Повсеместно ныне ум человеческий
начинает насмешливо не понимать, что истинное обеспечение лица состоит не в
личном уединенном его усилии, а в людской общей целостности.
Ф.
М. Достоевский
Удивительное дело: как только в моей
голове все существующие деньги разделились на конкурентные, кооперативные и
духовные, многие вещи, до того странные и затруднительные, начали проясняться.
Обращаясь
к закону сохранения энергии, капитализм говорит, что деньги ничьими не бывают,
поэтому на всех их никогда не хватит. Ведь деньги – это энергия; если в одном
месте прибыло, значит, в другом – неизменно убыло. Следовательно, свои деньги
надо беречь, а чужие делать своими.
А еще, обращаясь ко второму
закону термодинамики, он говорит, что в закрытую тумбочку (кошелек, карман,
семейный бюджет), сами по себе, деньги никогда не прибывают, а могут только
убывать. Следовательно, руки надо разводить пошире и загребать ими к себе
почаще.
КАЖДЫЙ – ЗА СЕБЯ.
В системе капитализма,
человек человеку – конкурент, соперник и волк. Всю сознательную жизнь мы заняты
лишь тем, что выпрашиваем, вымениваем, отбираем и выманиваем у других людей
деньги. Что, не согласны? Думаете, вы этого не делаете? Думаете, что просто
зарабатываете? Нет, зарабатывают те, кто контролируют Центробанки и деньги
печатают. Все остальные за деньги кон-ку-ри-ру-ют. Потому они и называются
конкурентными. Не приходится удивляться, что подобная деятельность сопровождается проявлениями гордыни, гнева,
ревности, обиды и уныния. А оно нам надо? Мы же не добровольно вызываем у себя
эти чувства, просто так получается. Катит нас по жизни, как перекати-поле, а
зацепиться не за что и остановиться – никак. Остановиться, оглядеться,
задуматься… . Когда-нибудь этот момент все же наступает, но энергия к тому
времени уже на исходе. Как в маленьком стихотворении Евгения Евтушенко:
Так
много было сил, так мало было мыслей, Но как я куролесил, колбасил! Не стал мессией и устал от миссий… Так много мыслей и так мало сил!
Деньги или то, что их заменяло, всегда
играли важную роль в жизни людей. Но инстинкт самосохранения в виде поклонения
золотому тельцу долгое время сдерживался религиозными законами и верой. Когда
законы ослабли, а вера исказилась, капитализм сумел подмять под себя религию, фактически,
купив ее иерархов. Наступило то, о чем было сказано в Библии:
«И тогда соблазнятся многие, и друг друга
будут предавать, и возненавидят друг друга. И многие лжепророки восстанут и
прельстят многих.
И по причине умножения беззакония, во
многих охладеет любовь» (Мф. 24:10-12).
Именно так сейчас и происходит. То, что
пророчества сбываются, не беда; «Претерпевший же до конца, спасется», - сказано
дальше (Мф. 24:13). Значит, надо потерпеть. Но тут, на мой взгляд, есть нюанс:
терпеть надо внутри (не гневаясь, не обижаясь и не растрачивая попусту энергию
на эмоции), а на внешнем плане надо действовать. Так, у спортсменов есть
понятие «перегореть до старта». Вспомните
хотя бы недавнее Евро-2012. Мы
могли видеть, как слишком эмоциональные футболисты, теряют эффективность своих
действий.
ПРИТЧА О СИЛЕ СВЯЗКИ.
Рассказывают про одного старого человека,
что когда он умирал, у его постели собралась вся семья - сыновья, дочери и
внуки. Все стояли молча и ждали, какое напутствие произнесет им отец перед
своей смертью, какую жизненную правду перескажет, какому важному опыту научит.
Старик попросил их принести связку тонких прутьев. Удивились дети: зачем отцу
веник, - но принесли, что он просил. Достал он из связки один прут и протянул
старшему сыну: "На, сломай". Тот с легкостью сломал. Достал отец из
связки второй прут, такой же тонкий, протянул его второму сыну: "И ты
сломай". Тот тоже сломал. Так отец протянул по одному прутику каждому из
остальных сыновей. Все с легкостью сломали тонкие ветки. Посмотрел отец на них,
потом взял всю оставшуюся связку, передал детям и говорит: "А теперь
переломите их, когда они вместе; не по одному, а все сразу". Долго
пытались братья сломать связку - ни у кого не получилось. «Этому я и хотел вас
научить, - сказал отец. - Когда вы вместе, никто вас не одолеет. Будьте всегда
вместе». - Такими были его последние слова.
А теперь представьте, что случилось бы с
этой семьей дальше, если бы отец вызвал к себе каждого сына по отдельности, и каждому
сказал то, что сегодня каждому из нас говорит, в лице своих глашатаев,
капитализм:
1.Деньги – любой ценой.
2.Ты достоин большего.
3.Будь первым.
4.Будь лучшим.
5.Будь сильным.
6.Будь решительным.
7.Будь настойчивым.
А
что плохого, если все братья проявят решительность и постараются стать первыми и лучшими? Дело в
том, что все это цели. Сами по себе, они не хороши, не плохи и подчиняются
ценностям. А каковы капиталистические ценности? Ценности, ради которых мы
ставим цели; ценности, которые отвечают на вопрос «Зачем»? Зачем быть сильным,
зачем быть первым, зачем иметь деньги? Ответ прост и очевиден: власть и
управление. Не семья, не любовь, не мир, не экология, не гармония. Больше
денег, - больше власти; больше силы, - больше власти; больше способностей, -
больше власти. Может быть, кто-то тешит себя иллюзиями, что обладание властью
позволит осчастливить всех сразу, загонит их, так сказать, железной рукой в
светлое будущее? Отчего же, загонит. Только представления о светлом будущем у
власть имущих и у власть неимущих, сильно отличаются. Поэтому с такими
иллюзиями полезнее расстаться побыстрее.
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ
ТУПИК.
Когда-то большинство людей
были предпринимателями: крестьянами со своими наделами земли, ремесленниками со
своими мастерскими, купцами со своими лавками. Их дело было семейным и
потомственным. Кроме того существовали сельские общины, ремесленнические
кварталы, купеческие гильдии. А еще существовали писаные и неписаные законы
всех этих сообществ. В их основе были добросовестный труд, семейные и
профессиональные связи. И – корпоративные деньги. Соревновательность
базировалась на мастерстве, трудолюбии и добропорядочности. Перепроизводства
товаров не было, но дальнейшее движение стало тормозиться. Никто не сделал
больше, чем капитализм, для развития цивилизации; тут его заслуги неоспоримы.
Но одновременно, никто больше него не испортил отношения между людьми. Мыслимо
ли: хочешь потерять друга, дай ему деньги взаймы; хочешь рассориться с
близкими, возьми их в свой бизнес? Казалось, что ради сытой и красивой жизни,
отношениями можно было и поступиться. Некоторое время это было оправданно, но
сейчас цивилизация все быстрее движется к тупику, развитие закручивается в
спираль и на новом ее витке пора возвращаться к прежним коллективным ценностям.
Слабость цивилизации проявляется в росте заболеваемости, вырождении, бесплодии,
потере интереса к жизни, депрессиях, психических расстройствах, и так далее, и
тому подобное. Одним словом, энергетика человечества падает. Что в этом случае
делать? Спасаться самим и спасать других. Но в то время, когда реальность
требует объединения усилий многих людей, капитализм по-прежнему работает на их
разъединение, разобщение и усиление индивидуализма.
Мавр сделал свое дело, мавр
должен уйти. Только сам он на это не способен. Согласно диалектике, что-то
порожденное самим же капитализмом должно войти с ним в противоречие и победить.
Возможно, - уничтожить (революция); возможно, - изменить (эволюция). Рискну предположить,
что сделают это объединения людей нового типа. Существующие типы объединения
для этого не годятся. У бизнеса и политических партий нет идеологии, у
профсоюзов и общественных организаций нет денег; у религий нет воли к переменам, а рядовым гражданам
вообще не до объединений, им не хватает энергии для собственного выживания. И
никогда не хватит, потому что капитализм обставил это выживание целым рядом
условий, а скорее, условностей. Как надо выглядеть, где и с кем надо жить, на
чем надо ездить, чем питаться, как отдыхать, чему учиться, во что верить, кому
платить, куда стремиться и когда успокоиться.
По-видимому, у новых
объединений должно быть мировоззрение на основе сплава науки и религии;
финансовый фундамент на основе кооперативных денег (духовные деньги придут
позже); энергия преобразований и воля к ним. Откуда возьмется все это по
отдельности, мне более или менее понятно; как слить все это воедино, - пока не
очень. Поэтому, начнем с малого, и будет это в следующий раз.
Руководитель
«Центра Финансового Здоровья» Ждан Сергей.