Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Морское административное право Украины


Информационный Канал Subscribe.Ru

Морское административное право Украины.

Избранные параграфы из учебника.


 

Выпуск №51

Заход судов в порты

Вопросы захода судов в иностранные порты рассматривались уже много веков назад. В средневековой практике можно отыскать подтверждение широко распространённой свободе захода судов в порты. Однако, были и исключения. К примеру - Япония, которая закрывала все свои порты для судов любого иностранного государства с середины XVII до середины XIX вв[1].

Право посещения портов других государств, в частности, оговаривалось и в заключаемых договорах. Так в договоре гетмана Богдана Хмельницкого с султаном Турции, заключенном в 1649 г. указывалось: «Позволяет султан турецкий войску казаков и народу их иметь свободное плавание на Черном море ко всем своим портам». Эта статья договора фиксировала не только свободу плавания, но и свободу захода судов во все порты Турции для совершения коммерческих операций[2]. С административной точки зрения интерес представляет установление султаном Турции режима захода украинских судов в порты Турции.

В середине 19 в. из судов, посещавших порты Черного и Азовского морей, только 12% были русскими, а 88% - судами под иностранным флагом.

Юристы международники неоднократно поднимали вопрос о международно-правовой регламентации вопросов захода судов в порты. В частности французским юристом-международником Т.Ортоланом делался вывод о том, что гавани, открытые для торговли, согласно правилу международного права должны быть открыты для всех[3].

В конце 19 в начинают предприниматься усилия к тому, чтобы подвергнуть заход судов в порты международно-правовой регламентации. Первая общая конференция по вопросам сообщений и транзиту при Лиге наций, проходившая в Барселоне с 10 марта по 30 апреля 1921 г., приняла Конвенцию и Статут о  свободе транзита. Согласно Статуту подданные, имущество и флоты всех наций должны были пользоваться на основе полного равенства полной свободой захода в порты. Не должны вноситься никакие ограничения, за исключением тех, которые вытекают из таможенных, санитарных, полицейских а также эмиграционных и иммиграционных правил.

Институт международного права разработал проект о режиме судов в иностранных портах, который был одобрен на Гаагской сессии института в 1989 г. Согласно этому проекту заход судов в порты «предполагается свободным», т.е. при отсутствии прямого указания на то, что порт является закрытым, иностранное торговое судно может считать его открытым для захода.



[1] Иванов Г.Г. Правовой режим морских портов. – М.: Транспорт, 1988. с 8

[2] Лисовский В.И. Договор гетмана Богдана Хмельницкого с султаном Турции// Советский ежегодник международного права. М.:Наука, 1958 с.401-405

[3] Ортолан Т. Морское международное право. СПб,1865, 186 с.

 

До встречи !

С уважением,

(C) C.Горчаков, 2005


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: country.ua.law.ukrmaritimelaw
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное