Сегодня мы продолжаем прогулку по Ораниенбауму совместно с компанией AudioGid.ru. Начало смотрите в архиве предыдущих выпусков.
Большой Ораниенбаумский дворец и Нижний парк
Входя в Нижний парк, мы погружаемся в целостный регулярный ансамбль XVIII столетия и видим все фактически таким же, как и двести пятьдесят лет назад. Основной доминантой ансамбля является, конечно, Большой дворец. Его длина по фасаду около 300 м. Во дворце жили все владельцы Ораниенбаума — от светлейшего князя Меншикова до герцогов Макленбург-Стрелицких.
Большой дворец – главное и одно из старейших сооружений парка. Он является связующим звеном между Верхним и Нижним парками. Со стороны Верхнего парка он кажется огромным за счет больших П-образных крыльев. Эти крылья, образованные галереями, связывающими основной корпус с флигелями, делают Большой дворец едва ли не самым крупным дворцом в окрестностях Петербурга. Однако центральная часть дворца, в которой собственно и были
размещены основные помещения, как это видно со стороны Нижнего сада, небольшая. Облицованная гранитом и портландцементом часть берегового уступа делает дворец зрительно выше и массивнее.
Большой дворец, как и другие дворцовые постройки на старой Копорской (Петергофской) дороге, возведен на краю литоринового уступа, что придает ему дополнительный размах. С запада и с востока от центральной части дворца идут полукруглые одноэтажные галереи, оканчивающиеся Церковным и Японским павильонами, от которых на север и на юг простираются одноэтажные флигели, образуя каре. Посредине находится просторный внутренний двор,
который был во все времена одинаково пустынным. Даже любивший роскошь и блеск первый владелец Ораниенбаума Александр Данилович Меншиков не предпринял особых мер по его благоустройству.
И хотя дворец неоднократно перестраивался, в целом он сохранился в своем историческом виде. Именно таким он представлен на гравюре 1717 года. Таким в 1721 году увидел и описал его Фридрих Бергхольц, камер-юнкер голштинского герцога Карла Фридриха – отца будущего императора Петра III.
Вот как в 1721 году описывает Ораниенбаум Бергхольц: «Дом (Большой дворец) построен на горе и из него превосходный вид. Он состоит из двухэтажного корпуса и двух полукруглых галерей, ведущих к двум сравнительно слишком большим круглым флигелям (Церковному и Японскому павильонам) В одном из них будет устроена очень красивая церковь, а другой (Японский павильон) занят большой залою. Внизу перед домом обширный сад (Нижний парк)...
С высоты (горы) на которой стоит дворец, по двум каменным террасам устроенным одна на другою, спускаются к большому деревянному крыльцу в сад... Сверху, из средней залы дома, виден Кронштадт... Комнаты во дворце малы, но красивы и убраны прекрасными картинами и мебелью».
Таким образом, в 1721 году Ораниенбаум представлял собой уже сложившийся дворцово-парковый ансамбль. А ведь c 1710 года, то есть с момента начала строительства, прошло совсем немного времени. Первым архитектором Ораниенбаума были итальянский зодчий Джованни Фонтанна. Однако, предполагается, что уже начиная с 1713 года большое влияние на формирования дворцово-паркового ансамбля начал оказывать прибывший в Россию немецкий архитектор
Андреас Шлютер: именно с этого года в Ораниенбауме начал официально работать приехавший с ним ученик Готфрид Шедель, сменивший Фонтанну.
В 1710 году от моря до Ораниенбаумской резиденции был вырыт сохранившийся и поныне Морской канал.
Правда, сейчас он до моря не доходит и весь зарос, но со стороны Ораниенбаума оканчивается на старом месте – у шоссе, по оси главного входа в Нижний парк и Большой дворец. Он был рассчитан на проход больших судов, хотя сейчас настолько обмелел, что в это не верится. На гравюре середины XVIII века в начале канала перед красивой пристанью (а канал начинался широким ковшом, чтобы корабли могли разворачиваться) изображен военный
фрегат. Канал вдавался в залив углубленным руслом между двумя дамбами. Дно в Маркизовой луже (так называли Финский залив) было мелким, по этой причине в Петергофе современный причал далеко вдается в залив.
По легенде, Морской канал был спешно прорыт за трое суток. Однажды сам Петр Великий, желая лично посетить Меншикова в его Ораниенбаумском имении, решил преподнести светлейшему князю сюрприз, явиться неожиданно со стороны моря. Но у самого берега напротив Ораниенбаума лодка царя завязла в камышах и села на мель. Так что пришлось царю замочить ноги. Узнав об этом, раздосадованный светлейший князь повелел спешно прорыть Морской
канал. И хотя все это, разумеется, лишь красивая легенда, доподлинно известно, что Морской канал был прорыт в течение 1710 года. Причем если судить по времени окончания строительных работ, то он является старейшим сооружением в Ораниенбауме.
Нижний сад поделен на два больших партера. Три некогда бывших здесь фонтана еще только хотят восстановить. Они появились позже 1717 года, но тоже при Меншикове. Кроме того, при нем же Нижний парк был украшен резными статуями и засажен фруктовыми деревьями.
После ареста Меншикова Ораниенбаум перешел в руки юного императора Петра II. Император, как рассказывалось выше, недолго здесь жил, а после его отъезда усадьба пришла в запустение. Сохранилась опись 1736 года (при императрице Анна Иоанновне), из которой видно, в какое Ораниенбаум пришел «всеконечное разорение». Нижний парк зарос. У Морского канала даже обвалились мост и гавань. В 1740—1750 годах, когда имение перешло в руки
императрицы Елизаветы Петровны, парк переживает новый расцвет, сопряженный с именем работавшего там Растрелли.
Он создает со стороны шоссе дошедшую до нашего времени парадную ограду с центральными воротами, а возле шоссе – двухэтажный Картинный дом, так же сохранившийся до наших дней. Два больших партера Нижнего сада были раздроблены аллеями на множества более малких. Деревянные скульптуры были заменены на мраморные. Ныне в Петергофе в Верхнем саду возле фонтана «Дубовый» стоят четыре беломраморные статуи, изваянные в 1748 году венецианским
скульптором. Это одни из тех статуй, что были установлены в Ораниенбаумском Нижнем парке при Елизавете Петровне.
При Екатерине II каменные террасы, прежде кирпичные, облицевали гранитом по проекту Антонио Ринальди. В таком виде они дошли до наших дней. Кроме того, Ринальди придал парадной лестнице современный облик и переделал интерьеры Большого дворца. Таким ансамбль сохранялся до Великой Отечественной войны. Нынешняя реставрация обещает вернуть ему
облик 1770-х годов.
Спасибо за предоставленный материал компании AudioGid.ru - www.audiogid.ru Продолжение - в следующих выпусках!
Хорошего настроения!
PS: Приглашаю Вас в "Школу Природного Голоса" - www.goloslogos.ru - где каждый человек, независимо от возраста, пола, предварительных навыков и знаний может возродить свой чудесный природный голос - красивый, сильный, с широким диапазоном. Заходите www.goloslogos.ru