ТАЙНА ЖИВЫХ МЕРТВЕЦОВ
Уж в наше время никого не удивляет, что в городе Александрове есть новое старое
кладбище, на котором захоронения, лишь начиная с военных и послевоенных лет,
потому что мало кто помнит историю, почему в 1940 году исчезло с карты города
первое старое кладбище.
До Указа Екатерины II 1777-1778 года об упорядоченности застройки русских городов,
все захоронения в Александрове велись бессистемно, в разных частях города и пригорода,
около церквей, которые выбирали или по святому имени, или по территориальной
близости, часто это зависело и от именитости покойника или толщины кошелька родственников
умершего. А в 1788 году в центре города Александрова, на территории сегодняшнего
рынка было распланировано расширение уже имеющегося здесь небольшого кладбища,
существовавшего,
вероятно, еще с первой половины XVIII века. Уже в 1800 году на новом кладбище
появилась кладбищенская церковь Боголюбской Божьей Матери, сохранившаяся до
сих пор. В этом то и вся странность события - так поспешно разоренного в 1937-40
годах городского кладбища. Обычно, коммунисты начинали свою борьбу с царскими
пережитками именно со сноса церкви, но в этом случае церковь никому не помешала,
а исчезли только памятники, и было похоже, что каменные надгробия кому-то определенно
помешали. Весной 1937 года с некоторых
могил уже были сбиты молотками надгробные надписи, и в течение двух лет некоторые
надгробия и вовсе пропали. Это избирательность не коснулась конкретных врагов
Советской власти, могилы царских высших офицеров, купцов первой гильдии и даже
чиновников и депутатов, прославившихся при своей жизни за крайнюю реакционность
и ярую приверженность к самодержавию, эти могилы как раз и остались.
А что же тогда пропадало с кладбища в те предвоенные годы? Чьи мертвецы не давали
покоя кому-то из живых тогда людей. Уж это только сейчас позабылось и потому
считается секретом, а в те времена никто тайны живых мертвецов из этого не делал.
В первую очередь с кладбища пропали могильные плиты, которые напомнили некоторым
именитым александровским коммунистам об их непролетарском происхождении, и тем
самым родственники-мертвецы стали им опаснее вампиров и вурдалаков. Если бумажные
архивы с непролетарским началом
своей биографии некоторые большевики уничтожали без особых проблем, то могильные
плиты, напоминающие об их социальных корнях так просто и незаметно не уберешь.
В 1937-1938 годах по городу вначале поползли слухи о живых мертвецах, которые
встают и рушат свои могилы, то к 1939 году эти слухи приобрели уже не загробные,
а вполне здравые объяснения. Вот именно для того, чтобы прикрыть исчезновение
некоторых могил, было и принято устное (?) решение снести все кладбище, вместе
со свежими могилами, в некоторые были
похоронены люди вообще буквально накануне дня сноса всего кладбище.
Ну, первое объяснение, что, мол, идет борьба со старой памятью, как-то те времена
и вовсе не прижилось, потому что главные контрреволюционные могилы сносились
в последнюю очередь, а некоторые надгробия даже сохранились на многие лета, некоторые
из них и сейчас лежат у кладбищенской церкви. Уж, видимо, тогда пришлось этому
варварству придумать и другое объяснение, якобы для социалистического строительства
понадобились эти самые могильные плиты. Но и это объяснение не прижилось, потому
что плиты пришлось часами
разбивать в крошку кувалдами, когда как подобный строительный материал легко
добывался из природных источников, а тяжелые могильные плиты, кинутые под фундамент
целиком, и вовсе грозили продавить песочный грунт и покосить строящееся здание.
В общем, скрыть истинную причину сноса кладбища тогда не удалось, к тому же большевики,
затеявшие эти прятки со своей биографией, все равно были в те года арестованы
и расстреляны. В последние два довоенных года на территории города были вначале
созданы для захоронения несколько «санитарных зон», также обсуждалась тема немецкой
идеи кремации покойников, поэтому загробной жизнью в нашем городе никто конкретно
не занимался. Часто городского покойника везли на спокойное сельское кладбище
и хоронили там. Уже в
самом конце войны открыли загородное кладбище, которое мы сейчас называем старым,
а о первом городском кладбище постепенно забыли, построили городской рынок и
бездушно привыкли грешить торговлей прямо на костях своих же предков.
Вот, вкратце, мы и рассказали вам про тайну этих еще тогда живых (но уже практических
мертвых, так как вскоре репрессированных и расстрелянных) мертвецов, которые
боролись против настоящих покойников, но это никого не спасло.
Елена ВИНОГРАДОВА.
СЕРЕБРЯНЫЕ СЛЕЗЫ ЦВЕТАЕВОЙ
Недавнее сообщение газеты «Комсомольская правда» о том, что в музее города Александрова
якобы заплакала фотография Марины Цветаевой, категорически опровергают священники,
считая, великим кощунством сравнение плачущих икон святых обликов с фотографией
смертной женщины, отнюдь не образцового морального поведения, и называют эту
фальсификацию непозволительным искажением православного культа.
К тому же, по мнению фотографов, такие «плачущие» старые фотографии можно найти
во многих деревянных домах, где от сырости активизируются подсохшие на фото химикаты
(проявители, закрепители), они и влияют на цвет изображения, которое раньше в
фотографии было особенно сдобрено серебром.
Впрочем, если и дальше фантазия так пойдет, то у нас в городе заплачут и разбитый
асфальт, и поржавевшие трубы, и разваливающиеся многоэтажные дома и даже, может
быть, некоторые чиновники заплачут, которых особенно замучает совесть. Ну, и
все это, по научению московской газеты, мы должны будем причислить к лику святых.
Елена ВИНОГРАДОВА
В АЛЕКСАНДРОВЕ НАШЛИ РУКОПИСЬ ПАСТЕРНАКА
Как сообщил нам директор музея Цветаевых Лев Готгельф, одна из жительниц нашего
города передала ему на сохранение якобы неизвестную рукопись «Доктора Живаго»
Бориса Пастернака, но подтвердить ее подлинность может только дочь жены Пастернака,
которая проживает в Париже, или обычная экспертиза этого текста.
Ну, а от себя я могу лишь добавить, что подобные рукописные книги в 40-60 годах
чаще всего переписывали обыкновенные люди с уже давно опубликованных книг, так
как не всегда можно было найти при советской власти понравившееся произведение.
Если покопаться, то в бабушкиных сундуках можно найти не то что рукопись Пастернака,
но и рукописный вариант, например, «Трех мушкетеров» Александра Дюма.
Елена ВИНОГРАДОВА
ЛИСЫ ОЗВЕРЕЛИ
По данным санитарно-эпидемиологической станции в этом году в так называемой Андреевской
зоне Александровского округа уже было зарегистрировано несколько случаев бешенства
у домашних животных, а виновниками распространения этой страшной болезни стали
лисы, которые стали забредать в деревни и нападать там на собак. Вообще-то такое
проявление агрессии не свойственно здоровому животному, и уже было замечено,
что к людям идут безобразничать именно больные лисы.
Этой весной такому нападению подверглись несколько собак в деревнях Андреевкое,
Каблуково и Шимохтино, также установили бешенство и в деревне Жуклино, где на
двор к охотоведу забрела лиса, покусала собаку и сдохла сама.
А в деревне Зиновьево на женщину, проходящую по берегу реки, напал бобер и укусил
за колено. Неизвестно, был ли тот бобер бешеный или просто защищал свою территорию
от непрошенной гостьи, но женщине все равно пришлось делать уколы.
Оказывается, по эпидемиологическим инструкциям каждая покусанная дикими лисами
собака должна усыпляться, а ее отрезанная голова (ужас какой) отсылаться во Владимир
для исследования на бешенство. Ну, естественно, хозяева собак такой смерти своим
питомцам не желают и тщательно скрывают подобные покусы, чем подвергают самих
себя смертельной опасности, так как это болезнь для человека практически не излечима
и обязательно смертельна.
В крайнем случае, сан.эпид надзор рекомендует изолировать на две недели укушенную
собаку от других животных и человека.
Кстати, мы недавно писали о разбрасывании отравленных приманок в городах нашего
округа против бездомных собак, так вот, заведующей эпид. отделом центра гигиены
и эпидемиологии Татьяне Беловой о таких фактах не известно и она утверждает,
что на городской территории такой способ истребления бродячих собак недопустим.
В основном, таких собак отлавливают, реже отстреливают, как это делали, например,
в Александрове несколько лет назад. А чтобы не травмировать при этом психику
горожан и случайно не застрелить домашнюю
собаку, такие отстрелы по инструкции проводят в 4 часа утра, когда все возможные
свидетели еще спят.
Елена ВИНОГРАДОВА
АЛЕКСАНДРОВКИ СТО ЛЕТ НАЗАД
В газете "Владимирские губернские ведомости" за 1905 год были перепечатаны результаты
одного забавного эксперимента. Оказывается, сто лет назад девочки в возрасте
от 6 до 10 лет ежедневно смотрелись в зеркало около семи минут. С десятилетнего
возраста интерес к своей внешности начинал расти. И девушки до пятнадцати лет
крутились перед зеркалом уже по 16 минут в день. От 15 до 20 лет - по 20 минут.
С 20 по 25 - уже по 22 минуты.
Любование собой достигало максимума в 25-30 лет. В это время зеркалу ежедневно
посвящалось по 28 минут. С 30 до 35 лет - 24 минуты, с 35 до 40 - 18, с 40 до
45 - 12, с 50 до 60 - 7, с 60 до 70 - 6 минут в сутки. Всего за свою жизнь (при
царском режиме) женщина города Александрова проводила перед зеркалом 18 месяцев.
Елена ВИНОГРАДОВА