Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История и Архитектура Санкт-Петербурга Мари Анн Колло


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

РАССЫЛКА 16

 

МАРИ АНН КОЛЛО

 

Французский философ Дени Дидро был весёлым человеком и любил разыгрывать своих друзей. Скульптор Этьен Фальконе от души смеялся над его шутками, не предполагая, что очередной жертвой такого розыгрыша станет он сам.

 - Могу тебе рекомендовать ученика, - сказал ему однажды Дидро.

 - Никаких учеников, - ответил Фальконе. – Мне скоро 50 лет, и я уже устал от их бестолковости.

Тогда Дидро пояснил, что он и, в особенности его жена озабочены судьбой двоих детей, у которых недавно умерла мать, мадам Колло, а их отец уже давно перестал интересоваться ими. Младшему всего 8 лет, и трудно сказать, что из него может получиться, а старшему 15, и он уже проявил незаурядные способности к рисованию...

Фальконе неохотно взял протянутую ему папку с рисунками.

 - Представляю себе! – сказал скульптор ворчливо, но не прошло и минуты, как выражение его лица изменилось. – Если мальчишка способен так рисовать, нигде не учившись, то каких успехов достигнет, пройдя хорошую школу! Пусть он придёт ко мне завтра после полудня.

На следующий день, когда в мастерскую Фальконе вошла девушка, мастер устремил на неё цепкий взгляд, оценивая фигуру и прикидывая для чего может послужить моделью эта натурщица.

 - Наниматься пришла? – спросил он, и не дождавшись ответа, велел: - Раздевайся, посмотрю.

Скульптор повернулся к своей работе, а когда через несколько минут вспомнил про девушку, она стояла на том же месте, в том же самом траурном платье.

 - В чём дело? – рявкнул Фальконе.

- Мосье Дидро сказал мне, что вы разрешили прийти, - пролепетала девушка. – Меня зовут Мари Анн Колло. Мосье Дидро сказал, что вам понравились мои рисунки...

«Ах, чёрт! – мысленно воскликнул Этьен. – Ловко провёл меня Дени. Знал ведь, что я ни за что не возьму в ученики девчонку! А теперь придётся...».

Сначала он готовил Мари Анн в художники, но очень быстро понял, что призвание воспитанницы – скульптура. Вылепленные ею портреты были столь хороши, что однажды, примерно через год от начала их занятий, Фальконе разбил молотком свою работу – портрет Дидро, когда рядом поставил бюст этого философа, созданный мадемуазель Колло.

Ещё через год Фальконе получил приглашение в Россию для работы над памятником Петру Великому. Посланник Екатерины II в Париже князь Дмитрий Алексеевич Голицын был к этому времени хорошо знаком с творчеством Мари Анн Колло, автором уже многих произведений, включая его собственный скульптурный портрет...

Но не только за собственный её талант была приглашена Мари Анн в Россию – без неё не соглашался ехать сам Фальконе. Что связывало их? Резкий, неуравновешенный, он даже ни одну из кухарок не мог заставить служить у себя больше года. А Мари Анн не расставалась с ним до самой его смерти. Осведомлённый Дидро считал, что они могли бы составить отличную супружескую пару. Но что-то мешало давно овдовевшему Фальконе жениться на своей помощнице...

Сведения о жизни Мари Анн в Петербурге сохранились, в основном, в переписке Фальконе с Екатериной. Из «портретолитейного дома» на углу Морской ул. и Кирпичного пер. в императорский дворец и обратно регулярно шли письма. Из этих писем можно узнать, что Мари Анн создала несколько скульптурных портретов, которые так понравились Екатерине, что она заказала юной ваятельнице и собственную персону в мраморе и несколько профильных изображений в бронзе. В результате, не прожив и трёх месяцев в России, 18-летняя Мари анн была удостоена звания академика Санкт-Петербургской академии художеств.

Едва ли Фальконе с самого начала работы над памятником Петру I предполагал, что голову императора вылепит Мари Анн. Он делал свои варианты, но и она не могла не увлечься этой же темой. Таким образом, в мастерской появились и его, и её скульптурные эскизы. Фальконе всё же не считал себя прирождённым портретистом и понял: ученица превзошла его в этом деле. И, если за 5 лет до этого в Париже в минутном порыве восхищения работой ученицы он разбил созданный им скульптурный портрет Дидро, то сейчас спокойно решил, что памятник Петру должен получиться как можно лучше. И Этьен выбрал тот вариант головы русского царя, который вылепила Мари.

Бронзовый памятник 1-му императору России, с лёгкой руки Пушкина называемый теперь «Медным всадником», стал одним из лучших скульптурных творений в мире. Знаменитый монумент прославил имена Этьена Мориса Фальконе и Мари Анн Колло. Прав оказался Дидро, с детства прозвавший Мари Анн – мадемуазель Виктуар, то есть – госпожа Победа...

Летом 1773 в «портретолитейной» мастерской только и было разговоров, что об ожидаемом приезде в Петербург их общего друга Дени Дидро. Уже была приготовлена и комната для него, но неожиданно эту комнату занял другой жилец – сын Фальконе Пьер Этьен. Он прибыл из Англии, где учился живописи у знаменитого Джошуа Рейнолдса. Фальконе-старший был безумно рад его нежданному появлению, но утверждать, что Пьер Этьен приехал к отцу, означало бы сказать только часть правды. Их отношения разладились давно, когда неисправимое легкомыслие мальчика Пьера схлестнулось с непоколебимым упорством его отца. Сын ушёл из дома и начал искать свой путь в жизни. И в Петербург его привело не столь желание повидать отца, сколь дошедшие до него вести о вольготной жизни художников при дворе просвещённой русской императрицы. А уж если родитель может ему протекцию составить, то грех таким случаем не воспользоваться...

Внезапное желание Пьера жениться на мадемуазель Колло привело Этьена Мориса в смятение. Разве не мучил его всю жизнь нелепый разрыв с сыном, разве не мечтал он видеть Пьера своим учеником и другом? И вот теперь судьба даёт им шанс всё исправить. Но можно ли рисковать счастьем Мари? Привыкший делиться всеми мыслями с Мари Анн, Этьен Морис и тут не скрыл тревог и сомнений. И девушка ответила, что согласится выйти за Пьера, но не потому, что любит его, а потому что готова на всё ради любимого учителя. «Так не выходят замуж», - подумал скульптор, но Пьер настаивал, Мари Анн уже не возражала, и потому Фальконе-старшему не оставалось ничего другого, как благословить молодых.

Став мадам Фальконе, она не захотела ничего менять в своей жизни и по-прежнему каждое утро торопилась в мастерскую. Пьера это злило. Тем более что надежды на признание русским двором его таланта не очень-то оправдались. Он брался за кисть всё менее охотно и всё чаще задумывался об отъезде на родину.

Неожиданная смерть банкира, которому Фальконе и Колло переправляли во Францию свои сбережения, заставила Пьера ускорить отъезд. Мари Анн последовать за ним не могла – она ждала ребёнка. Весной 1775 Мари Анн с дочуркой Мари Люцией приехала к мужу в Париж. Он явно не ждал её, с ним жила новая подруга.

В сентябре 1778 Фальконе покинул Петербург, но до Парижа не доехал – остался в Гааге у своего друга, князя Д.А. Голицына, который был в то время посланником России в Голландии. Там он уже не занимался ваянием, а все силы отдавал литературному труду, который был ему не чужд и прежде. Туда, в Гаагу, и приехала к нему Мари Анн с дочкой.

Прожив 2 года в Голландии, Фальконе с невесткой и внучкой вернулся в Париж. В 1783 он собирался, наконец, осуществить давнишнюю мечту – совершить путешествие в Италию. Но в день, на который был назначен отъезд, Этьена Мориса Фальконе разбил паралич. Больше он не вставал, и Мари анн преданно ухаживала за ним 8 лет до самой его смерти.

Мари Анн Колло умерла в Нанси, пережив на 30 лет своего учителя. Её похоронили с почестями, как тёщу барона Янковича, депутата Национального собрания, и не было вокруг никого, кто бы помнил её как мадемуазель Виктуар. (1. Наталья Нутрихина. 16.8.2005)

Информация:

1. газ. «Телевидение. Радио». СПб.  16.8.2005

 

 

 

 

 

Если у Вас возникли вопросы или пожелания, пишите мне: vita-min@list.ru

 

С уважением, Виталий Минченко.

 

 

 

 

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: country.spb.spburg
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное