На протяжении всей своей
жизни мы играем в финансовые игры. Есть и другие, но мы говорим именно о
финансовых. Ведем мы эти игры и с другими людьми, но чаще нашими противниками
(соперниками) бывают государство в лице своих многочисленных учреждений от ЖЭКа
до Налоговой, финансовые компании, работодатели, коммерческие структуры. К
сожалению для большинства из нас, наши противники подготовлены к подобным играм
гораздо лучше, чем мы сами, что и приводит в конце концов к вполне
предсказуемым печальным итогам. Финансовым результатом становится потеря денег,
плюс разнообразные моральные, психологические и медицинские издержки. Избежать
всего этого безобразия можно путем повышения личной финансовой грамотности,
либо же – путем привлечения внешних защитников и помощников.
Жизнь требует от нас
множества знаний, а поскольку всего знать никак невозможно, мы более склонны
идти вторым путем, находя людей или организации, способные сделать существенную
(если не всю) часть работы за нас. На них же мы готовы переложить и
значительную долю ответственности за полученный результат, особенно, если он по
каким-то причинам наших ожиданий не
оправдал.
Довольно часто искать таких
помощников нет необходимости, - с предложениями своих услуг они приходят к нам
сами. Особенно это распространено в финансовой сфере, где спрос на подобные
услуги или неярко выражен, или напрочь отсутствует. Дело в том, что едва ли не
каждый из нас считает, что с чем-чем, а с собственными деньгами (будьте
покойны), он способен разобраться самостоятельно.
Как показывают опросы, в
нечастых случаях, когда принимается решение, что помощь в финансовых делах нам все-таки нужна,
мы склонны искать ее:
- в 52% случаев – у знакомых;
- в 25% случаев – у
сотрудников финансовых компаний;
- в 23% случаев – в
информационных листовках финансовых компаний;
- в 14% случаев – в СМИ;
- в 10% случаев – в
интернете;
- в 9 % случаев – у
финансовых консультантов.
Как видим, консультанты
сильно проигрывают другим источникам информации. Вот и выходит, что если гора (клиент)
не идет к Магомету (консультанту), то Магомет идет к горе.
По идее, любой клиент,
подобную помощь должен принимать с радостью. Но на практике это бывает лишь
тогда, когда потребность в данной услуге уже сформирована и деньги на ее оплату
запланированы. Чаще всего это не так, и консультанту приходится тяжело бороться
с клиентом, чтобы сначала вызвать у него такую потребность, а потом получить
согласие на ее оплату.
Кто же такой наш финансовый
консультант, ангел-хранитель, неустанно пекущийся о благополучии клиента или
змей-искуситель, выманивающий у него деньги на недоброе? Скорее всего, наш
ответ будет – ни то и ни другое. Скорее всего, наш консультант окажется обычным
наемником большого капитала, делающим свою работу не столько по призванию,
сколько ради элементарного выживания себя и своей семьи. У него есть высшее
образование, но нет специфических финансовых знаний; он прошел несколько
тренингов по продажам и в некотором объеме изучил продаваемый продукт; он не
слишком инициативный, но достаточно исполнительный; он устал от рутинной
малоденежной работы и любит общаться с людьми. Одним словом, он обычный
человек, один из многих. Единственное, что действительно, отличает его от
большинства других людей, это широкий круг знакомств. А что делать? Раз люди
склонны спрашивать совета у знакомых, надо быть для них этим знакомым.
Знакомый это хорошо, а
наемник это плохо; от советов наемника выигрывает тот, кто его нанял, а
проигрывает тот, кто к такому совету прислушался. Знакомого наемника можно
перевербовать на свою сторону, но это стоит денег, а денег жалко. Обойтись без
наемника можно, но овладение собственной финансовой грамотой тоже стоит денег,
а денег, опять же, жалко. Что ж, получив в своем тылу, пятую колонну наемников,
скупой клиент заплатит трижды: дважды финансовой компании (потому, что получит
не лучшие условия), и еще один раз с него возьмут деньги на оплату агентских
комиссионных.
Руководитель «Центра
Финансового Здоровья» Ждан Сергей.