Развитие железнодорожно-паромных грузоперевозок на Украине
Железнодорожно-паромное сообщение Ильичевск-Поти будет восстановлено в ближайшее время. Намерение восстановить работу паромной переправы Ильичевск-Поти высказано президентом Грузии Михаилом Саакашвили по итогам февральского визита в Москву.
Направление Украина-Грузия является на сегодня одной из самых динамичных железнодорожно-паромных линий Украины (порядка +30% в течение ряда последних лет). Итог 2003г. - 0.82 млн.т. (+40% годового роста). В июне 2003г. по просьбе СК "Укрферри" - украинского железнодорожно-паромного перевозчика, оператора линии Ильичевск-Поти/Батуми - перевозки "Укрзализныци" в направлении Потийского порта, включая транзит, были перенесены в Батумский. Причиной явились тарифные условия Потийского порта. По мнению, озвученному М.Саакашвили, развитию сотрудничества помешали определенные коммерческие интересы; на сегодня восстановлению паромного моста ничто не препятствует
в свете приоритетов стратегического партнерства двух стран.
В то же время Потийский порт, сделавший упор на развитие нефтеперевалки, отдает приоритет обработке танкерного флота. Паромный комплекс оборудован в порту причале N2, где обрабатываются и другие грузовые суда; постановка танкеров у соседнего причала N1 блокирует причаливание паромов.
Согласно оперативным данным Одесского порта, грузооборот ЗАО "Синтез Ойл" (Ильичевск, Одесская область) - оператора нефтегавани Одесского порта - за период января т.г. составил 0.928 млн.т. (нефть и нефтепродукты), +5.9% к аналогичному периоду предыдущего года. Для сравнения: годовая динамика компании составила +28.1%. Более умеренные темпы нынешнего года связаны с сезонными погодными условиями в Босфоре, ограничениями на пропуск нефтеналивного флота, прежде всего, крупнотоннажного, через Турецкие проливы; увеличением доли малотоннажных танкеров.
По итогам 2003 года на долю оператора пришлось свыше 49% объемов перевалки наливных грузов через порт, а именно - 10.43 млн.т. Годовой доход порта от нефтеперевалки - порядка $15 млн. (при тарифе $1.5/т). Месячная квота января т.г. превысила 11% грузооборота компании за весь предыдущий год. По объемам сырой нефти превалировала Россия
(ЛУКОЙЛ, владеющая Одесским НПЗ), сжиженных углеводородов - Казахстан ("Тензизшевройл"). Продолжается рост перевалки мазута (украинского происхождения); итог января - 0.6 млн.т. (+7.6%). Для сравнения: динамика декабря составила +10.3%. Превалирующие направления перевозок нефтегрузов - порты Средиземного моря и Румыния.
Согласно информации руководства Минтранса Украины, ведомством завершено изучение возможностей железнодорожной транспортировки нефти по маршруту Броды-Гданьск. Украинская сторона готова начать перевозки по маршруту совместно с Польскими железными дорогами до конца текущего месяца.
Длина маршрута составляет 900 км, из которых свыше 14% - по территории Украины. На сегодня достигнута договоренность с польской стороной о создании двусторонней рабочей группы по вопросам согласования тарифов и отработке технологических аспектов проекта. Минтрансом выражена готовность установить льготные тарифы на первоначальный срок работы маршрута (три месяца). В качестве вариантов решения проблемы различий в стандарте ширины колеи двух стран рассматриваются: использование цистерн польской стороны (фирма "Дэц"), приспособленных под различную ширину колеи; перестановка вагонных тележек (Мостиска и Ковель);
перелив груза в цистерны иной ширины колеи на польской территории (Славкув); использование вагонов с раздвижными колесными парами (новый украинский проект). По мнению Минтранса, не исключено комбинированное использование указанных вариантов.
Данный проект выдвинут в контексте разработки альтернативных маршрутов доставки нефти на польские НПЗ (в частности, на период достройки трубопровода Броды-Плоцк), а также в качестве альтернативы морской доставке нефти через перегруженный Босфор.
Новый терминал в Ильичевском морском торговом порту
В Ильичевском морском торговом порту начал работу новый перевалочный комплекс - топливный терминал проектной мощностью 3.2 млн.т. нефтепродуктов в год. В январе т.г. комплекс переработал первую партия нефтепродуктов - 30 тыс.т. мазута, экспортируемого ЗАО "Укртатнафта" (Кременчугский НПЗ, Полтавская обл.).
Согласно информации руководства ЗАО "Ильичевский топливный терминал", объект эксплуатируется в тестовом режиме. В составе комплекса - железнодорожная сливная эстакада (на 30 вагонов); резервуарный парк (16 емкостей по 6 тыс. куб. м); насосная станция и система трубопроводов; котельная; очистные сооружения и система пожаротушения. Интенсивность погрузки - 3 тыс.т. в час; размер партий - до 40 тыс.т.
Терминал стоимостью $25 млн. финансируется учредителями ЗАО "Ильичевский топливный терминал" - компаними "Инфокс" и "Интертрейд". В планах руководства терминала - завершение
комплекса испытаний объекта и вывод его на проектную мощность.
Среди потенциальных клиентов терминала называют компании "Укртатнафта", ТНК-BP и "Роснефть".
Украина расширяет возможности хранения грузов под таможенным контролем
Согласно новому Таможенному кодексу Украины (вступил в силу в 2004г.), вступила в силу новая схема оформления грузов при растаможивании, предусматривающая расширение возможностей временного хранения грузов. В дополнение к существующим схемам хранения (в транспортном средстве; на таможенных лицензионных складах; ответственное хранение на складах предприятий) введена новая категория таможенных складов - склады временного хранения.
Требования к складу совпадают с требованиями к таможенному лицензионному складу. Разрешение на его использование оформляется клиентом однократно; процедура получения разрешения бесплатная. Очередное поступление грузовой партии сопровождается подачей заявления от клиента на временное хранение.
По оценке специалистов, данная схема удешевляет таможенную очистку груза (например, семикратно по сравнению с хранением в транспортном средстве), а также сокращает
время и упрощает таможенное оформление груза.
На сегодня только в Киевском регионе открыты 3 склада подобного типа; поданы заявления на открытие еще 12-ти (при перспективе роста до 200-300 ед.).
Порт Южный: развитие комплекса для перевалки генеральных грузов
Согласно информации руководства порта Южный, предприятие реализует строительство второй очереди комплекса для перевалки генеральных грузов на базе глубоководного причала N8 (длина 285 м, глубина 15 м), объекта сдачи начала текущего года.
В составе очереди - склад площадью 20 тыс. кв.м, подъездные пути, весовая станция. Емкость единовременного хранения комплекса составит 0.3 млн.т. генгрузов при мощности перевалки 1.2 млн.т. в год - рекорд для перевалочных портовых комплексов Украины аналогичного профиля (мощность объекта сравнима с мощностью украинских портов "второй" группы). Комплекс предназначен для обработки судов типа панамакс (дедвейт 80-90 тыс.т.), в т.ч. для дозагрузки после загрузки в других портах Украины, включая крупнейшие (Одесский, Ильичевский, Мариупольский).
Совокупная стоимость комплекса - $18.8 за счет средств порта. Срок вступления в строй второй очереди
- конец 2 кв. т.г.
Согласно оперативным данным руководства государственной судоходной компании "Керченская паромная переправа" (Украина), годовой объем грузоперевозок предприятия составил 157.3 тыс.т. (-9.6% роста по сравнению с предыдущим годом). Для сравнения: динамика предыдущего года составила 0%.
Номенклатура перевозок - 7.2 тыс. грузовых и 33.7 тыс. легковых автомобилей (-15.3% и +0.9% соответственно). В течение года предприятие наращивало грузоперевозки, частично восстановив объемы к концу отчетного периода. Так, если по итогам 1 полугодия падение составило -15.7%, то за 10 месяцев - -11.5% по сравнению с предыдущим годом.
Предприятие осуществляет перевозки порт Крым - порт Кавказ двумя паромами (на 18 и 14 грузовых автофургона).
Динамика портовой грузоперевалки государственных портов Украины
Согласно оперативным данным Минтранса Украины, объем годовой перевалки грузов портами государственного подчинения (18 портов) составил 110.508 млн.т. (+4% по сравнению с предыдущим годом). Для сравнения: аналогичная динамика предыдущего года составила +19.4%. На долю государственных портов пришлось свыше 82% совокупных объемов портовой перевалки Украины. Процент перевыполнения государственными портами годового планового задания (скорректированного по состоянию на декабрь) составил +0.46%.
Распределение экспорта, импорта, транзита, каботажа составило 45.8%, 6.4%, 44.3%, 3.5% соответственно при годовой динамике -8.1%, +101.4%, +13.6%, -15.9% соответственно. Для сравнения: аналогичная динамика предыдущего года составила +22.6%, +12.9%, +17.4%, +6.9%.
На отрицательной динамике экспорта сказалось, прежде всего, уменьшение объемов зерногрузов (порядка -6 млн.т., до 3.43 млн.т.).
Падение экспорта связано также с уменьшением перевалки черного металла (-2 млн.т., до 20.7 млн.т.), угля (-0.1 млн.т., до 1.8 млн.т.), нефтегрузов (нефть и нефтепродукты, совокупно -1 млн.т., до 5.6 млн.т.). Одновременно увеличилась перевалка на экспорт кокса (+1 млн.т., до 1.53 млн.т.), рудных грузов (+0.6 млн.т., до 3.34 млн.т.), насыпных минудобрений (+0.5 млн.т., до 4.85 млн.т.), лесогрузов (+0.3 млн.т., до 0.75 млн.т.).
Рост импорта связан с резким увеличением перевалки рудных грузов (+1.5 млн.т., до 2.5 млн.т.), сахара-сырца (+0.8 млн.т., до 1.2 млн.т.), зерногрузов (+0.48 млн.т., до 0.509 млн.т.). Увеличилась перевалка насыпных минудобрений (+0.1 млн.т., до 0.2 млн.т.), металлогрузов (+16 тыс.т., до 21 тыс.т.).
Рост транзита обусловлен резким увеличением перевалки нефтегрузов (сырая нефть и нефтепродукты, совокупно +5.7 млн.т., до 25.5 млн.т.). Увеличилась перевалка
кокса (+65 тыс.т., до 138 тыс.т.), насыпных минудобрений (+0.1 млн.т., до 3 млн.т.) на фоне падения объемов угля (-0.5 млн.т., до 8.5 млн.т.), рудных грузов (-0.5 млн.т., до 0.29 млн.т.). Практически не изменились объемы транзита сахара-сыр
ца (0.72 млн.т.), зерногрузов (2.2 млн.т.), резко увеличившиеся в предыдущем году.
Лидерами по объемам грузопотоков явились порты Одесский (33.5 млн.т.), Южный (16 млн.т.), Ильичевский (13.6 млн.т.), Мариупольский (13.4 млн.т.). По темпам роста лидировали порты Феодосийский (+64.3%, до 11.06 млн.т.), Керченский (+27.7%, до 2.17 млн.т.), Белгород-Днестровский (+25.8%, до 0.82 млн.т.).
Украинским государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта ЧерноморНИИпроект (Одесса) начаты проектные работы по строительству нового терминала в порту Южный - специализированного комплекса по перегрузке цемента, первого объекта такого профиля в портах Украины. Заказчиком выступила корпорация "Аладдин" (Киев), инвесторами строительства - компании Barra Partners (США), Nyplex и Unitas (ВБ).
В состав терминала мощностью 6 млн.т. планируется включить два причала суммарной длиной 600 м и глубиной до 14 м. Первая очередь реализации предусматривает сооружение одного причала (перевалочная мощность - 2 млн.т.).
Суммарная стоимость объекта - $43 млн.; стоимость первой очереди - порядка $15 млн. Срок сооружения первой очереди - конец 2004г., полной реализации проекта - конец 2006г.
Планируемый грузопоток - украинский экспорт
и транзит (Молдова) потенциальной мощностью до 20 млн.т. в год. Направления сбыта - США, Канада, Ближний Восток.
Слияние судоходных и судостроительных мощностей Украины
Согласно распоряжению Минтранса Украины, государственное предприятие "Килийский ССРЗ" (Украинский Дунай) реорганизовано в обособленное структурное подразделение ОАО "Украинское Дунайское пароходство". Фонды завода вошли в уставный капитал ОАО. Права и обязанности ГП КССРЗ перешли к ОАО УДП как правопреемнику.
КССРЗ является базовым судостроительным и судоремонтным предприятием для УДП. В настоящее время, согласно государственной программе обновления флота УДП (2000-2005г.г.), на предприятии поэтапно реализуется серийное строительство барж для пароходства. Схема финансирования - госбюджет; возврат задолженности по НДС; кредитование.
На сегодня УДП является основным клиентом предприятия. В планах партнеров - строительство барж-зерновозов (15 ед.) и сухогрузов (2 ед.). Зарубежными заказчиками КССРЗ являются Швейцария (строительство порталов и понтонов); Франция, Германия (баржи).
На рынке торгуются покупательница и старый еврей, продающий шубы. - Я бы и за полцены не купила такую шубу. Посмотрите - вон мех лезет! - Мадам, да за эту цену через пару лет у вас будет отличное кожаное пальто!
Фраза дня
Демократия измеряется расстоянием, которое может пройти гражданин без предъявления удостоверения личности.