Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мы можем потерять Россию (Foreign Affairs, США)


 

ИНСИ :: STRATEGiUM :: ВЕССНА
ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКОЕ СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ АНАЛИТИКОВ/ЭКСПЕРТОВ

STRATEGER.NET (=S=) Последние публикации :: Форум Карта сайта RSS

Выпуск No 66

2007-11-26





Мы можем потерять Россию ("Foreign Affairs", США)

Соединенным Штатам, которые сталкиваются с угрозами со стороны 'Аль-Каиды' и Ирана, усиливающейся нестабильностью в Ираке и Афганистане, новые враги явно ни к чему. Тем не менее, их отношения с Россией ухудшаются день ото дня. Накал риторики с обеих сторон возрастает, соглашения в сфере безопасности оказываются под угрозой, а Москва и Вашингтон все больше смотрят друг на друга через прежнюю призму времен 'холодной войны'.

Хотя главными причинами взаимного разочарования стали новообретенная напористость Москвы и ее грубые методы во внутренней и внешней политике, Соединенные Штаты также несут немалую долю ответственности за постепенный распад наших двусторонних связей. Недостатки, ошибки и проступки Москвы не оправдывают американское политическое руководство, допустившее глубочайшие просчеты в вопросе об 'упорядоченном' превращении России из экспансионистской коммунистической империи в великую державу традиционного типа.

В основе неверных действий США по отношению к России лежит бытующее в Вашингтоне мнение о том, что администрация Рейгана выиграла 'холодную войну' в общем, в одиночку. На деле же это было не так, и несомненно большинство россиян воспринимает распад советского государства совершенно по иному. Именно самовозвеличивающий исторический нарратив Вашингтона лежит в основе его провалов в отношениях с Москвой после окончания 'холодной войны'.

Его главная ошибка связана со склонностью относиться к постсоветской России как к побежденному противнику. США и Запад действительно победили в 'холодной войне', но в данном случае победа одной стороны не означает поражения другой. Советский лидер Михаил Горбачев, российский президент Борис Ельцин и их советники считали, что они, наряду с Соединенными Штатами, также принадлежат к числу победителей в 'холодной войне'. Они постепенно пришли к выводу, что коммунистический строй не подходит для СССР, и особенно для России. По их мнению, чтобы действовать в лучших интересах своей страны, ни в каком внешнем давлении они не нуждались.

Несмотря на ряд возникавших за последние 16 лет возможностей наладить стратегическое сотрудничество, дипломатия Вашингтона оставляла однозначное впечатление о том, что превращение России в стратегического партнера никогда не числилось среди его приоритетных задач. Администрации Билла Клинтона и Джорджа У. Буша полагали: если им понадобится сотрудничество со стороны России, они смогут обеспечить его без особых усилий и уступок. Администрация Клинтона, судя по всему, особенно была склонна рассматривать Россию как аналог послевоенной Германии или Японии - страну, которую можно заставить следовать в политическом фарватере США, и которой со временем это даже должно понравиться. В Вашингтоне, похоже, забывали, что на российской земле не стояли американские солдаты, а ее города нее сровняли с землей атомные бомбы. Россия не потерпела поражение, а провела преобразования. И это, в основном, и предопределило ее реакцию на действия Соединенных Штатов.

Со времен падения 'железного занавеса' Россия строила с нами отношения не как государство-клиент, надежный союзник, или настоящий друг - но и не вела себя как противник, и уж тем более не как противник с глобальными амбициями и враждебной нам мессианской идеологией. Сегодня, однако, риск перехода России в лагерь врагов США вполне реален. Чтобы избежать такого исхода, Вашингтон должен понять, где он допустил ошибку - и принять соответствующие меры, чтобы остановить развитие отношений по нисходящей спирали.

Гибель империи

Непонимание и неверное истолкование событий, которые привели к окончанию 'холодной войны', существенно влияет на формирование ошибочного политического курса США по отношению к России. Хотя действия Вашингтона были одним из важных факторов, ускоривших крушение советской империи, его следует куда больше, чем это обычно делается, поставить в заслугу реформаторам в самой Москве.

Не забудем, что в начале второй половины 1980-х распад СССР и даже советского блока вовсе не был неизбежным. Когда в 1985 г. Горбачев стал Генеральным секретарем, его цель состояла в решении проблем, осознававшихся еще администрацией Леонида Брежнева - а именно, перенапряжения военных ресурсов в Афганистане и Африке, и огромных расходов на оборону, ложившихся непосильным бременем на советскую экономику. Результатом должно было стать усиление влияния и престижа СССР.

Когда Горбачев резко сократил субсидии странам Восточного блока, отказался от поддержки ретроградных правящих режимов в государствах Варшавского договора, и инициировал 'перестройку', динамика политических процессов в Восточной Европе коренным образом изменилась, что обернулось в основном мирным падением коммунистических режимов и ослаблением влияния Москвы в регионе. Рональд Рейган способствовал этому процессу, наращивая давление на Кремль, но именно Горбачев, а не Белый дом, покончил с советской империей.

Еще меньшую роль сыграло американское влияние в распаде самого СССР. Администрация Джорджа Буша-старшего поддерживала стремление прибалтийских республик к независимости, и давала понять Горбачеву, что насильственные действия против законно избранных сепаратистских правительств в Латвии, Литве и Эстонии поставит под угрозу советско-американские отношения. Однако, позволив партиям, выступавшим за независимость, участвовать и победить на относительно свободных выборах, а также отказавшись принять решительные меры по их отстранению от власти с помощью сил безопасности, Горбачев фактически обеспечил выход прибалтийских государств из состава СССР. Последний удар по нему нанесла сама Россия, потребовав для себя такого же институционального статуса, как у других союзных республик. На заседании Политбюро Горбачев заявил: если ей будет позволено его обрести, это станет 'концом империи'. Так и вышло. После неудачной попытки реакционного путча в августе 1991 г. Горбачев уже не мог помешать Ельцину - а также лидерам Беларуси и Украине - 'демонтировать' Советский Союз.

В администрации Рейгана и Буша-старшего осознавали все опасности, связанные с крушением сверхдержавы, и обеспечили 'управляемость' распада СССР, умело сочетая сочувствие с твердостью. Они относились к Горбачеву с уважением, но не шли ни на какие существенные уступки в ущерб интересам США. Так, они сходу отвергали отчаянные просьбы Горбачева о масштабной экономической помощи, поскольку у Соединенных Штатов не было оснований помогать ему в спасении советской империи. Однако, когда администрация Буша-старшего отклонила просьбы Москвы воздержаться от военной операции против Саддама Хусейна после того, как тот захватил Кувейт, Белый дом изо всех старался проявить по отношению к Горбачеву должный политес, 'не тыкать его носом' в этот факт, как выразился тогдашний госсекретарь Джеймс Бейкер (James Baker). В результате Соединенным Штатам удалось убить сразу двух зайцев: разгромить Саддама и сохранить тесное сотрудничество с Советским Союзом, в основном на условиях Вашингтона.

Если администрация Джорджа Буша-старшего и заслуживает критики, то лишь за то, что она не оказала экстренной экономической помощи демократическому правительству независимой России в 1992 г. Внимательно наблюдавший за событиями в этой стране экс-президент Ричард Никсон указывал, что масштабный 'пакет' финансовой помощи мог предотвратить обвал ее экономики и в перспективе способствовать 'привязке' России к Западу. Однако позиции Буша были слишком слабы, чтобы решиться на смелые шаги по оказанию помощи России. Он в то время уже проигрывал предвыборную схватку кандидату от демократов Биллу Клинтону, критиковавшему действующего президента за чрезмерную сосредоточенность на внешней политике и невнимание к экономической ситуации в США.

Хотя центральное место в его предвыборной кампании занимали внутриполитические вопросы, оказавшись в Белом доме, Клинтон стремился помочь России. Его администрация организовала существенную финансовую помощь Москве, в основном через Международный валютный фонд (МВФ). Даже в 1996 г. Клинтон был готов высоко отзываться о Ельцине - настолько, что даже сравнил его решение применить военную силу против сепаратистов в Чечне с действиями Авраама Линкольна во время Гражданской войны в США.

Главным просчетом администрации Клинтона было ее решение воспользоваться слабостью России. Она стремилась добиться максимальных преимуществ для США в плане политики, экономики, безопасности в Европе и на постсоветском пространстве, пока Россия не оправилась от потрясений переходного периода. Как рассказал бывший заместитель госсекретаря Строуб Тэлботт (Strobe Talbott), американские чиновники даже пользовались ельцинским пристрастием к спиртному, чтобы повлиять на исход переговоров. Многие россияне считали, что так же администрация Клинтона поступает и по отношению к их стране в целом. Проблема, однако, заключалась том, что Россия в конце концов 'протрезвела', и то, что происходило 'накануне вечером' вспоминала избирательно и с возмущением.

Невкусно? Зато полезно!

За фасадом дружбы чиновники из администрации Клинтона считали, что Кремль должен безоговорочно принять американскую концепцию национальных интересов России. По их мнению, если предпочтения Москвы не сочетаются с целями Вашингтона, их можно спокойно игнорировать. ... продолжение статьи >>>


УКРАИНСКИЙ РЕГТАЙМ (А.Окара)

Однако украинская действительность настолько непредсказуема и подвержена влиянию со стороны такого огромного количества факторов, что сформировать ее по своему разумению значительно проще, чем предугадать.
:: читать далее >>>

Из России... со счетом ("Business Standard", Индия)

Теперь, когда политическая логика и взаимоотношения по вопросу вооружений вошли в новую стадию, Россия и Индия больше не могут рассчитывать на то, что коммерческие отношения будут только скреплять их дружбу. Двусторонняя торговля в действительности падает, в 1991 году ее объем составлял всего лишь 5.2 миллиарда долларов, а сейчас еще вдвое меньше - 2.5 миллиардов. Остается надеяться только на связывающий север с югом и проходящий через Иран коридор, который должен стать панацеей для торговли между двумя странами; без него поставленная премьер-министром цель в 10 миллиардов долларов к 2010 году совершенно недостижима.
:: читать далее >>>

Павловский: Тимошенко – авантюристка, но реально русофобом она не является

... я вижу очаровательную борьбу администрации президента за то, как обставить максимальным количеством жучков и закладок Юлию Тимошенко, если она все–таки станет премьером. А еще лучше, пусть она не станет. [...] То есть, в Украине создается коалиция, задачей которой будет утопить Юлию Тимошенко. Но Тимошенко ведь будет бороться за то, чтобы ее не утопили. Это, конечно, впечатляющий политический проект. Я думаю, что в такой ситуации, если в России и есть украинофобы, то им ничего делать не надо.
:: читать далее >>>

Запад должен противостоять претензиям Путина на бывшее советское пространство ("The Financial Times", Великобритания)

Внутренний круг ограничен российской территорией, куда США и Европе доступ закрыт. Внешний круг охватывает более удаленные регионы, и в их отношении Кремль допускает возможность сотрудничества. Средний круг очерчивает опасную территорию постсоветского пространства. И здесь амбиции путинской России лоб в лоб сталкиваются с интересами и ценностями Запада. [...] Исключая Путина из третьего круга, мы ничего не выигрываем. Там, где у России и Запада имеются общие интересы, сотрудничество имеет смысл. Но оно не должно определять взаимоотношения в пределах второго круга. Здесь США и особенно Европа должны показать, что они могут быть такими же жесткими, а если нужно, такими же грубыми, как Путин. Уважение это одно; умиротворение - совсем другое.
:: читать далее >>>

Народы без государства. Коллекция фактов ("Washington Profile")

Джеймс Минахан\James Minahan, составитель "Энциклопедии Народов, Этнических и Национальных Групп, не Имеющих Государственности"\Encyclopedia of the Stateless Nations Ethnic and National Groups Around the World, насчитывает более 300 народов, которые формально имеют право претендовать (или де-факто претендуют) на создание собственного государства.
:: читать далее >>>

О кризисе и роли России, Китая и США: Что нужно понять (Линдон Ларуш, EIR, USA)

С самого начала методической европейской колонизации Северной Америки, в начале 17-го века, патриотические течения, которые позже вольются в движение за независимость США, объединились в общество, которое с течением времени превратится в ведущую разведывательную организацию страны. Это будет частная организация, общество Цинцинната (Cincinnati). Его традиция, хоть и в раненном и вроде бы хрупком состоянии, до сих пор жива в США.
:: читать далее >>>

МЕГАПРОЕКТ «БЕРИНГОВ ПРОЛИВ»: ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ (Станислав МЕНЬШИКОВ)

В середине сентября под Висбаденом (Германия) состоялась международная конференция, посвящённая трансконтинентальному проекту «Берингов пролив». Речь идёт о давнем грандиозном замысле соединения двух континентов – Евразии и Северной Америки через железнодорожные системы России и Америки путём прокладки 100-километрового туннеля под Беринговым проливом. Конференция была организована Шиллеровским институтом (Германия) и политическим движением Ларуша, базирующимся в США, но имеющим отделения практически во всех регионах планеты. В конференции участвовали около 300 учёных, политиков, представителей молодежных организаций, деловых кругов, профсоюзов из 29 стран.
:: читать далее >>>

Умберто Эко: 'Нынешнее поколение славит зло' ("Le Figaro", Франция)

Письменные произведения никогда не изменяют настоящее, они могут лишь изменить будущее. Вы читаете книгу, она может произвести на Вас глубокое впечатление; понемногу начинает меняться Ваш образ мыслей, Ваша личность, и завтра или послезавтра Вы ведете себя совершенно иначе. Те, кто обращаются к интеллектуалам с просьбой решить мировые проблемы, совершают ошибку.
:: читать далее >>>

Россия хочет войти в пятерку ведущих экономик с помощью грандиозных проектов ("FT", GB)

Этим летом в Санкт-Петербурге на инвестиционном форуме, организованном правительством, Россия поставила перед собой амбициозную задачу к 2020 году войти в пятерку самых экономически развитых стран мира. По данным за прошлый год, она находится на 9-м месте в мире. Экономисты оценивают задачу как сложную, но вовсе не неосуществимую. На сходном мероприятии на черноморском курорте Сочи в сентябре правительство обнародовало планы инвестировать 1000 млрд долларов на протяжении 10 лет в капитальный ремонт и расширение обветшавшей общественной, промышленной и транспортной инфраструктуры. Это станет одной из самых широкомасштабных в мире (если не считать Китая) подобных программ, причем правительство намеревается привлечь 80% средств в качестве вложений частных инвесторов, в том числе иностранных. В потенциале этот проект может стать "золотой жилой" для транснациональных строительных компаний и инженерных концернов.
:: читать далее >>>

Гуманитарное вмешательство (Переслегин С., интервью)

Какую роль играют гуманитарные технологии в современном мире? Каким инструментарием пользуются эксперты для анализа и проектирования будущего? Возможна ли вообще социальная инженерия? На эти вопросы мы попросили ответить военного историка, теоретика фантастической литературы, специалиста по стратегическому планированию Сергея Переслегина. Сергей долгое время работал (вместе с Николаем Ютановым и Андреем Столяровым) в группе "Конструирование будущего", где проблематика гуманитарных технологий занимала одно из центральных мест.
:: читать далее >>>

Как ЕСМ знак князя Владимира осквернил, или «Евразийцы» против евразийства (А. Окара)

Нежелание засорять Интернет и Ноосферу матерными словами, а также личное знакомство с Александром Дугиным и некоторыми «дугинцами», удерживают меня от высказываний на тему, что я думаю о «флеш-мобе» на Говерле, переименованной участниками акции в «пик Сталина».
:: читать далее >>>

Егор Холмогоров: «И всякий остров спасся»

Каждый политический мыслитель есть в своем роде мифотворец, а можно сказать и проще — сказочник. Поскольку свойство по настоящему выдающегося мыслителя состоит в умении не только изложить систему, но и рассказать увлекательную историю. [...] Таких историй полно и в геополитике, любая сколько-нибудь интересная геополитическая теория представляет собой геополитическую сказку. Однако большинство этих сказок являются вариацией одного довольно банального сюжета, о драке чудища сухопутного с юдищем морским, Бегемота с Левиафаном, сухопутной державы, пристроившейся в центре Евразии — Хартленде с морской, которая кочует с острова на остров, из Англии в Америку, а так как кривая вывезет. [...] Однако до того у русской геополитической школы была своя собственная, вполне самобытная сказка...
:: читать далее >>>

Сестанович: Путин заставляет строить догадки о новом руководстве России ("Council On Foreign Relations", США)

Стивен Сестанович, главный эксперт по России в Совете по международным отношениям (Council on Foreign Relations) и бывший посол по особым поручениям в государствах бывшего Советского Союза, считает, что Владимиру Путину, похоже, по вкусу заставлять мир строить догадки относительно того, станет ли он премьер-министром России после окончания его президентского срока в марте 2008 г. Говоря об американо-российских отношениях, Сестанович указывает на то, что высшая точка была пройдена сразу после 11 сентября, и теперь они, завязнув в спорах о контроле над вооружениями, Косово и Иране, вернулись на уровень 2000 г., когда Путин пришел к власти. Он говорит, что Путин, по всей видимости, пытается играть роль посредника между Ираном и Западом, но пока ему нечем особо похвастаться.
:: читать далее >>>

ДОЛГАЯ ДОРОГА В ДЮНАХ-2: Украина после досрочных парламентских выборов (текст: А. Окара)

30 сентября сего года в Украине состоялись досрочные выборы в Верховную Раду. Они не изменили украинской социально-политической реальности, не упразднили хаос и неопределенность, не привели к системной элитной ротации и не всех политиков из прошлого превратили в политических пенсионеров.
:: читать далее >>>

ПРОЕКТ «ВТОРАЯ ЕВРОПА» (RPMonitor.RU)

...Мне трудно судить о том, насколько к европейскому повороту вправо, означающем сметение с политической доски целого множества фигур первой величины, готово Европейское сообщество. Меня больше волнует вопрос о том, насколько компетентны в теневой геополитике, уходящей в средневековые времена, высшие кадры российского дипломатического ведомства. ...
:: читать далее >>>

Открытое письмо российского политзаключенного украинским журналистам (Владимир Ткач, СИЗО-13, Киев)

Уважаемые коллеги! Я пишу Вам письмо не из российской, а из украинской тюрьмы. Не в качестве лидера ОПГ, как меня представляет заказное следствие, а в качестве российского журналиста и политзаключенного, который рассказывал об этой власти правду.
:: читать далее >>>

 

Рассылки =S= SUBSCRIBE.RU :
Актуальные события глазами системного аналитика
Инновационные Силы – UA

© S.Pozniy © ИНСИ © Strategium © ЦВЕИ

 


В избранное