановки. Тело великого дипломата было перевезено на Волынь в родовое имение Низкиничи, где и похоронено в подземелье Свято-Успенской церкви, которая была построена на средства воеводы.
      Как отмечается в дневнике Альбрехта Радзивилла, Адам Кысиль до конца остался сторонником компромисса, и смерть его оказалась незаметной, потому что на компромисс тогда, в 1653 году, польский король идти не собирался, а шляхта как таковая имела довольно слабый голос.
      Фигура Адама Кысиля в истории ХVII века символизировала, каким образом украинско-белорусская шляхта пыталась решить национальный вопрос. К сожалению, время парламентарной борьбы прошло. Шляхта, чаяния которой Адам Кысиль отстаивал, превратилась в плебс, а потому смелый сенатор ощутил свою ненужность. К тяжелому моральному состоянию добавились физические недуги. Измученный подагрой, выдающийся дипломат ХVII века умер. Роль Адама Кысиля так и осталась не оцененной должным образом. Украинцы и поляки, хотевшие разрешить межнациональные конфликты только с помощью силы и революционных преобразований, в лице Адама Кысиля видели великого хитреца, с которым обходились довольно осторожно и даже коварно. Через две недели после смерти Адама Кысиля Папский нунций сказал польскому королю: "Он жил так, что нельзя было доказать его вину - только всегда был под подозрением и всеми своими оправданиями не мог заставить верить в его искренность. Он был греко-русской веры, хвалил римско-католическую веру и сопротивлялся унии. Похоронную службу по нему правили в православных и католических храмах".
      Славная фигура Адама Кысиля сегодня как никогда требует внимания. Поиски взаимопонимания между двумя могущественными нациями Речи Посполитой - поляками и украинцами - лежали в основе деятельности Адама Кысиля. Он неоднократно утверждал, как на заседаниях сейма, так и на советах казачества, что межнациональная вражда приведет к распаду единого государства (что и произошло вскоре - через год после его смерти), а позже - к утрате Речью Посполитой государственности (что и постигло ее через столетие).

      (Опубликовано в газете"День", №№ 192,197, 2004 г. ).



      Энтони ДЕ МЕЛЛО "Молитва лягушки"
      ГАМБУРГЕРОФОБИЯ


     Одного мальчика поразила болезнь, которую иначе, чем гамбургерофобия, не назовешь. Всегда, когда он видел гамбургер, он начинал кричать от страха. Его мама была сильно взволнована таким поведением сына, так что обратилась к врачу. Тот сказал: "Эта болезнь легко лечится. Покажите мальчику, как делается гамбургер, от самого начала до конца. Это сразу же развеет весь его болезненный страх".
     Мама так и сделала. Взяла два куска булки и спросила:
     - Ты боишься этого?
     - Нет, - ответил мальчик.
     Показала ему масло. Боялся ли он его? Нет. Тогда она намазала масло на хлеб так, чтобы сын видел каждое ее движение. Потом настала очередь салата. Страшно? Нет. Листья положила на булку. А как насчет кусочков помидора? Есть чего бояться? Конечно, нет. Поэтому положили их на салат. А буженина? Никаких признаков страха. И кусочки буженины положили сверху.
     После этого мама взяла в каждую руку по куску булки с содержимым и показала сыну. Не страшно. Но не успела еще сложить их вместе, образовав гамбургер, как мальчик задрожал от страха и стал кричать: "Гамбургер! Гамбургер!"
     То, к чему мы ощущаем любовь или ненависть, - это часто не содержание явления, а все лишь очертания его формы.
     Слепой от рождения юноша, влюбился в одну девушку. Все было хорошо до того момента, пока его друг не сказал ему, что его возлюбленная не красива. С тех пор она перестала волновать его. А жаль! Ведь он сам раньше очень хорошо "видел" ее. Слепым был его друг!



      Высказать свои замечания, пожелания автору рассылки можно по адресу: country.ua.unknown-owner@subscribe.ru. Заранее благодарю.
До встречи!
Берегите себя!
Всегда ваш Dr. Sokha



ПОДПИСКА

Рассылки Subscribe.Ru
Украина неизвестная

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: country.ua.unknown
Отписаться

В избранное