Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Путь украинского инвестора

  Все выпуски  

Путь украинского инвестора


 ПУТЬ УКРАИНСКОГО ИНВЕСТОРА


ВЫПУСК № 268

ОТ  22.11.12.

ДЛЯ 408 ПОДПИСЧИКОВ

С ВАМИ ЖДАН СЕРГЕЙ

 

 

 СПЕКУЛЯЦИЯ.

 

С советских времен, слово «спекулянт» имеет негативную окраску, и даже 20 лет капитализма не смогли улучшить его образ в наших глазах. Думаю, это не случайно.

«По сути, любую торговую операцию можно считать спекулятивной», - заявляет всезнающая Википедия, но на этот раз я с ней не соглашусь. В обычной торговой операции, наценка легко высчитывается. К закупочной цене добавляются транспортные и складские расходы, оплата персонала, аренда торгового места, налоги и прибыль продавца, в которую включаются сопутствующие торговле риски. Прибыль должна быть разумной и соответствовать ситуации на данном рынке. В естественных условиях такой она и будет. Проблема в том, что истинному торгашу естественные условия и связанная с ними естественная прибыль не интересны. Это производитель заинтересован в стабильных ценах, планово растущем спросе, размеренной работе и прогнозируемой прибыли. Цель же хитрого торговца – взбудоражить рынок: создать дефицит, ажиотаж, ценовые качели, придать своему товару несуществующие ценности, преувеличить риски, завысить качество, ввести дополнительную плату за бренд, моду, актуальность, полезность, придумать миф о его происхождении, связать с другими товарами, ситуациями, людьми,  так далее. Одним словом, его идея в том, чтобы вооружившись девизом  «Не обманешь, не продашь», получить с покупателя отдельную (и немалую) добавку к цене.

Все это происходит на знакомом нам бытовом уровне, с понятными товарами повседневного спроса,  и все это не является истинной спекуляцией. Обманом, обвесом, жульничеством, мошенничеством, чем угодно еще, но не спекуляцией, о которой мы продолжим ниже.

С изобретением денег на рынке появляются совершенно особые финансовые товары. Ушлые торговцы всегда находились в поиске идеального товара, который легко перевозится, не портится при хранении, всегда и всем нужен. Долгое время, таким товаром было золото,  потом -  связанные с ним деньги, потом, когда денег стало не хватать, - их производные, долги. После того, как в 1971 году президент США Р. Никсон «отвязал» доллар от золота, деньги перестали выполнять функцию накопления, оставшись лишь средством обращения.

Похоже, что многие из нас до сих пор этого не поняли и продолжают держать деньги в деньгах (нет разницы, в какой валюте) вместо того, чтобы вкладывать их в новые средства накопления, которыми стали товары.

Правда, не любые. Товары делятся на постоянные (накопительные) и временные (расходные). К постоянным товарам относятся земля, недвижимость, золото, драгоценности, антиквариат, предметы искусства; временные состоят из предметов повседневного спроса и рабочей силы их производящей.

Богатство и власть отдельных людей определяются количеством постоянных товаров, находящихся в их владении. Для богатых, временные товары являются средством получения постоянных и имеют меньшую ценность, поскольку они изнашиваются, портятся и теряют свои потребительские качества. Кстати, исходя из этого, не слишком дальновидны те, кто предлагают вкладывать деньги в потребительские товары и в рабочую силу (себя или своих детей).

Для бедных, постоянные товары часто бесполезны в обычной жизни, зато временные требуются им для удовлетворения текущих потребностей. Поэтому, бедные вкладывают ресурсы в теряющие свою стоимость временные товары и постепенно становятся беднее. В то же время богатые богатеют, потому что накапливают постоянные товары, стоимость и количество которых для этого должны расти. Так и происходит. С одной стороны, рабочая сила продолжает добывать новое золото, осваивать новые земли и строить новую недвижимость, хотя ресурсы получения таким способом новых постоянных товаров довольно ограничены. С другой стороны, существует парочка способов увеличения стоимости этих товаров в сознании людей, без внешнего изменения их характеристик.

 Первый вытекает из относительности стоимости. Если невозможно увеличить стоимость своих товаров, можно путем ухудшения уменьшить стоимость чужих. В другой стране, например, можно поспособствовать загрязнению земли, разрушению систем здравоохранения и образования, уничтожению производства, развалу коммунального хозяйства, расцвету коррупции. И тогда возрастет стоимость своей земли и недвижимости, привлекательность своих клиник и университетов, цена произведенных у себя товаров, ценность своего образа жизни. Люди из другой страны сами повезут свои деньги в вашу. На самом деле, это будут не деньги, а их природные богатства (сырье),  отданные чужой стране за бусы (бренды) и фантики (валюту), путем неравного обмена. Разве модная тряпочка от зарубежного дизайнера может стоить столько же, сколько стоит тонна  шерсти, хлопка или льна местного производства? Но отечественный олигарх или высокопоставленный чиновник, пользуясь низкой стоимостью (в своей стране) рабочей силы, легко совершает подобный обмен, ради придуманного для него имиджа.

Второй способ увеличения стоимости постоянных товаров – это пузыри или пирамиды. Для этого надо создать ситуацию, когда одновременно, в сознании большого количества людей, спрос на некоторый товар превысит его предложение. Делается это просто. Допустим, я владею  десятком однокомнатных квартир по цене 200 000  гривен каждая, и несколько моих партнеров – также. Мы начинаем фиктивно продавать их друг другу по цене 210 000 гривен, с активным оповещением (и известным стимулированием) профильных СМИ и  агентств недвижимости. Заметив это, другие продавцы подобных квартир тоже повышают цену продажи. Покупателям ничего не остается, как смириться. Чуть позже мы снова повышаем цену. И снова. Видя, что цена постоянно растет, квартирами начинают интересоваться посторонние люди, которых привлекают уже не сами квартиры, а потенциальная прибыль от их перепродажи. Цена снова вырастает. Через некоторое время, мой капитал составляет уже не 10*200 000=2 000 000 гривен, а к примеру, 10*250 000=2 500 000 гривен. При этом я, оставшись при 10 квартирах, и не создав ничего нового,  просто сманипулировал сознанием людей, изменив его в свою пользу, и стал богаче на 500 000 гривен. Это и есть спекуляция.

Вернемся к временным товарам. Итак, бедным людям они нужны для потребления, богатым – как посредники в получении постоянных товаров. Вместо спекуляций (как в случае с квартирами), часть богатых принимается за инвестиции. Они вкладывают (инвестируют) деньги в заводы для выпуска временных товаров. Будут эти товары инновационными или импортозамещающими, полезными для страны или вредными для здоровья, их не интересует; главное, чтобы на них был спрос, а прибыль была больше, чем от перепродажи чужих товаров.  Если купить в Китае дешевле, чем произвести, завод будет остановлен (предлог найдется), а рабочие уволены. Но способность производства приносить прибыль конкурирует не только с перепродажей, но и со способностью постоянных товаров расти в цене. И вот, посредством фондовых бирж и акций, средства производства сами превращаются в постоянный товар и становятся предметом финансовых пирамид.

Поскольку при торговле акциями важна не просто стоимость средств производства и не столько способность их приносить прибыль, сколько ожидание и оценка этой способности в будущем, то тут гораздо больше возможностей для манипуляций с сознанием потенциальных инвесторов, чем в случае с недвижимостью. Проведя ряд организованных покупок-продаж определенных акций, сопроводив их мнением «аналитиков» и проплаченной шумихой в прессе, можно существенно повысить их стоимость на бирже и в сознании многих людей. И это тоже будет спекуляцией, в результате которой на ровном месте владельцы этих акций станут богаче и смогут некоторое время пользоваться своим положением, пока этот пузырь не сдуется, как и прочие.

Возникает закономерный вопрос: а кем же являются те люди, которые покупали и перепродавали квартиры и акции? Одни из них, безусловно, выиграли, другие неизбежно проиграли, но и те, и другие своими действиями способствовали тому, что спекуляция состоялась. А ведь это мы?! О нас поговорим в следующий раз.

 

 

Руководитель «Центра Финансового Здоровья» Ждан Сергей.

056-797-17-30, www.uainvestor.ucoz.ru 

 

 


В избранное