Россия назначила нового военного атташе в посольстве страны в Азербайджане – капитана 1-го ранга Александра Моисеева.
Как сообщили в пятницу Trend News в пресс-службе Минобороны Азербайджана, 12 сентября чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Азербайджане Василий Истратов представил министру обороны Азербайджана генерал-полковнику Сафару Абиеву нового назначенного военного атташе Моисеева.
Во время встречи посла с министром обороны были обсуждены напряженная ситуация в регионе и пути решения нагорно-карабахского конфликта.
Связаться с автором статьи можно по адресу trend@trend.az
В пятницу начался официальный визит иранской делегации в Москву под руководством министра иностранных дел Ирана Манучехра Муттаки. Об этом сообщает иранское агентство Irna.
В рамках однодневного визита Муттаки встретится со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. Предположительно, на встрече пройдут обсуждения двусторонних и региональных вопросов.
Связи между Ираном и Россией в последние годы развиваются быстрыми темпами. Две страны ведут тесное сотрудничество в политической, экономической и энергетической сферах.
В поселке Одун Ишкеле региона Чанаггала Турции произошло землетрясение. Об этом сообщило турецкое агентство «Анадолу». Эпицентр землетрясения размещался в провинции Чанаггала, магнитудой 4,1 балла по шкале Рихтера.
Землетрясение произошло в 02:12 по турецкому времени. Толчки зарегистрированы и в других регионах Турции. На территориях Азина и Базчаа провинции Чанаггала ощущались толчки силой от 3 до 4 баллов, в Эгейском море – 3,1 балла.
С автором статьи можно связаться по адресу trend@trend.az
Парламентское большинство поддерживает инициативу Михаила Саакашвили о принятии «Акта патриота», наподобие американского, который был принят после терактов 11 сентября 2001 года.
«Есть реальная необходимость принятия этого акта в условия оккупации Грузии», - заявила журналистам вице-спикер парламента Грузии Русудан Кервалишвили. Она считает, что «будет очень хорошо, если такое решение будет принято».
«Это касается терроризма, и сегодня, когда Грузия окружена врагом и находится в условиях агрессии, принятие данного решения будет необходимым, хотя мы должны обсудить каждый отдельный пункт, в том числе и прослушивание телефонов», - сказала она.
Мнение коллеги поддержал и председатель временной комиссии по восстановлению территориальной целостности Грузии Шота Малашхия. «В условиях оккупации территории и российской агрессии это необходимо сделать, чтобы обезопасить страну от российского терроризма», - сказал он.
Оппозиционная Республиканская партия выступила против принятия парламентом «Акта патриота». «Это не что иное, как попытка ограничения гражданских прав и свобод в стране», - заявила журналистам лидер тбилисской организации республиканцев Тина Хидашели.
«Страна, у которой есть такие законы, вызывает большую озабоченность со стороны международного сообщества в сфере защиты прав человека, и в таких условиях принятие «Акта патриота» неоправданно», - сказала она.
В ночь на 8 августа в непризнанной республике Южная Осетия начались крупномасштабные военные действия. Грузинские войска вошли в Цхинвали. Позже российские соединения заняли Цхинвали и оттеснили грузинских военных на территорию Грузии.
12 августа президент РФ Дмитрий Медведев сообщил, что принял решение о завершении операции по принуждению Грузии к миру.
На территории Грузии решено было оставить миротворческие силы России и международных наблюдателей.
Связаться с автором статьи можно по адресу trend@trend.az
лександр Храмчихин, заведующий аналитическим отделом
Института политического и военного анализа – для РИА
Новости
Сегодня не все, к сожалению, видят, что НАТО очень быстро
сокращает свой военный потенциал, и расширение альянса на восток его ослабляет,
а не усиливает. Что в Афганистан почти все страны континентальной Европы
направляют в высшей степени ограниченные контингенты, при этом и они
отказываются воевать, а англосаксов просто не хватает на две войны (иракскую и
афганскую).
События в Грузии полностью подтвердили данные тенденции.
Совершенно очевидно, что симпатии всех стран альянса были
целиком и полностью на стороне Тбилиси. Однако НАТО не оказало Грузии во время
ее войны с Россией никакой военной помощи. Даже в виде поставок оружия, не
говоря уже о прямом участии в боях. Более того, НАТО даже не сумело принять
сколько-нибудь внятную политическую резолюцию о событиях в Грузии (а ЕС вместо
первоначально анонсированных санкций против России призвал ее "не уходить
в самоизоляцию"). Состав натовской эскадры, появившейся в Черном море уже
после окончания войны, стал подтверждением недееспособности блока.
НАТО формально располагает гигантскими военно-морскими
силами, с которыми российский Черноморский флот просто несопоставим. Одних
авианосцев у блока 17. Но ни одного из них в Черном море не появилось. И ни
одного самолета наземного базирования ВВС США, Великобритании, Франции,
Германии, Италии, Канады, Голландии и других стран альянса не село на аэродромы
Турции, Болгарии и Румынии. Т.е. эскадра осталась без всякого воздушного
прикрытия (ВВС Турции, не говоря уже о болгарской и румынской авиации,
достаточным потенциалом для прикрытия не располагают). Уже одно это
свидетельствует о том, что никакого давления на Россию оказать она не могла
(про ведение реальных боевых действий говорить не приходится). Из всех кораблей
эскадры лишь американский эсминец "Макфол" располагал возможностями
для нанесения ударов по наземным целям. Впрочем, можно не сомневаться, что
из-за вышеупомянутого отсутствия какого-либо авиационного прикрытия, большая
часть из 90 ячеек УВП Мк41 на "Макфоле" была загружена отнюдь не
крылатыми ракетами "Томагавк", а зенитными ракетами
"Стандарт".
Фактически НАТО отправкой к берегам Грузии эскадры такого
состава дало России сигнал о том, что блок лишь пытается в минимальной степени
сохранить лицо (т.е. просто напомнить о том, что он вообще еще существует).
Увы, Россия – скорее, российские СМИ - повели себя
неадекватно, устроив неприличную истерику, унизительную для великой державы.
Какую угрозу можно было углядеть в этой эскадре – неразрешимая загадка для
военных экспертов. 3-4 авианосных соединения, столько же оперативных ракетных
групп, десяток авиакрыльев наземного базирования на аэродромах причерноморских
стран – это был бы повод для тревоги. Ничего подобного не было и близко.
Возможный прием в НАТО Украины и Грузии означал бы
сохранение тех тенденций, которые сложились еще в 90-е годы, а именно: НАТО
уменьшающимися силами должно защищать увеличивающуюся территорию. В блок
принимаются все менее дееспособные в военном отношении страны, а
"старые" члена альянса с каждым годом утрачивают желание и/или
возможность воевать. Поэтому страх россиян перед расширением НАТО на Восток
можно объяснить лишь слабой информированностью о реальной ситуации и
психологическими комплексами эпохи холодной войны.
Рассмотрим вопрос возможного членства в НАТО Грузии.
Из того факта, что Тбилиси во время войны с Россией не
получил от НАТО ни малейшей реальной помощи, следуют два вопроса. Первый -
зачем Россия так боится членства Грузии (какую беду принесло, например,
членство в НАТО стран Балтии?)? Второй – а зачем самой Грузии членство в
недееспособном блоке?
НАТО никогда не будет воевать с Россией (если только Россия
сама не развалится изнутри). Тем более это относится к Грузии, независимо от
того, входит она в НАТО или нет. После проигрыша "пятидневной войны"
новая война в этой стране стала невозможна. В августе в Тбилиси еще могли
предположить, что Россия, формально признававшая на тот момент территориальную
целостность Грузии, не вмешается в конфликт. Теперь попытка вернуть Абхазию и
Южную Осетию в любом случае станет войной против России. Ни при каких
обстоятельствах Грузия не сможет ее выиграть.
Так зачем все-таки НАТО нужно Тбилиси? Неужели там еще не
поняли, что ни одна страна блока не станет воевать за восстановление
территориальной целостности Грузии? Более того, теперь, думаю, европейские
страны НАТО сделают все, чтобы Грузия никогда не была принята в альянс. Им
совершенно не нужна даже теоретическая возможность военного конфликта с
Россией. Разумеется, прямо этого европейцы не скажут никогда, они просто
постараются "замотать" вопрос в бюрократических процедурах.
Безусловно, наиболее разумным выходом из ситуации стал бы
открытый "размен фигур". Сама Грузия и все страны Запада признают
независимость Абхазии и Южной Осетии, после чего Грузия в новых границах может
вступать куда угодно. А Россия не будет этому препятствовать даже на уровне
риторики. Больше всего такое решение устроило бы саму Грузию. Совершенно
очевидно, что вернуть две республики в свой состав она сможет, только если
Россия развалится, и даже в этом случае – только путем геноцида.
Грузии надо признать, что она сама создала такую ситуацию -
сначала пещерным национализмом Гамсахурдии, потом бессмысленной авантюрой
Саакашвили. Перестать копить в себе бессмысленную ненависть, которая все равно
не получит выхода, и завоевать настоящую свободу. Именно в этом случае страна
гораздо проще интегрируется в западные структуры (что ей это даст – другой
вопрос).
А Запад должен признать, что именно он своими действиями в
отношении Косова создал для России возможность признать независимость бывших
грузинских автономий. И перестать демонстрировать двойные стандарты.
Москва, в свою очередь, могла бы, наконец, осознать, что
иррациональный ужас перед НАТО – вещь недостойная. "Размен фигур" и
осознание реальности поможет всем сторонам выйти из нынешнего тупика и
возобновить строительство нормальных отношений.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
информационного агентства Trend News
икита ПЕТРОВ, военный обозреватель - специально для РИА Новости
Закончился визит в Варшаву министра иностранных дел России
Сергея Лаврова. Главным содержанием его переговоров с польским коллегой
Радиславом Сикорским, кроме ситуации на Кавказе, конечно же, была тема третьего
позиционного района стратегической ПРО США, один из важнейших элементов которой
– база из десяти противоракет должна быть размещена в Слуцком районе Польши,
возле городка Редзиково. Москва, как известно, крайне негативно относится к
этому размещению, считает, что американская ПРО в Восточной Европе, вопреки
заявленным целям, имеет одну-единственную задачу – понизить контрсиловой
потенциал российских стратегических сил сдерживания, размещенных в центральной
части страны. В Тверской, Ивановской, Саратовской и Калужской областях.
Призвана нанести ущерб фактически третьей части всех ее Ракетных войск
стратегического назначения.
Этой обеспокоенности не скрывал и Сергей Лавров. «Мы не
видим угроз для Российской Федерации, исходящих от Польши, заявил он на
пресс-конференции после окончания переговоров с Радиславом Сикорским. - Но мы
не можем игнорировать тот факт, что вблизи наших границ появляется неотъемлемый
компонент стратегических систем Соединенных Штатов Америки. Кроме российского
стратегического арсенала у этих объектов в Восточной Европе других целей,
собственно, очень долгие годы просто быть не может».
Это был ответ тем пропагандистам, которые вслед за
некоторыми заокеанскими и западноевропейскими политиками и военными продолжают
утверждать, что американская ПРО в Европе предназначена для защиты США и их
союзников только от баллистических ракет стран-изгоев, под которыми Вашингтон
подразумевает в первую очередь Иран. И никакие аргументы, что у Тегерана нет и
в ближайшем будущем не могут появиться такие ракеты, которые способны достичь
территории Старого и Нового Света, ими не принимаются.
Впрочем, угрозу контрсиловому потенциалу российских
стратегических сил сдерживания видит в американских противоракетах не только
министр Лавров. Об этих угрозах неоднократно говорили на брифингах в «РИА
Новости» бывший начальник Генерального штаба вооруженных сил России, а ныне
сотрудник Совета безопасности России генерал армии Юрий Балуевский и бывший заместитель
министра иностранных дел, а ныне посол России в США Сергей Кисляк. Именно на
таком брифинге в ноябре прошлого года генерал Балуевский завил, что на третьем
позиционном районе ПРО в Восточной Европе с элементами в Чехии и Польше США не
остановятся, будет еще четвертый и пятый позиционный район, а за ними и другие.
То, что российский военачальник был абсолютно прав, подтвердилось во время
официального визита Сергея Лаврова в Варшаву. В тот день сенат США принял
решение выделить 89 млн. долларов на размещение еще одного радара ПРО, почти
такого же, какой планируется создать недалеко от Праги, в неназванной в
официальных бумагах стране. Она в решении сената обозначена, как «засекреченная
точка».
Впрочем, большой тайны в этом «секрете» нет. Глава американского
Агентства по ПРО генерал Генри Оберинг неоднократно заявлял, что следующими
местами для размещения элементов противоракетной обороны США могут быть Турция,
Грузия и даже… Украина. Но, поскольку, территория недалеко от Тбилиси или Киева
сегодня представляется для такого размещения маловероятной, то в качестве
подобной площадки может быть анатолийское плоскогорье или, как утверждают
западные комментаторы, Израиль и Япония. Те и другие предположения имеют под
собой основания. И от того, какую «точку» изберет Пентагон для создания своего
четвертого позиционного района, станет все больше очевидной не декларируемая
публично, а скрытая до времени, но реальная конечная и промежуточная цель
глобальной системы ПРО, которую создает Вашингтон после выхода из соответствующего
российско-американского договора 1972 года.
Если районом размещения нового высокочастотного Х-радара
станет Турция, то, кроме контроля за ракетной программой Ирана, он сможет
отслеживать и ситуацию в европейской части России. Те стратегические ракетные
комплексы, которые размещены в Ивановской, Тверской, Саратовской и Калужской
областях. Если в Израиле, то реальной целью контроля станет все-таки Тегеран.
Если в Японии, то, понятно, Китай и Россия. В том числе российские стратегические
ракетные комплексы, размещенные в Красноярском крае.
Надо понимать и то, что сам радар без ракет-перехватчиков,
которые он должен наводить на цель, существовать не может. Его боевая
эффективность в данном случае будет нереализованной. Следовательно, недалеко от
его будущего расположения РЛС должна появиться и новая база противоракет. И
вместе с «засекреченной точкой», точнее с тайными координатами одного из
элементов четвертого позиционного района ПРО США, мы в недалекой перспективе
должны услышать и о «засекреченных географических координатах» новой базы
противоракет.
И эти новые приготовления опять же не могут не вызывать
беспокойства у российской стороны. Тем более на фоне продолжающихся ухудшений
отношений между Москвой и Вашингтоном. И не только по поводу событий в Южной
Осетии, как кому-то хотелось бы представить. Проблема американской ПРО в
Восточной Европе и в других местах вокруг границ России здесь ключевая. Она
беспокоит российских политиков и генералов еще и потому, что обещания американцев,
которые они неоднократно давали на саммитах «2+2» в составе министров
иностранных дел и обороны, сделать свою систему ПРО прозрачной для России,
чтобы не вызывать у нее никаких подозрений, не выполняются.
Российские участники переговоров с США по этим вопросам
неоднократно рассказывали автору данных строк, что все обещания «не загружать
противоракеты в шахты, пока не будет точно известно, что у Ирана есть ракеты,
способные долететь до Европы», «зафиксировать чешский радар так, чтобы он был
направлен только в сторону Ирана» и прочее, представители Вашингтона не
собираются фиксировать в каком-либо официальном документе и сделать их
юридически обязывающими. Более того, они связывают свои гарантии допустить на
объекты ПРО в Чехии и Польше российских офицеров с желанием Праги и Варшавы
дать визу представителям Минобороны России для поездки в эти места. «Согласится
Прага и Варшава пропустить вас, - говорят американцы, - вы сможете иногда
побывать возле наших объектов. Нет, значит, нет. Вопросы – не к нам».
Такое поведение, говорят участники переговоров, безусловно,
усиливает наше подозрение относительно истинной направленности элементов
американской стратегической ПРО в Европе.
Сергей Лавров на пресс-конференции в Варшаве не стал
говорить о том, как Россия прореагирует на размещение американской ПРО у ее
границ. «Вы хотите, чтобы я сейчас раскрыл вам секреты российского Генштаба? –
улыбнулся он. – Вы что?» Но российская реакция уже давно не секрет.
Отечественные военачальники, в том числе и командующий Ракетными войсками
стратегического назначения генерал-полковник Николай Соловцов, неоднократно
заявляли, что асимметричным и адекватным ответом на этот шаг Вашингтона, Праги
и Варшавы будет перенацеливание стратегических ракет на новые цели на
территории Чехии и Польши. Если в столицах этих государств хотят стать мишенью
для российских ядерных боеголовок, то это их выбор, а не Москвы, говорят они.
Со своей стороны Россия неоднократно доказывала Вашингтону,
что никакой «забор из противоракет» вокруг ее границ в случае чего не спасет
США от ответного удара возмездия. Не только ракетного, который способен
преодолеть любую систему ПРО, но так же авиационного и морского. Полеты
стратегических бомбардировщиков Ту-160 в Венесуэлу, предстоящие военно-морские
учения между флотами двух стран с участием российских надводных и подводных
кораблей, среди которых могут быть стратегические и многоцелевые подводные
атомные крейсера, мягкое напоминание об этих аргументах сдерживания.
Беспокойство о ПРО, которое не хочет учитывать национальные
интересы Москвы, может распространиться и на Вашингтон.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
информационного агентства Trend News