Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История и Архитектура Санкт-Петербурга Стадион им. Кирова


 

РАССЫЛКА 45

 

 

СТАДИОН ИМЕНИ С. М. КИРОВА

 

 

 

Крестовский остров, на котором более полувека простоял стадион имени Кирова, издавна славился «народными гульбищами» и спортивными мероприятиями. В начале ХХ века там существовал Императорский речной яхт-клуб, в то же время на острове появился клуб любителей лаун-тенниса. На Крестовском устраивались балы, давались театральные представления, выступали акробаты и канатоходцы. Летом горожане катались здесь на каруселях, а зимой – с ледяных гор. На острове можно было зайти в трактир или ресторан. Однако все развлечения были сосредоточены только в восточной, обжитой части острова, западная же была занята так называемым Крестьянским лесом, где располагались обширные охотничьи угодья. После революции этот лес был пущен на дрова, а образовавшийся на его месте огромный пустырь превратился в городскую свалку. В 1932 году, в рамках «социалистической реконструкции Ленинграда», по инициативе С.М. Кирова было решено создать на Елагином, Каменном и Крестовском островах Центральный парк культуры и отдыха. Причём Крестовскому острову отводилась роль центра «активного творческого отдыха – физкультуры, спорта, массовых народных гуляний».

 

Там предполагалось построить огромный стадион на 100 тысяч зрителей. Проектирование столь масштабного сооружения было поручено архитектору А.С. Никольскому. К тому времени он уже прославился благодаря строительству в Ленинграде рабочих городков на Тракторной и Серафимовской улицах, школы им. 10-летия Октября на пр. Стачек, Круглой бани на пл. Мужества и перестройке под клуб Путиловской церкви. Он был известен и как автор проектов трёх небольших стадионов, которые не сохранились до наших дней. Строительство же стадиона на Крестовском острове Никольский называл «делом всей жизни». И действительно, на реализацию проекта ушла почти вся его жизнь.

 

Первоначально стадион планировали разместить в восточной части острова, но, оценив по достоинству природную привлекательность его западной оконечности, откуда открывался превосходный вид на залив, решили строить там. Кроме того, грунт со дна залива стали использовать в качестве строительного материала. Таким образом, удешевилось строительство, укрепилась заболоченная западная часть острова, выровнялась площадка под стадион, а дно залива очистилось. В результате возник новый тип спортивного сооружения: насыпной стадион-холм с овальной чашей трибун посередине, возвышающийся на 16 метров над уровнем моря. Внутренняя сторона насыпного холма похожа на кратер вулкана. На дне его помещается спортивная арена стадиона, а на склонах – замкнутый амфитеатр для зрителей. Спортивная арена устроена в соответствии с международными правилами и состоит из футбольного поля размером 105 на 70 метров, беговой дорожки длиной 400 метров. Всё поле опоясывает 20-метровая демонстрационная полоса, предназначенная для массовых спортивных соревнований, физкультурных парадов и праздников. Общая площадь стадиона – 46 гектаров. Особое внимание было уделено вопросу эвакуации зрителей. Удачная разбивка секторов и оригинальный доступ к ним с верхней террасы позволял «разгрузить» стадион за 10-12 минут. В процессе строительства число мест было сокращено до 80 тысяч, но стадион всё равно оставался самым большим в СССР. В 1994 году в результате перепланировки число мест сократилось до 60 тысяч.

 

Начавшаяся Великая Отечественная война затормозила работы по сооружению стадиона, и он был сдан в эксплуатацию лишь в 1950 году. Тогда же был установлен памятник Кирову работы скульптора В.Б. Пинчука и арх. Л.М. Хидекеля. Ленинградцам, пришедшим 30.7.1950 на торжественное открытие, предстала идиллическая картина. «К западу сверкала на солнце зеркальная гладь залива, по ней скользили яхты; с юга в лёгкой дымке мерцал золочёный купол Исаакиевского собора; у подножия восточной части холма зеленели молодые деревья парка, созданного в честь Победы в Великой Отечественной войне».

 

 

 

Архитекторы А.С. Никольский, К.И. Кашин-Линде, Н.И. Степанов были удостоены Сталинской премии 1-й степени. Однако полностью проект стадиона, каким его видел Никольский, так и не был осуществлён.

 

По замыслу архитектора, стадион должны были венчать галерея и 56-метровая башня, расположенная на верхней террасе напротив центральной аллеи парка. Предполагалось, что галерея, напоминающая «вереницу наполненных ветром парусных яхт, стремительно бегущих по волнам», и башня, завершающаяся бельведером с балконами, придадут праздничный, торжественный вид морскому фасаду стадиона. Кроме того, галерея должна была оградить трибуны и поле от сильного ветра с залива. Чтобы убедиться в этом, макет специально испытывали в аэродинамической трубе.

 

 

К московской олимпиаде-80 стадион реконструировали: укрепили трибуны и сделали новые скамьи из сибирской лиственницы, известняковые ступени заменили гранитными. На центральной лестнице были установлены новые бронзовые скульптуры спортсменов работы группы ленинградских мастеров под руководством М.К. Аникушина. На месте, где Никольский планировал установить башню, была смонтирована чаша для олимпийского огня. Также в 1980 году были установлены четыре 70-метровых мачты освещения, которые внесли вертикальные акценты в равнинную панораму островов.

 

 

В начале XXI века Правительство по просьбе городских властей исключило стадион из перечня объектов исторического и культурного наследия федерального значения. Одновременно был проведён международный конкурс проектов нового стадиона на 60 тысяч мест.  

 

Первоначально администрацией города был избран проект компании «Открытые инвестиции»  (структура холдинга «Интеррос»). Согласно проекту, стадион должен был появиться на пр. Маршала Блюхера (между проспектом Блюхера, Лабораторной улицей и Полюстровским шоссе). Взамен компания просила предоставить землю, которую занимает стадион имени Кирова. Предполагалось, что на этом месте появится элитное жилье.

 

Однако против этого развернулась активная кампания – сначала в СМИ, а затем и среди депутатов ЗакСа. Так, депутаты были недовольны возможностью сноса комплекса спортивных сооружений и стадиона имени Кирова (сносу тогда подлежали бы, кроме самой арены, гостиница, практически достроенный велотрек, мототрасса «Невское кольцо» и гребной канал). Депутаты были недовольны и тем, что стоимость строительства стадиона излишне завышена, даже по сравнению со стоимостью подобного строительства в европейских странах.

 

Новый инвестор проекта – ООО «Газпромнефть».  В выданном инвестору техническом задании предусмотрено не только строительство стадиона, но и концепция развития всей территории: строительство гребного канала, многофункционального спортивного комплекса, включающего велотрек, существует идея развития автотрассы «Невское кольцо». Объем инвестиций составит 70-150 млн евро.

 

 

До этого было принято решение о строительстве стадиона на пр. Маршала Блюхера (размером 37,2 га).  Всего существовало 9 вариантов размещения стадиона. Одним из приоритетных вариантов считалась площадка в Рыбацком (размером 36,8 га). Однако ее минус – удалённость от центра города.

 

Заявки на участие в конкурсе подали 17 компаний. 4.4.2006 из них отобрали 5 – три зарубежные и 2 российские. Принимало решение, какой вариант воплотят в жизнь, жюри во главе с сопредседателями: губернатором Валентиной Матвиенко и главой «Газпрома» Алексеем Миллером.

 

Главное условие для конкурсантов – вместимость стадиона 60 тысяч мест и соответствие требованиям UEFA и FIFA. Бюджет проекта – не больше 250 тысяч долларов.  

 

23.8.2006 конкурсная комиссия приняла решение: стадион реконструируют по японскому проекту. Архитекторы из компании “Kicho Kurokawa architect and associated” предложили футуристический проект в виде космического корабля. Поле будет выдвигаться и задвигаться. Это необходимо для того, чтобы поле дышало в несезонное время. Следующее ноу-хау – выдвигающиеся лестницы по периметру стадиона и раздвижная крыша. Огромная крыша, которая зависнет над полем, будет держаться на металлических мачтах. Её снабдят механизмом, который, нагнетая горячий воздух, будет зимой растапливать снег. Лестницы и крыши – раздвижные, а поле опускается вниз и «прячется» от непогоды. Стадион рассчитан на 60 тысяч зрителей.

 

К середине октября 2006 года старый стадион был полностью демонтирован, строительная площадка для новой спортивной арены практически расчищены.

 

По проектам Кисе Куракава построены сотни зданий – от Sony Tower в Осаке и Музея Ван Гога в Амстердаме до международного аэропорта в Астане. В его послужном списке есть и спортивные объекты, самый известный из которых Toyota City Stadium в Айчи. Но, скорее всего, проект будет дорабатываться в сторону упрощения и удевешевления.

 

 

Новый стадион должен быть построен в Петербурге к декабрю 2008 года. Иначе Петербург лишится возможности проводить в городе международные матчи. Дело в том, что в соответствии с требованиями Лиги чемпионов и Кубка УЕФА, до начала сезона 2010-1011 годов любой клуб, получивший право участия в клубных соревнованиях УЕФА, который не имеет приемлемого стадиона, сможет играть на другом стадионе в течение максимум трёх лет. Если к концу этого срока клуб всё еще не обзаведется стадионом, ему будет отказано в праве участия в Лиге чемпионов или Кубке УЕФА не менее, чем на один сезон. В настоящее время в нашей стране имеются только два стадиона, удовлетворяющие требованиям УЕФА: «Лужники» и «Локомотив» в Москве. Сейчас все матчи в Петербурге проводятся на стадионе «Петровский». Эта спортивная площадка во многом не отвечает требованиям международных футбольных организаций, а массовые потоки болельщиков вызывают коллапс транспортного сообщения между Василеостровским и Петроградским районами.

 

 

 

Источники:

 

 

  1. газ. «Метро». СПб. 5.4.2006

     

  2. газ. «Мой район». СПб. 28.7.2006; 25.8.2006; 18.10.2006    

     

  3. ж-л «Адреса Петербурга». №24/2006  

     

  4. www.nevastroyka.ru 20.1.2005

     

 

 

 

 

Если у Вас возникли вопросы или пожелания, пишите мне: vita-min@list.ru

 

 

И заходите на мой сайт: www.petersburg-history.narod.ru 

 

 

С уважением, Виталий Минченко.

 

 

 

 

Новое на сайте www.petersburg-history.narod.ru  :

 

 

  1. Ждановская набережная – http://petersburg-history.narod.ru/p164.htm

     

  2. Ждановская улица – http://petersburg-history.narod.ru/p165.htm

     

  3. Улица Репина – http://petersburg-history.narod.ru/p163.htm

     

 

 

Также на сайте появился новый раздел «Новости Петербурга», в котором рассказывается о новых событиях, имеющих отношение к названию моего сайта.   

 

 

 

 

Дополнения на сайте www.petersburg-history.narod.ru  :

 

 

1. Дом Мурузи - http://petersburg-history.narod.ru/p139.htm

 

 

 

 


В избранное