Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Морское административное право Украины


Информационный Канал Subscribe.Ru

Морское административное право Украины.

Избранные параграфы из учебника.


 

Выпуск №16

Международное право о регистрации судов

Нормы международного права, регулирующие вопрос регистрации судов, содержатся, в частности, в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, к которой Украина присоединилась в 1999 году и которая, как указывалось нами в Главе – является источником морского административного права.

Статья 91 этой Конвенции предусматривает, что каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом. А также то, что суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать.

Статья 92 Конвенции определяет статус судов, и закрепляет, что судно должно плавать под флагом только одного государства и, кроме исключительных случаев, прямо предусматриваемых в международных договорах или в настоящей Конвенции, подчиняется его исключительной юрисдикции в открытом море. Судно не может переменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации. Судно, плавающее под флагами двух или более государств, пользуясь ими, смотря по удобству, не может требовать признания ни одной из соответствующих национальностей другими государствами и может быть приравнено к судам, не имеющим национальности.

Статья 94 Конвенции, в свою очередь, предусматривает, в общем, обязанности государства флага по регистрации судов и осуществлению реальной связи: обязанность каждого государства осуществлять в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом. А также, в частности, закрепляется, что государство: ведет реестр судов с указанием названий судов, плавающих под его флагом, и их данных, кроме тех судов, которые исключены из общепринятых международных правил вследствие их небольших размеров; принимает на себя в соответствии со своим внутренним правом юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и над его капитаном, офицерами и экипажем в отношении административных, технических и социальных вопросов, касающихся данного судна.

Таким образом, Конвенция возлагает на государство определенные обязанности, разрешить которые оно может посредством создания четкого механизма по регистрации судов, а также создания определенного органа, который осуществляет эту процедуру в интересах государства, а также других субъектов.

С 1950 – х годов продолжаются дебаты в отношении термина “реальная связь” между государством флага и судном. Некоторые стороны придерживались мнения, что национальность судна должна основываться на национальности собственника судна. Другие считали что в современном мире право собственности на судно не является в полной мере основанием установления такой связи с государством флага и для целей определения национальности судна может более служить связь с государством из которого осуществляется непосредственный контроль за судном и его ежедневными операциями. Такое государство имеет более тесную связь с судном. Попытка дать определение такой “подлинной (непосредственной) связи” между государством флага и судном была принята ЮНКТАД при разработке Конвенции об условиях регистрации судов,1986 г. Для вступления в силу этой МК требуется ратификация её 40 государствами, флот которых составляет не менее 25% от мирового тоннажа. Однако условия, предусмотренные этой МК оказались неприемлемыми для многих государств, поскольку считалось, что ограничения предусмотренные этой конвенцией ограничивают возможности международной торговли и эта МК в силу не вступила и перспективы вступления её в силу не радужные.

Попытка обратиться к определению термина “реальная связь” была также предпринята ООН, когда Комиссия ООН по устойчивому развитию призвала ИМО разработать меры для того, чтобы суда всех государств флага соответствовали международным правилам и, тем самым, в полной мере соблюдалось бы положение ст.94 МК АНКЛОС. Однако Ассамблея ИМО это пожелание Комиссии ООН проигнорировала.

 

 

До встречи !

С уважением,

© C.Горчаков, 2004


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: country.ua.law.ukrmaritimelaw
Отписаться

В избранное