ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
№251 от 31 мая 2004 года
О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности товарно-сырьевых бирж.
В целях расширения рыночных методов оптовой реализации товаров, кардинального
улучшения деятельности товарно-сырьевых бирж в соответствии с современными требованиями
формирования рыночного механизма ценообразования на продукцию отечественных товаропроизводителей
Кабинет Министров постановляет:
1. Определить, что оптовая реализация товаров через товарно-сырьевые биржи
осуществляется посредством заключения биржевых сделок по результатам:
биржевых торгов - биржевыми товарами в режиме реального времени по всей территории
республики с использованием электронной системы;
аукционных торгов - товарами, обладающими индивидуальными свойствами;
выставочно-ярмарочных торгов - на специализированных торговых площадках бирж
согласно утверждаемым ими правилам, с учетом обязательного предварительного осмотра
товара покупателем.
2. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента
выделить на специализированных рынках по реализации строительных материалов:
площади и помещения на безвозмездной основе для организации биржами выставочно-ярмарочной
оптовой торговли строительными материалами;
членам товарно-сырьевых бирж - площади и помещения на условиях аренды для
хранения товаров, предназначенных к реализации на выставочно-ярмарочных торгах.
3. Определить, что:
право оптовой торговли на специализированных рынках строительных материалов
предоставляется администрацией рынка в установленном порядке только официальным
членам товарно-сырьевых бирж, при наличии у них соответствующих разрешительных
документов на право осуществления оптовой торговли;
выставление членами товарно-сырьевых бирж образцов и партий строительных
материалов, завезенных по импорту и предназначенных для реализации, можно осуществлять
только при наличии документов, подтверждающих их законный ввоз на территорию
республики в установленном порядке;
расходы специализированных рынков по предоставлению площадей и помещений
для организации выставочно-ярмарочной торговли покрываются за счет доходов рынков;
расходы товарно-сырьевых бирж на организацию выставочно-ярмарочной торговли
покрываются за счет комиссионного сбора с продавцов от сумм сделок, уплачиваемых
ежедневно по поступлении средств на их расчетный счет, а также за счет дополнительных
услуг (рекламных, информационных, консультативных и т. п.), оказываемых участникам
выставочно-ярмарочной торговли.
4. Рекомендовать товарно-сырьевым биржам:
предоставлять предпринимателям-производителям биржевых товаров брокерские
места на безвозмездной основе для выставления к реализации продукции собственного
производства;
создать и технически оснастить специализированные торговые площадки для организации
выставочно-ярмарочной торговли товарами, в том числе на территориях специализированных
рынков строительных материалов;
организовать профессиональное обучение членов биржи правилам биржевых, аукционных
и выставочно-ярмарочных торгов.
5. Установить, что:
биржевые котировки и цены аукционов публикуются на безвозмездной основе в
специализированных средствах массовой информации не реже одного раза в неделю;
члены товарно-сырьевых бирж обязаны публично объявлять цены на товары, реализуемые
ими на выставочно-ярмарочных торгах.
Принять к сведению, что предприятия-монополисты реализуют продукцию собственного
производства на биржевых (аукционных) торгах в соответствии с Положением о специальном
порядке реализации стратегических видов материально-технических ресурсов, утвержденным
постановлением Кабинета Министров от 5 февраля 2004 г. № 57 “О дальнейшем внедрении
рыночных механизмов реализации высоколиквидных видов продукции, сырья и материалов”.
6. Ввести с 1 июня 2004 года следующие дополнительные лицензионные требования
и условия при осуществлении биржевой деятельности:
осуществление реализации на биржевых торгах исключительно товаров, включенных
в заранее публикуемый биржевой бюллетень, к которому имеется широкий доступ потребителей
и производителей продукции, одновременно запрещается реализация товаров, не включенных
в заранее опубликованные листинги;
включение в биржевые бюллетени только биржевых товаров, обладающих стандартными
однородными свойствами, реализуемых оптовыми партиями и не требующих предварительного
осмотра;
наличие на бирже не менее 100 реализованных (предоставленных безвозмездно)
брокерских мест;
соблюдение квалификационных требований к руководителям товарно-сырьевых бирж.
7. Госкомимуществу Республики Узбекистан:
в двухнедельный срок перезаключить лицензионные соглашения с товарно-сырьевыми
биржами, предусмотрев включение в них установленных настоящим постановлением
лицензионных требований и условий;
в месячный срок разработать и утвердить в установленном порядке квалификационные
требования к председателю правления, руководителю расчетно-клиринговой палаты
и главному маклеру биржи и провести их аттестацию;
в трехмесячный срок провести в установленном порядке аттестацию членов бирж,
участвующих в биржевых сделках;
обеспечить широкую рекламную кампанию и разъяснительную работу во всех средствах
массовой информации, а также проведение целевых семинаров и круглых столов среди
потенциальных продавцов, покупателей, членов бирж по правилам и преимуществам
продажи и покупки товаров на биржевых торгах.
8. Министерству финансов и Госкомимуществу Республики Узбекистан совместно
с Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржей в двухнедельный срок:
разработать и внедрить в установленном порядке механизм материального стимулирования
деятельности брокеров и брокерских контор, имея в виду установление предельных
размеров комиссионных сборов, обеспечивающих высокие доходы брокерам, обладающим
необходимыми профессиональными качествами, опытом ведения брокерской деятельности,
и в зависимости от оборота биржевых торгов;
обеспечить декларирование предельных размеров комиссионных сборов бирж, взимаемых
с биржевых сделок.
Государственному комитету по демонополизации и развитию конкуренции и Министерству
финансов Республики Узбекистан осуществлять контроль за соблюдением биржами и
их членами предельных размеров комиссионных сборов.
9. Одобрить организационную структуру Узбекской республиканской товарно-сырьевой
биржи с общей предельной численностью работников 127 единиц согласно приложению
№ 1(не приводится).
10. Освободить, в порядке исключения, сроком на три года Узбекскую республиканскую
товарно-сырьевую биржу от уплаты налога на доход (прибыль), с целевым направлением
высвобождающихся средств на модернизацию технического и технологического программного
комплекса единой электронной торговой системы.
11. Внести изменения и дополнения в отдельные решения правительства согласно
приложению № 2.
Госкомимуществу совместно с Министерством юстиции, Государственным комитетом
по демонополизации и развитию конкуренции Республики Узбекистан, другими заинтересованными
министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения
об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя
Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова.
Председатель Кабинета Министров И.
Каримов
Приложение № 2
к постановлению КМ РУз
№ 251 от 31 мая 2004 года
Изменения и дополнения, вносимые в отдельные решения правительства.
1. В постановлении Кабинета Министров от 1 мая 2001 г. № 198 “О совершенствовании
системы организации оптовой и биржевой торговли” (СП Республики Узбекистан 2001
г., № 5, ст. 24) в абзаце четвертом пункта 8 слова “на возвратной беспроцентной
основе” исключить, слова “с последующим возвратом затраченных средств в течение
пяти лет” заменить словами “с последующей передачей Госкомимуществу зданий территориальных
филиалов Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржи в счет выделенных средств”.
2. Правила организации торговой деятельности на рынках в Республике Узбекистан,
утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 июля
2003 г. № 330 “О мерах по совершенствованию торговли непродовольственными потребительскими
товарами” (СП Республики Узбекистан, 2003 г., № 7, ст. 68):
а) дополнить разделом XV следующего содержания:
“XV. Требования к реализации товаров на специализированных
рынках строительных материалов
68. Основным ассортиментом товаров, реализуемых на специализированных рынках
строительных материалов, являются сопутствующие материалы, используемые для производства
ремонтных (отделочных) и строительно-монтажных работ.
69. На специализированных рынках строительных материалов допускается продажа
товаров оптовыми партиями при наличии документов о декларировании оптовой цены
или приобретении их на биржевых торгах.
70. Розничная реализация строительных материалов производится:
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями через стационарные
торговые точки - с обязательным использованием контрольно-кассовых машин и ежедневной
сдачей наличной выручки в учреждения банков в установленном порядке;
индивидуальными предпринимателями с оборудованных торговых мест - с обязательным
ведением Книги учета доходов и товарных операций и ежедневной сдачей наличной
выручки в учреждения банков.
71. При реализации строительных материалов, продавцом на имя покупателя выписывается
накладная с отражением наименования, количества, суммы реализованного товара
и выдается в соответствии с законодательством чек контрольно-кассовой машины
или товарный чек.
72. Осуществление торговой деятельности на специализированном рынке строительных
материалов без разрешительного свидетельства либо в период приостановления его
действия или его отзыва рассматривается как осуществление деятельности без лицензии,
с применением мер ответственности в соответствии с законодательством.
73. Не допускается реализация строительных материалов вне отведенных мест
на территории специализированного рынка и магазинов строительных материалов.
74. Администрация рынка обязана:
создать специальную площадку для реализации отдельных видов строительных
сыпучих товаров с автомобилей;
выделить помещение, оборудованное средствами связи, компьютером и мебелью
для обслуживания клиентов брокерами и заключения сделок на бирже;
на основании полученных от бирж сведений информировать покупателей и продавцов
о ценах (котировках), складывающихся по результатам ежедневных биржевых торгов.”;
б) раздел XV считать разделом XVI;
в) пункты 68-72 считать соответственно пунктами 75-80.