Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

От Руси до России

  Все выпуски  

От Руси до России Источники по славянской мифологии.


Источники по славянской мифологии.

 

 

Киевская Русь играла роль связующего звена между Скандинавией, Западной Европой, Византией и мусульманским миром.   На территории Восточной Европы существовали два великих торговых пу­ти, обеспечивавших циркуляция материальных и культурных ценностей: Волховско-Днепровский и конкурировавший с ним Поволжский. /Правда, значение последнего резко сократилось после разгрома киевским князем Святославом в 965г. Хазарского каганата - главного соперника славян/.

Через Русь на север поступали в больших количествах арабские серебряные монеты и собственная славянская керамика, а также некоторые виды одежды, например,  "русские шапки", отороченные мехом.    Через русь же, в Скандинавии распространилось использование упряжной лошади, что имело важное значение для земледелия -/тягловая сила коня вдвое больнее, чем у быка/.

Особенное значение имел обмен в области "военных техно­логий".      Норманны, редко пользовавшиеся кольчатым доспехом и еще около середины 10 в. употреблявшие куполовидные шлемы, конструктивно восходившие к вендельскому периоду / 5-8в.в./ столкнулись на Руси с развитым употреблением кольчуги и переняли здесь кони­ческий шлем.   «Во время скитаний по русским просторам /куда они приходили и как наемные воины/, викинги заимствовали восточную саблю, кочевническую пику, обучились приемам конного боя. В свои очередь, они принесли на Русь свои секиры /боевые топоры/ и в больших количествах франкские мечи, а также специфические скандинавские круглые шиты, сменившиеся, впрочем,  в 11 веке общеевропейскими миндалевидными» (Кирпичников А.Н., Дубов И.О., Лебедев Г.С. Русь и варяги //Славяне и скандинавы. М: Прогресс 1986).

Взаимообогащение происходило и в сфере декоративно-прикладного искусства.    На некоторое время русские князья были увлечены грозной мятежностью скандинавского стиля.    Но с середины 10 века в искусстве все сильнее проявляло себя славянское начало, органично соединившее северные, византийские, степные мо­тивы. Так возникли оригинальные собственные произведения, ис­полненные просветленной любви к миру и природе, человеку, орнамен­тальному узорочью, живительной и воскрешающей силе земли. Деревья, птицы, цветы, образы народных верований наполняли мил восточноевро­пейского искусства, воздавали уверенность в собственных силах, утверждали ценность жизни" (Кирпичников А.Н., Дубов И.О., Лебедев Г.С. Русь и варяги //Славяне и скандинавы. М: Прогресс 1986, с.с. 249-250).

Эти произведения как бы вводят нас в мир волшебных ска­зок. Они вовсе не просты. Понять искусство славян может только человек, знакомый с их преданиями. И, здесь следует сказать об ис­точниках наших  сведений по отечественному фольклору.

К  сожалению, собственные славянские мифологические тексты не сохранились.    Знаниям по верованиям балтийских славян мы обяза­ны средневековым немецким миссионерам и хронистам. "...В их сочинениях фиксируется многотысячные языческие празд­нества, описываются идолы и храмы славянских божеств, их внешний вид, иногда функции богов и ритуал" (Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М: Наука 1994.с.335). Но мифические сюжеты миссионеры не записывали.

Информация по язычеству польских и чешских племен встре­чается в сочинениях славянских авторов эпохи Возрождения /Ян Длугош - "История Польши" и др./.  Однако, они весьма скудны, и сводя­тся к именам богов, их функциям и сопоставление  с античными анало­гами.    Источники по восточнославянскому фольклору можно разделить на несколько групп:

Во-первых, это сведения по "высшей мифологии", содержащи­еся в "поучениях против язычества" и русских летописях, относящихся к 10-13 в.в.  Хронологически и тематически к ним примыкает знаме­нитое "Слово о полку Игореве".  Но и здесь мы встречаемся в основ­ном с именами богов и кратким описанием их функций.

К группе древнейших источников можно было бы отнести и "Влесову книгу" /приписываемую новгородским жрецам Х в./, если бы не сомнения в ее подлинности.

во-вторых, это памятники материальной культуры.   К  сожа­ление, археологические раскопки пока не проливает дополнительный свет на интересующую нас проблему.   То же можно сказать и о скульптурных изображениях, за исключением, пожалуй, знаменитого Збручского идола /камень, Краковский музей/. Зато интересную информацию дают вышивки, резьба, изображения на ювелирных изделиях.

Третье группу источников образуют сведения по низшей народной мифологии, пережившей «гибель богов» и сохранившейся в некоторых аспектах до наших дней. Этнографы, начиная с 18 века, собрали богатейший материал, включающий описания крестьянских праздников, обрядовых песен, поверий, заговоров. Интересный материал дает сопоставление функций древних богов и заменивших их в аграрно-календарном цикле православных святых.

 

200 МИФОЛОГИЧЕСКИХ КАРТИН.

 

(Продолжение следует).

 

Алексей Фанталов.

 


В избранное