Да — был ли
мальчик-то, может, мальчика-то и не было?
(М. Горький
«Жизнь Клима Самгина»)
Размышляя над способами продаж финансовых продуктов,
я пришел к несколько неожиданному выводу: продавец, в его нынешнем виде,
перестал быть добросовестным посредником между производителями товаров (услуг)
и их потребителями. А был ли он когда-нибудь таковым? – совершенно естественно
возник у меня следующий вопрос. И мысленно «пробежавшись» по истории, на
однозначный ответ я не решился. С одной стороны, не место красит человека, а с
другой, уж больно скользкое, липкое и вязкое это место. Настолько вязкое, что
«коготок увяз – всей птичке пропасть».
К счастью, с развитием интернет-торговли, роль
продавца минимизируется и постепенно
переходит к службам курьерской доставки. Тут мы, правда, рискуем нарваться на
другую крайность – почти, как у Хлестакова: «И в ту же минуту по улицам
курьеры, курьеры, курьеры…можете представить себе тридцать пять тысяч одних
курьеров!», но есть надежда, что эту отрасль оптимизировать легче, а
коррумпировать сложнее. К тому же, если речь идет о финансовых продуктах, можно
ограничиться почтовой связью, а в ряде случаев – электронной.
Хорошо, с доставкой разобрались. Но у продавца есть
еще одна важная функция – сравнение аналогичных товаров и услуг с
предоставлением покупателям права выбора. Не случайно так популярны громадные
торговые центры с широким разнообразием магазинов и товаров. А вот продуктовые
супермаркеты, которые мы продолжаем терпеть
по инерции, былую популярность постепенно теряют. Всему виной их чрезмерная
оптимизация, вымывающая ассортимент, выбирающая не лучших, а наиболее
платежеспособных производителей, которые и за место на полке заплатят, и
отсрочку платежа потерпят. А кто в наших условиях становится самым платежеспособным? Преимущество перед добросовестным
производителем нередко получает фальсификатор, широко применяющий химию,
искусственные добавки, низкокачественное сырье и прочие хитрые уловки. Не
случайно на улицы городов стали возвращаться, уже было исчезнувшие киоски с фруктово-овощной,
мясо-молочной, хлебо-кондитерской, рыбной и прочей продукцией тех
производителей, которым не нашлось места на полках супермаркетов.
Возможно, со временем, функцию сравнения возьмут на
себя службы доставки, построив рядом со своими складами, большие выставочные
залы. Возможно, этим займутся журналисты и телевизионщики, расширив количество
рубрик и передач, анализирующих и сравнивающих между собой аналогичные товары и
услуги. Возможно, получит распространение профессия персонального советника по выбору определенных
товаров и услуг. В какой-то степени, все это уже есть, но пока не слишком
акцентировано; пока классические продавцы довольно твердо удерживают свои позиции; пока
именно они правят свой капиталистический бал во всем мире, подмяв под себя и
экономику, и политику, и идеологию.
Однако, в последнее время, этот бал, теряя былой
блеск и великолепие, начинает дурно пахнуть. Это естественный финал процесса,
пошедшего не туда.
Любой процесс, любое общественное образование, любой
живой организм имеют общие черты и развиваются в соответствии с общими
законами, ведь наш мир един. Общий закон в данном случае, это триединство.
1.Тело,
материя, экономика, быстрая реакция на происходящее, сиюминутность.
В любом сообществе всегда есть группы людей,
находящихся на одном из трех уровней мышления. Сиюминутные проблемы решают
экономисты, тактические – политики, стратегические – философы и религиозные
деятели.
Философия и религия формируют цели и систему
ценностей, в соответствии с которыми политики выстраивают взаимоотношения, а
экономисты обеспечивают текущие потребности. Это – естественный, природный путь
развития. Отклонения начались, когда религия занялась коммерцией. Сначала это
была продажа индульгенций (отпущения грехов), потом – грабительские крестовые
походы, потом передача награбленного ростовщикам и создание частных банков. А
дальше – покатилось-поехало.
Идеолог должен думать о будущем, политик должен
думать о государстве и народе, торговец должен думать о собственной прибыли.
Политик должен обеспечить государственный контроль над торговцем, идеолог
должен обеспечить над ними обоими контроль
нравственный. В противном случае, торговец начинает обманывать, грабить,
воровать и разлагать общество. Если идеолог сам занимается коммерцией, политик
начинает ориентироваться не на нравственность и будущее, а на деньги и
сиюминутную прибыль, в результате чего, попадает в зависимость от торговца. В
результате мы имеем общество, во главе угла которого стоит прибыль, всеми
процессами управляют торговцы в лице владельцев частных банков, а до
нравственности и стратегии никому нет дела. Это общество называется капитализм
и представляет собой раковую опухоль на теле человечества. В настоящее время
процесс зашел достаточно далеко: метастазы проникли в самые дальние уголки,
нравственное разложение очевидно, политические разногласия скрыть не удается,
экономические кризисы, по своему разрушительному действию, соперничают с
природными катаклизмами, которые тоже активизировались. Смерть может наступить
от чего угодно.
Возможно ли развернуть процесс и спасти
человечество, я не знаю, но если все-таки пытаться что-то делать, то начать
надо, видимо с того, с чего в свое время начал Иисус Христос, бичом выгнавший
из храма торговцев и менял.
Конечно, обычные люди, имеющие профессию или
приработок продавца, как бы, не виноваты; у них есть семьи, и в тех условиях,
которые сложились, они вынуждены выживать, как могут. Но поскольку, вольно или невольно, именно они
оказались носителями вируса стяжательства, стремления к наживе любой ценой,
даже ценой всеобщей гибели, принимать решение, в первую очередь, придется им.
Решение простое: поставить нравственность выше денег, перестать лукавить,
манипулировать, недоговаривать и просто врать.
Кстати, не думаю, что работники других профессий
ушли намного дальше и никогда не врут; расслабляться им тоже не придется, а
перекладывать все грехи на продавцов не удастся, просто торговец – это символ,
а внимание к символу всегда больше.
Касательно финансовой сферы, выход я вижу в
переквалификации продавцов в консультантов.
Нынешние производители финансовых услуг, для их
продажи, нередко пользуются услугами торговых агентов, которые громко называя
себя брокерами и финансовыми консультантами, не лучшим образом влияют на
репутацию этих профессий. Если не сказать больше. И по закону, и по
общепринятым в мире бизнеса правилам, они должны действовать в интересах своих
клиентов и за их счет. Реально же, они
действуют в интересах компаний, от которых и получают вознаграждение за счет
удорожания продаваемой услуги. То есть, предлагая клиенту финансовые продукты,
они исходят не из его пользы, а из личной выгоды и увеличения дохода нанявшей
их компании.
Понятное дело, что при капитализме, стремление к
росту доходов не является чем-то предосудительным. Другое дело, нужен ли нам
такой капитализм и согласны ли мы постоянно быть обманутыми. Обманывать в
ответ? Кто-то так и делает, еще больше подталкивая общество к пропасти. Противодействовать обману? Для этого нужны
соответствующие знания или надежный советник. И то, и другое будет стоить денег, но обман в любом случае
обойдется дороже.
Стоимость обучения не так высока, как может
показаться; и компенсируют ее не только исключение потерь, но и увеличение
доходов от правильного применения финансовых продуктов, которые сами по себе не
плохи. Плохими их делает шаблонное и не комплексное применение без учета
индивидуальных особенностей клиента и ситуации. Скорее, в финансовом плане
проиграет агент, ставший консультантом. Но для него, это – временный,
тактический проигрыш. А о том, будет ли выигрыш, поговорим через неделю.
Руководитель «Центра Финансового Здоровья» Ждан Сергей. 056-797-17-30, www.uainvestor.ucoz.ru