Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Морское административное право Украины Государство и морская торговля


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск №2

Государство и морская торговля

 «Жить не так уж необходимо, плавать – необходимо» (Цитата из Помпея)

Стремление государства регулировать общественные отношения, составляющие в значительной
части основу благосостояния граждан - торговлю и, в особенности, морскую торговлю
является естественным стремлением мудрых государственных правителей. Весьма неосмотрительны
те государственные мужи, которые упускают из виду необходимость дать гражданам
чёткие и ясные правила осуществления морской торговли для общественного блага.
Здесь, пожалуй, уместно отметить нормы права регулировавшие вопросы морского
судостроения почти трёхтысячелетней давности, которые содержатся в Своде законов
Хаммурапи (около 1700 г. до н.э.) : - «… если судостроитель строит судно для
кого-либо и непрочно его свяжет и если в тот же год судно отправится в плавание
и получит в пути порчу, то должен судоводитель то судно сломать и на собственные
деньги построить новое, надёжное, и то добротное построенное судно должен он
передать судовладельцу…» 
И в Европе издавна придавали большое значение государственному регулированию
морской торговли. Так, например, в «Кодексе морских законов Венеции», который
относится к 1255 г. имеются указания относительно установления предельной осадки
для судна. «Морской кодекс Висби» 1288 г. также устанавливал требования относительно
предельной загрузки судна. Дальнейшее развитие нормативных требований к судам
происходило и в других странах Европы. Наиболее известными из государственных
актов  являются в Англии - Навигационный акт, изданный Кромвелем  в 1651 г.,
а во Франции - Морской Ордонанс, изданный во времена Людовика XIV в 1681 г. К
примеру, Морской Ордонанс включал в себя как статьи, касавшиеся  морского частного
права, так и статьи, касавшиеся морского административного права, в частности,
статьи относительно капитана и экипажа судна, надзора за порядком в порту. Однако
и на арабском востоке уже в 15 веке, актами правителей нормативно устанавливались
требования к лоцману, что свидетельствует о высокоразвитой культуре мореплавания
вообще и вниманию, которое восточные правители уделяли вопросам регулирования
морской торговли в частности. 
В руководстве по мореплаванию, написанном выдающимся арабским мореходом Ахмадом
ибн Маджидом в 1490 г. речь идёт об устройстве судна, навигационных приборах,
должностных обязанностях членов команды, правилах поведения на судне и в порту
и о многом другом. 
Правила, изданные отдельными правителями зачастую приобретали универсальный характер
и использовались на практике в других государствах. Так можно отметить Правила
предупреждения столкновений судов в море, которые были приняты Законом о торговом
судоходстве Великобритании от 4 марта 1863 г., которыми пользовались почти все
морские государства. В 1869 г. Были приняты Международные правила для предупреждения
столкновений судов в море.

С уваженем,
Сергей Горчаков
maritime-expert@ukr.net
К насущным заботам государства относится также и забота о всемерном и всяческом
поощрении морской торговли. Таковое деятельное поощрение может быть как в форме
преференций, так и в форме устранения ненужных затруднений на пути следования
товаров морем.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное