Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История и Архитектура Санкт-Петербурга Витебский вокзал


 

РАССЫЛКА 32

 

 

ВИТЕБСКИЙ ВОКЗАЛ

 

 

Загородный пр., 52

 

 

Большинство петербургских вокзалов отличается просто добротной эклектической архитектурой; они более любопытны в качестве памятников эпохи и достижений инженерной мысли. Но есть и исключения.

 

С художественной точки зрения наибольший интерес представляет Витебский вокзал, который был  1-ым вокзалом не только в СПб, но и в России.

 

В 1834 в СПб приехал профессор Венского политехнического института Франц-Антон фон Герстнер, который был не только высокообразованным инженером, но и весьма предприимчивым человеком. Оценив обстановку в России, он в 1835 направил на имя Николая I докладную записку «О выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское Село и Павловск».

 

Николай I дал согласие на сооружение дороги. Каждый день на её строительство выходило до 1800 рабочих и крепостных крестьян и до 1400 солдат.

 

1(13).5.1836 началось строительство железной дороги СПб – Царское Село – Павловск.

 

30.10 (11.11). 1837 состоялось открытие 1-й в России железной дороги общественного пользования от Санкт-Петербурга до Павловска (единственной в стране до 1851 года, 6-й в мире). Задолго до отхода поезда у вокзала собралась тысячная толпа, в которой можно было видеть главнейших сановников, военных и гражданских, особ дипломатического корпуса, дам высшего круга, учёных, литераторов, художников, негоциантов.

 

В 12.45 по звонку колокола поезд из 8 вагонов, медленно набирая скорость, отошёл от деревянного вокзала. Вёл его сам строитель дороги Герстнер. В вагонах находилось 256 человек. К пассажирским вагонам были прикреплены платформы с рогатым скотом, брёвнами и др. материалами. Над вагонами развевались разноцветные флаги. В этот день поезд преодолел 23 км от Санкт-Петербурга до Царского Села за 35 минут.

 

Плата за проезд по тем временам была очень высокой. Так до Царского Села и обратно необходимо было уплатить в вагонах 1-го класса 5 руб., 2-го – 3,60 р., 3-го – 2,40. Железнодорожные билеты изготавливались из латунных пластинок.

 

Первое время поезда ходили на паровой тяге только по воскресеньям и праздничным дням. В будни же в состав впрягали лошадей. Только с апреля 1838 железная дорога перешла исключительно на паровую тягу.

 

На участке от Санкт-Петербурга до Павловска (27 км) дорога открыта 22.5.1838. Первое время она служила главным образом для увеселительных поездок. В 1837-38 годах ежедневно из Петербурга отправлялось от 500 до 1 тысячи пассажиров. Линию обслуживали 6 паровозов ("Проворный", "Богатырь" и др.), закупленных за границей.

 

 

По плану Герстнера железнодорожный вокзал в Петербурге должен был находиться на набережной реки Фонтанки, однако выделенных на строительство денег хватило только на сооружение самой железной дороги и строительство вокзала в Царском Селе. Тогда в августе – сентябре 1837 года была построена временная деревянная станция чуть в стороне от отведённого под вокзал места недалеко от пересечения Загородного пр. с Введенским каналом, примерно там, где ныне расположена ст. м. «Пушкинская». В самый первый рейс из Петербурга в Царское Село паровоз привел сам фон Герстнер - он доехал туда за 35 минут, что по тем временам казалось фантастическим достижением.

 

Петербургская станция, построенная на Семёновском плацу, выглядела довольно скромно: деревянная платформа и помещение для пассажиров, к которому примыкали несколько построек, предназначенных для работающих на железной дороге служащих и для ремонта паровозов и вагонов-экипажей. Тем не менее, она очень быстро стала одной из новых городских достопримечательностей. Множество людей приходили туда каждый день, чтобы посмотреть на прибытие паровоза и испуганно зажать уши, услышав его громкий сигнальный свисток. Впрочем, уже через несколько недель свистки на паровозах заменили небольшими органчиками, так что о своем прибытии на станцию новый транспорт стал сообщать исполнением известных мелодий.

 

В 1849-51 по проекту арх. Константина Андреевича Тона, рядом со старым зданием было построено новое каменное здание, обращённое главным фасадом на проспект. К поездам вела мощная аркада бокового фасада.

 

Сеть железных дорог в то время продолжала развиваться, при прокладке новых линий возникали железнодорожные общества, к одному из которых - Обществу Московско-Виндаво-Рыбинской дороги - и перешла в 1900 году в собственность самая первая, Царскосельская линия. Это общество организовало строительство железнодорожных путей от Петербурга до Витебска, из-за чего построенный в Петербурге вокзал стал впоследствии называться Витебским. Правда, уже в 19 веке витебская железнодорожная магистраль продвинулась еще дальше - сначала до города Жлобина, а затем – до Одессы.

 

Количество пассажиров, путешествовавших по железным дорогам росло, и Витебский вокзал пришлось несколько раз перестраивать и расширять - через каждые 20-25 лет он становился чересчур тесным.  

 

В 1874-76 вокзал был расширен, а в начале ХХ века его снесли, и в 1902-04 (1901-04 – 5) на том же месте по проекту арх. Станислава Антоновича Бржозовского при участии С.И. Минаша и инженеров Н. Островского и Ф. Кнорринга было построено новое станционное здание в стиле модерн. Строительству предшествовал конкурс, участникам которого предлагалось спроектировать вокзал на основе плана, сочинённого Бржозовским.

 

Результаты конкурса сочли неудовлетворительными, и проект выполнил сам Бржозовский. Первоначальный вариант предусматривал отделку «во французском стиле», однако осуществлено здание в формах венского Сецессиона. Центральный объём с гигантским витражом, «классицизирующий» декор, структура фасадов, цоколи, венчания демонстрируют явное предпочтение, отданное авторами венскому модерну, и их хорошее знакомство с творчеством Отто Вагнера. Новый облик вокзала с высокой часовой башней, мраморной лестницей, арками, куполом и просторным вестибюлем сохранился до настоящего времени.

 

Стены вестибюля были украшены орнаментом, лепниной в виде женских масок и изображением древнеримского бога Меркурия, считавшегося покровителем торговли и путешествий. Чуть позже в вестибюле были вывешены панно, изображающие Петропавловскую крепость и порт в Одессе, написанные известными художниками В.И. Быстрениным и С.И. Дудиным. В ХХ столетии к этим картинам прибавилось еще несколько разных панно, иллюстрирующих историю Царскосельской железной дороги и её вокзалов (худ. Н. С. Самокиш и Е. П. Самокиш-Судковская).

 

Особенностью нового вокзала стало расположение платформ на 2-м этаже, обилие современных решений и «функциональная» асимметрия композиции с часовой башней. Кстати, башни-кампаниллы, восходящие к архитектуре европейских ратуш, были обычным атрибутом отечественных «храмов века прогресса».

 

В ансамбль станции вошёл и Императорский павильон, созданный в 1900-01 годах по проекту Бржозовского: задача обслуживания высочайших пассажиров была одной из определяющих при проектировании железных дорог, на которых имелись царские павильоны, царские покои и даже целые царские ветки.

 

1.8.1904 от платформы обновлённого вокзала отправился 1-й поезд.

 

А в 1950-е рядом с вокзалом появилась ст. м. «Пушкинская», творение архитекторов Л. Полякова и В. Петрова при участии М. Аникушина и М. Энгельке. Правда, мастерство зодчих, соединивших 2 транспортные «кровеносные системы», напоминает искусство советских врачей, пришивших собаке 2-ю голову. Да и плод хирургических усилий получился пугающе похожим, хотя и жизнеспособным.

 

В 1987 году, в честь 150-летия со дня создания первой российской железной дороги, на одной из платформ Витебского вокзала в специальном стеклянном павильоне установлен макет поезда с паровозом "Проворный", – того самого, на котором в 1837 году строитель первой железной дороги всего за полчаса с небольшим домчался до Царского Села.

 

К 300-летию города Витебский вокзал был вновь отреставрирован. К юбилею завершены работы по строительству единого билетно-кассового центра, закончена реставрация фасадов здания и дебаркадера, восстановлены оригинальная лепка и металлодекор. Окна выполнены по старинным чертежам, обновлены отливки орнаментов, восстановлен большой купол и декоративное мощение. Проведены работы по замене всех коммуникаций: водо- и теплоснабжения, канализации, электросетей, охранной и пожарной сигнализации. Отремонтированы кровля, вестибюли, зал ожидания первого этажа, световой зал, лестничные марши. Капитально отремонтированы платформы NN 1-5. Реконструированы залы первого этажа и дебаркадер, восстановлено "Императорское кафе". Отреставрированы зал ожидания и билетные кассы второго этажа. Первозданный вид приобрели парадные лестницы со стороны Винокурцевского проезда. Завершена реконструкция и реставрация газосветных установок на фасаде здания, после чего Витебский вокзал вполне будет соответствовать своему статусу исторического памятника. Генеральным подрядчиком работ выступило ЗАО "БСК".

 

Витебский вокзал является внеклассным тупиковым пассажирским вокзалом. С него отправляются поезда в Белоруссию, Украину, Молдавию, в страны Балтии, Берлин, Будапешт, Прагу, Варшаву, а также города России - Калининград, Псков, Новгород, Великие Луки, Смоленск, Ржев и другие, а также пригородные электрички в Пушкин, Павловск, Оредеж, Поселок, Новолисино и другие населенные пункты. Перерабатывающая способность Витебского вокзала составляет до 96 пар электропоездов и 26 пар дальних пассажирских поездов в сутки. Витебский вокзал - самый первый в истории развития железнодорожного транспорта России. Это единственный вокзал, где поезда отправляются со второго этажа.

 

 

 

Источники:

 

 

1.  Б. К. Пукинский «Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов». 1997. Норинт

 

2.      ж-л «Адреса Петербурга» №10/2004

 

3.      TOP.PLAN Санкт-Петербург 2004

 

4.      www.spbin.ru – Информационный портал Санкт-Петербурга

 

5.      «Новый журнал» №2/2002 // И.А. Богданов «Витебский вокзал и Царскосельская железная дорога»

 

6.      www.encspb.ru – Энциклопедия Санкт-Петербурга

 

7.      Радио России – Санкт-Петербург. 29.7.2004 

 

8.      Saint Petersburg Business Guide

 

 

 

 

 

 

Если у Вас возникли вопросы или пожелания, пишите мне: vita-min@list.ru

 

 

И заходите на мой сайт: www.lividia.narod.ru

 

 

С уважением, Виталий Минченко.

 

 

 

 

Дополнения на сайте www.lividia.narod.ru :

 

 

1.      БОЛЬШЕОХТИНСКИЙ МОСТ – Санкт-Петербург \ Мосты \ Большеохтинский;

 

2.      КИКИНЫ ПАЛАТЫ – Санкт-Петербург \ Улицы \ Ставропольская;

 

3.      УЛИЦА ЧАЙКОВСКОГО – Санкт-Петербург \ Улицы \ Чайковского;

 

4.      «КРЕСТЫ» - Санкт-Петербург \ Набережные \ Арсенальная;

 

 

5.  ХИТ-ПАРАД: ПЕСНИ – Хит-парад \ Песни

 


В избранное