Не хочет государство платить за наше
здоровье, - и не будет. Таким мы его создали. Кто этого не понял и не начал
приспосабливаться к грядущим изменениям уже сегодня, то заведомо проиграет
завтра. Приспосабливаться можно по-разному; на прошлой неделе мы об этом уже
говорили.
1.Можно смириться с тем, что
люди долго не живут.
2.Можно бороться за свое здоровье с государством.
3.Можно пытаться с
государством договариваться.
4.Можно вести здоровый
образ жизни и не болеть.
5.Можно использовать
страховую медицину.
СТРАХОВАЯ
МЕДИЦИНА.
Каждый
из этих путей по-своему хорош; ни от одного из них я не стану никого
отговаривать. Более того, я могу обосновать необходимость любого из них,
написав по каждому отдельную статью. Могу, но не буду. Не буду также
пропагандировать лучший из них – четвертый; мне кажется, что его время еще не
пришло. Пришло же, на мой взгляд, время страховой медицины. С одной, впрочем,
оговоркой. Поодиночке в страховой медицине нам делать нечего. Любая страховая
компания поодиночке проглотит любого из нас (бедного или богатого, все равно) и
даже не закашляется. Проглотит, не в смысле съест, а в смысле заберет все наши
деньги, не дав практически ничего взамен. Поэтому входить в страховую медицину
нужно только вместе, только большими сплоченными группами людей. Сплочение
должно произойти вокруг какой-то достаточно значимой и долгосрочной идеи. Вот я
и предложил две близкие мне самому идеи, не отрицая того, что их может быть и больше.
Первая идея – это защита своих экономических интересов с помощью профсоюза;
вторая идея – обеспеченная с помощью негосударственного пенсионного фонда
старость. Ничто не помешает нам со временем добавить новые идеи и даже
объединить их все в одну общую идею защиты своего здоровья, но начать сегодня
можно с одной-двух. Двух лучше, потому что наличие выбора всегда
предпочтительнее однозначности.
В
пользу страховой медицины есть и другие аргументы. Государство совсем не
против, иметь здоровых, работоспособных граждан, оно просто не хочет платить за
поддержание их в этом состоянии. Так и не надо. Пусть этим занимается
коммерческая медицина и коммерческое страхование, пусть один бизнес конкурирует
за наши деньги с другим. Главное, чтобы они за нашей спиной и спиной
государства не вошли в сговор. Вот здесь и понадобятся четкие правила игры и
жесткий государственный контроль, - то есть, именно то, для чего государство и
предназначено. Лечить не его дело, страховать не его дело, а вот
регламентировать, контролировать, руководить, - это его родное. В процессе
выработки правил игры, и медицинский, и страховой бизнес будут защищать и
отстаивать свои собственные коммерческие интересы, это естественно. Защитников
же народных интересов, как обычно, окажется несравнимо меньше и силы их будут
послабее. Это, если мы проигнорируем профсоюз или понадеемся, что кто-то
создаст его без нас. Конечно, создадут; можно ни капли не сомневаться, что
добрые и богатые дяди для этого найдутся. Только ведь у дядей – свой интерес,
который весьма вероятно, вовсе не совпадает с интересами, нуждающейся в
медицинской помощи, основной массы населения. Можно ожидать, что сами
коммерсанты от медицины и страхования и будут больше других заинтересованы в
создании собственных «карманных» профсоюзов, которые станут называться
больничными кассами, гражданскими центрами здоровья, взаимными страховыми
фондами или еще как-нибудь не менее красиво. А кто, спросите, гарантирует, что сам
автор не озабочен созданием именно
такого карманного профсоюза или пенсионного фонда? Да никто! Никто не даст вам
таких гарантий, пока вы сами не придете и не сделаете то, что вам должно
сделать, то есть не примете непосредственного участия во всех этих процессах. А
не придете, так и не придете, - никто не обидится; сам автор, знаете ли, и на
четвертом пути себя неплохо чувствует. Только тогда и вы ни на здоровье, ни на
медицину завтрашнего дня тоже не обижайтесь. Такой вот шантаж, уж простите.
ДМС.
Итак,
это была присказка, а теперь перейдем к делу. Программы добровольного медицинского
страхования (ДМС), хоть и не во всех страховых компаниях, но имеются. Разделить
их можно на два типа. В первом, который встречается реже, страховое возмещение
выплачивается за каждый день болезни, для подтверждения которой требуется
справка от врача (больничный лист). Платим мы, например, 700 гривен в год, и за
каждый день болезни, страховая компания возвращает нам 60 гривен, с которыми мы
делаем все, что хотим: покупаем лекарства, оплачиваем анализы и консультации
врачей или просто усиленно питаемся витаминами.
При
другом, более распространенном типе ДМС, мы выбираем размер желаемой страховой
защиты и платим за страховой полис 2-5% от его суммы. Например, за те же 700
гривен страховых взносов, мы имеем возможность получить медицинскую помощь на
сумму 25 000 гривен в год. Или – за 400 гривен, - на 10 000 гривен;
или – за 1200 гривен, - на 50 000 гривен. И так далее. Вариантов этих
самых «далее» очень много. В одних из них, общая сумма имеет лимиты по
отдельным разделам: на скорую помощь – столько-то, на лекарства – столько-то,
на диагностику – столько-то, но содержание в стационаре – столько-то, на
стоматологию – столько-то. В других, более дорогих, как правило, вариантах,
никакого разделения нет: можно всю сумму потратить на лекарства, а можно – на
проведение операции или установку зубных имплантов. Всегда есть возможность
создать набор врачебной помощи под свои потребности, просто индивидуальный
набор будет стоить больше. И это логично. Клиники, больничные палаты, уровень
медицинской помощи тоже подбираются в зависимости от пожеланий клиента и общей
стоимости страховки.
Хорошие
компании имеют разветвленную сеть отделений, клиник и врачей-кураторов по всей
стране, а также круглосуточные центры телефонной связи. Они способны обеспечить
оказание медицинской помощи, где бы мы не находились, дома, в командировке или
на отдыхе.
Если
страхуются большие группы людей, они могут применить два тактических приема, в
зависимости от своих предпочтений.
В
первом случае, совместно со страховой компанией разрабатывается стандартный для
данной группы людей, набор медицинских услуг. За счет стандартизации, его можно
максимально удешевить. Как вариант, страхователям предоставляется право выбора
одного из 4-5 подобных стандартных наборов.
Во
втором случае, каждый страхователь самостоятельно ведет переговоры со страховой
компанией, составляя вместе с ней свой личный набор услуг, но благодаря
членству, например в профсоюзе, он имеет заранее определенную скидку от его
стоимости.
Самое
главное заключается в том, что профсоюз или НПФ способны обеспечить контроль
выполнения страховой компанией своих обязательств. К их мнению ей придется
прислушиваться. В противном случае, она рискует потерять клиентуру.
ПРИМЕР.
А
теперь я приведу пример стандартного набора медицинских услуг страховой
компании по договору ДМС.
1.
Скорая и неотложная медицинская помощь.
- выезд бригады скорой помощи, в том числе
специализированной;
- осмотр, диагностика, проведение
неотложных мероприятий, с их
медикаментозным обеспечением;
- контроль состояния после оказания помощи,
при необходимости, -
госпитализация.
2.
Стационарное лечение.
- экстренная или плановая госпитализация в
профильное отделение больницы;
- консультации узкопрофильных специалистов;
- необходимые виды анализов и исследований;
- консервативное или оперативное лечение;
- обеспечение медикаментами;
- питание, размещение.
3.
Амбулаторно-поликлиническая помощь.
- запись на прием, консультации
узкопрофильных специалистов, вызов
врача на дом;
- лабораторные и инструментальные
исследования по показаниям;
- обеспечение медикаментами;
- лечение в дневном стационаре.
4.
Стоматологическая помощь.
- осмотр и консультация стоматолога;
- анастезия, рентген;
- пломбирование и удаление зубов;
- снятие острой боли;
- плановое лечение.
Все
это можно получить от нашей медицины по высоким рыночным ценам (если мы –
каждый за себя), а можно – гораздо дешевле, с помощью страховки ДМС (если мы вместе).
Кто хочет вместе, обращайтесь.
Руководитель
«Центра Финансового Здоровья» Ждан Сергей.