Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История и Архитектура Санкт-Петербурга Дацан


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

РАССЫЛКА 15

 

Дацан Гунзэчайней

 

На пересечении Приморского проспекта с Липовой аллеей за глухой жёлто-красно-синей оградой скрывается  одно из самых экзотических зданий Петербурга – буддийский дацан. Он является самым западным в Европе буддийским храмом.

Это таинственное тёмное сооружение, фасад которого уже лет семь закрыт строительными лесами. Всё в нём необычно для европейского города: и форма здания, суживающегося кверху; и мощные, облицованные красно-фиолетовым гранитом стены; и узкие окна; и яркий пояс из синего глазурованного кирпича с белыми кругами; и особенно – золочёные конические «джалцаны» на углах кровли. Впрочем, при ближайшем рассмотрении вдруг оказывается, что причудливому порождению тибетского зодчества всё-таки не чужда некоторая элегантность европейского модерна начала ХХ в.

В самом факте строительства буддийского храма в Санкт–Петербурге вроде бы нет ничего удивительного. Хотя бы потому, что три российских этноса – буряты, калмыки и тувинцы – традиционно исповедуют буддизм. И всё-таки история дацана оказалась далеко не простой.

Сначала была только красивая мечта: профессор Фёдор Щербатский  задумал перевезти в Санкт-Петербург древний индусский храм. Единомышленником профессора стал влюблённый в Восток известный художник Николай Рерих. Долго обсуждались детали предприятия. Но вскоре выяснилось, что доставка храма на корабле из Бомбея в Петербург обойдётся в фантастическую сумму.

А на Тибете в это же время серьёзно задумывались о России. Опасаясь, с одной стороны, английской колониальной экспансии, а с другой – потери независимости Тибета от Китая, Тринадцатый далай-лама активно искал поддержки имп. Николая Второго. Бурятский лама Агван Доржиев рассказал тибетскому духовному лидеру о том покровительстве, которое оказывает царь буддистским регионам своей страны. Доржиев в качестве дипломатического представителя далай-ламы был направлен в СПб для переговоров. В 1908 он передал в Министерство иностранных дел России ходатайство далай–ламы о строительстве храма. Идею горячо поддержали учёные-востоковеды, и в 1909 на приобретённом Агван Доржиевым земельном участке в Старой Деревне начались строительные работы.

По преданию, именно Доржиев стал автором проекта дацана. По официальной же версии, сначала проект был разработан молодым гражданским инж. Н. Березовским, а потом развит и дополнен талантливым русским зодчим Г. Барановским, который и начал строительные работы. В состав специально созданного строительного комитета вошли востоковеды В. Радлов, С. Ольденбург, а также и Н. Рерих с Ф. Щербатским.

Из-за отсутствия у комитетчиков практического опыта строительство велось безалаберно, и между архитектором и комитетом стали возникать серьёзные трения. Закончилось это тем, что в конце 1911 Г. Барановский устранился от дальнейшего руководства работами. Завершал постройку храма арх. Р. А. Берзен.

Здание храма было завершено к 1913, и 1-я служба состоялась здесь 21.2.1913 в ознаменование 300-летия дома Романовых. Внутренняя же отделка продолжалась вплоть до 1915, когда храму было торжественно подарены изготовленные на Восточном Тибете элементы традиционной буддийской символики.

Петроградский дацан стал единственным в России буддийским храмом, полностью соответствующим тибетскому канону. Выглядел он впечатляюще. Главный, южный фасад украсил портик из 4 квадратных в сечении столбов с капителями из тёмной бронзы. Портик был увенчан золочёным восьмирадиусным кругом, по обеим сторонам которого встали позолоченные фигуры ланей. Фасады в соответствии со свойственными петербургской архитектуре этого времени традициями северного модерна отделаны разными сортами грубоколотого гранита, кирпичом и глазурованной плиткой.

Церемония торжественного освящения храма состоялась 10.8.1915. А уже через несколько лет, в 1919, когда в храме была размещена воинская команда, он подвергся варварскому разорению. Похищено было практически всё имевшее хоть какую-то ценность: медные, бронзовые и позолоченные статуэтки, серебряные жертвенные вазы и чаши, драпировки из китайской парчи, посуда, мебель, меха. Вандалы разбили Большого Будду – в нём искали скрытые сокровища, уничтожили храмовую библиотеку. Титаническими усилиями восстановив дацан, Доржиев, чтобы защитить его, добился закрепления за храмом статуса Тибетской дипломатической миссии.

И всё-таки в конце 1930-х буддийский религиозный и культурный центр был разгромлен органами НКВД, а ламы, служившие в храме, репрессированы. В 1937 был арестован и 85-летний А. Доржиев. В 1938 он скончался в тюремной больнице города Улан-Удэ. В том же году Ленинградский буддийский храм был передан профсоюзу работников жилищного хозяйства "для использования под физкультурную базу". Все художественные ценности, утварь, библиотеку перевезли в Музей истории религии и атеизма. В 1939 был демонтирован увенчивавший здание буддийский "ганчжир". А вот со статуей Будды, по преданию, рабочие при демонтаже не справились и разбили, а золочёные обломки сбросили в один из прудов Елагина о-ва.

В годы В. О. войны в бывшем храме размещалась военная радиостанция, с помощью которой поддерживалась связь с Большой землёй. Одновременно храм служил станцией наведения для советских самолётов. В подвале, по некоторым сведениям, изготавливались гранаты. После войны, вплоть до 1960, расположенную в храме радиостанцию применяли как "глушилку".

25.11.1968 здание было принято под государственную охрану как "памятник архитектуры местного значения", что, однако, его участи никак не улучшило. Перемены наметились лишь в начале 1980-х, когда Ленгорисполком принял решение передать здание Музею истории религии и атеизма. Но музеем храм стать так и не успел. В 1989 в Ленинграде была зарегистрирована община Дацан Гунзэчойнэй, которой в 1990 и отдали здание СПб. буддийского храма. С февраля 1991 прибывшее по приглашению буддистов-мирян духовенство возобновило здесь регулярные службы.

 

Информация:

 

1.      ж-л "Адреса Петербурга" №14/2004

2.      ж-л «Культура Петербурга» №1/2001

3.      "Радио России" – "Ветер времени" 10.8.2004

 

 

 

 

 

 

Если у Вас возникли вопросы или пожелания, пишите мне: vita-min@list.ru

 

С уважением, Виталий Минченко.

 

 

 

 

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: country.spb.spburg
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное