Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Украина неизвестная

  Все выпуски  

Украина неизвестная Выпуск 37


Информационный Канал Subscribe.Ru

УКРАИНА НЕИЗВЕСТНАЯ
ВЫПУСК №37


ВОЛЯ СВЯТАЯ
Игорь СЮНДЮКОВ


Знаем ли мы украинскую ночь?
Нет, мы не знаем украинской ночи.

В.Маяковский
"ДОЛГ УКРАИНЕ "

      Здравствуйте, уважаемые друзья!

      Казалось бы, что нового, неизвестного можно написать о Великом Кобзаре? К счастью, его имя даже в "тюрьме народов" пользовалось уважением, а основные вехи жизненного пути Поэта изучали школьники всей "великой и необъятной" страны.
      Но не отдать дань памяти 190-й годовщине рождения Того, чье Слово объединило и объединяет до сих пор украинцев всего мира, - наша рассылка не имеет права. Давайте вспомним сегодня, кто и как содействовал освобождению Тараса Шевченко из крепостничества.



      Де немає святої волі -
      Не буде там добра ніколи...


      Эта чеканная, воистину универсальная формула, справедливая для всех времен и народов, была не просто выстрадана Шевченко. В этих строках - квинтэссенция его неповторимого духовного опыта, мировоззрения человека, для которого Свобода, Воля - это понятия жизнесоздающие, сверхфундаментальные, о которых говорить можно только с высочайшей набожностью, с трепетом. Шевченко - один из величайших в мире певцов свободы (проницательные современники его понимали - значение слова Кобзаря далеко выходит за рамки сугубо литературные). Великий Тарас с детства на себе испытал, что такое ежеминутно терпеть унижения, как грубые физические, так и утонченные моральные (от наказания розгами на конюшне за талант и до холодного взгляда "хозяина" Энгельгардта, который смотрит сквозь тебя, словно сквозь воздух...) Именно поэтому Шевченко рано понял: свобода и твердость духа - нормальное, единственно возможное состояние любого человека. Но ведь сам он был крепостным, существом абсолютно бесправным и бессловесным...
      История освобождения Кобзаря из крепостничества - это исключительно интересная и до сих пор далеко не полностью выясненная страница украинско- российских духовных отношений. Здесь еще много мифов, стереотипов, а то и просто злобных выдумок (о чем ниже). Но ясно одно: как раз это событие ярко свидетельствует, что в нашем общем прошлом была не только имперская, силовая константа; есть там и то, что объединяет украинский и российский народы, является взаимным достоянием Украины и России. Ведь для незаангажированного восприятия далекой от нас эпохи стоит помнить одно: как относились друг к другу лучшие люди нашей земли и земли российской.

      "АЛМАЗ В КОЖУХЕ"
      Итак, мысленно перенесемся в годы 1836-1837. Молодой Тарас Шевченко - начинающий художник, ученик (по контракту на 3 года) мастера Степана Ширяева из Петербурга. Но не это главное. Главное - он, Тарас, крепостной человек офицера гвардии Павла Васильевича Энгельгардта. Крепостной - существо, не властное ни над судьбой, ни над жизнью своей...
      Об Энгельгардте блестяще написал когда-то Александр Конисский, автор непревзойденного, возможно, и по сей день жизнеописания Шевченко. Он был "коли не зразок, так, в усякому разі, значний репрезентант тієї "мозаїки", що за нашого часу аж кишить її по Україні. З батьків - ніби німець; віри православної; з мови - або поляк, або француз; а служби - "верноподданый" офіцер російський; звичаями - космополіт - дука, - пан; яко "дідич" - володар українських "душ" на українській землі; душею і поводженням з народом і взагалі з людьми, яких вважав нижче за себе, пиндючна "животина в торжковських пантофлях", а з вищими - "амфібія", як мовив про нього Брюллов; взагалі ж - "пан як пан" . И вот такой человек решал, как жить и что делать Шевченко - погибнет ли талант Тараса, его солнечный дар художника и поэта, или же он будет развиваться...
      Без воли Шевченко было не выжить. И первый, самый необходимый шаг к заветному освобождению - это была "случайная" встреча (впрочем, бывает ли в жизни гениев что-то случайное?) Тараса с земляком, черкасщанином родом из-под Вильшаной, молодым слушателем Академии искусств, сыном бедняка-мещанина Иваном Максимовичем Сошенко. Его роль в освобождении и дальнейшем духовном росте нашего великого поэта особая: именно Сошенко дал начальный, самый трудный импульс в деле обретения Кобзарем заветной Воли. Чем завоевал право на вечную благодарную память украинцев.
      Произошла эта встреча приблизительно в 1836 году в петербургском Летнем саду. Тарас тщательно рисовал статую Аполлона. Сошенко (об этом рассказывал также еще один земляк-черкащанин, отец Петр Лебединцев), гуляя однажды летней лунной ночью по Саду, заметил, что "біля статуї малює олівцем якийсь обірванець в пейстровому халаті замизканому, босий і без шапки". Будучи человеком гуманным, Иван Максимович "взял шефство" над поэтом и очень быстро увидел, какие исключительные способности таились в этом "алмазе в кожухе" (по более позднему меткому определению Брюллова и Жуковского).
      Начала создаваться "золотая эстафета" (или же "бриллиантовая цепь") лучших людей Украины и России, которые сделали все возможное, чтобы спасти будущее светило славянской и мировой культуры от неволи. Среди украинцев это (кроме Сошенко) прежде всего Евген Гребинка, поэт, писатель и общественный деятель, а также Василий Григорович, конференц-секретарь Академии искусств в Петербурге (Шевченко посвятил ему поэму "Гайдамаки"). Все они понимали одно: чтобы "огонь святой" в душе юного Тараса не угас, ему крайне необходимо учиться в Академии искусств, а пока он крепостной - это немыслимо.
      Друзья (прежде всего Сошенко) вводят поэта в круг звезд тогдашней русской культуры - выдающегося художника Карла Брюллова, знаменитого поэта Василия Жуковского, известного живописца Алексея Венецианова. Брюллов, искренне сочувствуя юноше, берется лично переговорить с Энгельгардтом об условиях его освобождения. Именно этот разговор (состоялся он весной 1837 года) можно считать точкой отсчета дальнейших событий.

      ЛОТЕРЕЯ
      Сопоставим мысленно, читатель, две эти фигуры. С одной стороны - тщеславный, самовлюбленный "пан как пан", с другой - известный без преувеличения всему миру человек, "Карл Великий" (так без малейшей иронии называли тогда автора "Последних дней Помпеи!"). Разумеется, Карл Петрович имел все основания надеяться, что его призыв к Энгельгардту: будьте же Вы человеком, освободите Шевченко! - будет услышан. Брюллов начал разговор издалека, речь шла о человечности, филантропии и тому подобном. Потом беседа стала более конкретной, но "хозяин", который сначала слушал вроде бы доброжелательно, проявил всю свою суть "свиньи в торжковских туфлях" (именно тогда Брюллов назвал его так!). Энгельгардт дал ясно понять, что отпустит своего крепостного только за немалую сумму, тем более, что "пан" знал о художественном таланте Тараса (значит, сумма увеличивается - "рыночный" подход!").
      Но ведь недаром уже в последние годы жизни Тарас Григорьевич просил издателя В.Р. Зотова, который собирался печатать его биографию, указать, что "именно Брюллов выкупил Шевченко из крепостного состояния". Карл Петрович, кроме благородства и гуманности, был наделен еще одной чертой: настойчивостью в достижении цели. Он попросил Сошенко обязательно переговорить от его, Брюллова, имени с Энгельгардтом о конкретной цене освобождения Кобзаря. Несколько стеснительный Сошенко обратился за помощью в этом деликатном деле к Венецианову.
      Венецианов начал разговор с "амфибией"-крепостником уже не издалека, а весьма конкретно: будьте добры назначить цену! Энгельгардт назвал 2500 рублей - сумму в то время впечатляющую... Где же выход? Брюллов, Жуковский, который также предложил свои услуги, будучи не в состоянии смотреть на такое "тиранство" (в знак благодарности Шевченко посвятил ему свою "Катерину"), а также Григорович, Венецианов и молодой художник Аполлон Мокрицкий "собрались на совещание". Вскоре вызрело решение. В "Дневнике" Мокрицкого за 2 апреля 1837 года читаем: "После обеда позвал меня Брюллов. У него был Жуковский, он хотел знать подробности о Шевченко. Слава Богу, дело наше (освобождение. - И.С. ), кажется, пойдет на лад. Брюллов начал сегодня портрет Жуковского, и весьма похоже".
      Вот именно этот портрет и сыграл решающую роль на пути Тараса к воле. Брюллов, известный своей благотворительностью, и Жуковский "скомбінували стежку, щоб нею вивести Тараса з розпуки до життя" (А. Конисский). Конкретно: разыграть портрет Жуковского в лотерею и на вырученные деньги выкупить Шевченко. Эта идея оказалась единственно верной, однако дело затянулось на год по ряду причин (хотя в повести Шевченко "Художник" сказано: "Вскоре портрет был готов..." - это не совсем так). Дело в том, что когда при дворе Николая I узнали о будущем портрете и предстоящем лотерейном розыгрыше, то захотели непременно получить картину, и Жуковский был вынужден провести лотерею в Аничковом дворце, где тогда временно проживала царская семья. Это задержало процесс. Кроме того, с июля по декабрь 1837 г. Жуковский путешествовал по России с наследником трона, будущим царем Александром II, воспитателем которого он был. Брюллов же заболел и к тому же был перегружен заказами от царя - без права отказаться...
      Наконец в середине апреля 1838 г. готовый уже портрет был разыгран в Аничковом дворце "через посредство игральных карт" (таков был обычай). Участие в мероприятии царской семьи (заметим: в качестве частных лиц) дало повод впоследствии утверждать, что Шевченко ответил монарху "черной неблагодарностью". Но следует заметить: если члены "венценосной семьи" и дали деньги (в сумме 1000 рублей из нужных 2500), то именно "как люди частные"; до Шевченко им не было никакого дела, основную роль играло страстное желание княгини Марии, дочери царя и большой "ценительницы искусств", приобрести портрет. И главное: состоялась еще одна частная лотерея "в домашнем кружке", которая и дала основную часть нужных средств (об этом вспоминал художник Н.Д. Быков, современник Шевченко). Итак, у Тараса Григорьевича были все основания написать в "Журнале" 19 июня 1857 года: "Бездушному сатрапу и наперснику царя (имеется в виду оренбургский губернатор В.А. Перовский. - И.С. ) пригрезилось, что я освобожден от крепостного состояния и воспитан за счет царя, и в знак благодарности нарисовал карикатуру своего благодетеля... Откуда эта нелепая басня - не знаю. Знаю только, что она мне не дешево обошлась".
      Но тогда, 22 апреля 1838 г., счастливый Тарас (он даже бросился на шею Сошенко, выкрикивая: "Воля! Воля!") получил "вольную", где были заветные слова: "Волен он, Шевченко, избрать себе род жизни, какой пожелает". Впереди была слава; и благодарность людям, которым был обязан свободой - украинцам и россиянам. И как итог жизни - еще одна чеканная формула, горький упрек:
      "О люди! Люди небораки!
      Нащо здалися вам царі?
      Нащо здалися вам псарі?
      Ви ж таки люди, не собаки..."


      (Опубликовано в газете "День", № 102 от 13.06.2003 г.).



      Бруно Ферреро "Пение полевого сверчка"
      ЧЕРСТВОСТЬ


     Хорошо одетые ребятишки подсмеивались над своим бедным одноклассником - сиротой.
     - Ты ведь христианин, - говорили они. - Если Бог любит тебя, почему же он тогда не позаботиться о тебе? Почему он не скажет кому-нибудь, чтобы дал тебе пару новых сапог и какую-нибудь пристойную одежду?
     Эти слова сильно задели мальчишку, но вскоре он с глазами полными слез ответил:
     - Я думаю, что Он именно так и говорит людям делать, но они Его не слушают.

      Высказать свои замечания, пожелания автору рассылки можно по адресу: vasylsokha@nwgsm.ru. Заранее благодарю.
До встречи!
Всегда ваш Dr. Sokha



ПОДПИСКА

Рассылки Subscribe.Ru
Украина неизвестная


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное