Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР) планирует увеличить мощность переработки АО «Азербайджанский газоперерабатывающий завод» (АзГПЗ) в связи с планируемым повышением добычи газа в Азербайджане, сказал во вторник президент ГНКАР Ровнаг Абдуллаев. Глава ГНКАР не назвал планируемые объемы увеличения мощности завода. Эксперты полагают, что объемы будут увеличены до 6 млрд. кубометров газа в год.
Согласно программе ГНКАР по увеличению добычи газа на месторождениях, разрабатываемых за счет собственных средств, предполагается ежегодно добывать по 8 млрд. кубометров газа.
«Есть необходимость в реконструкции завода. В нынешнем состоянии АзГПЗ завод не способен перерабатывать большие объемы газа», - сказал глава ГНКАР.
В этом году АО «Азербайджанский газоперерабатывающий завод» был снят с программы приватизации и возвращен на баланс ГНКАР. В настоящее время АзГПЗ ежесуточно перерабатывает 9 млн. кубометров газа.
В 2006 году АзГПЗ принял 2,846 млрд. кубометров газа, получив 18 тыс. тонн газового бензина и 15,67 тыс. тонн сжиженного газа.
Первая очередь Азербайджанского газоперерабатывающего завода была пущена в эксплуатацию в 1961 году. Кроме шести газоперерабатывающих установок были построены установки по переработке газового конденсата (мощностью в 675 тыс. тонн в год) и фракционирования нестабильного бензина (600 тыс. тонн в год). Технология на заводе позволяет получать сжиженный газ, керосиновую фракцию (реагент для газоперерабатывающих установок), тяжелый конденсат (сырье для нефтеперерабатывающих заводов) и газовый бензин (сырье для нефтехимического комплекса Сумгаита).
Вначале на АзГПЗ поступали газ и конденсат с Гарадагского месторождения. Затем к сырьевому потоку подключился попутный и природный газ, добываемый морскими нефтяниками Азербайджана.
Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР) и АО НК «Казмунайгаз» планируют совместно построить на Каспии два новых нефтяных терминала, сказал во вторник президент ГНКАР Ровнаг Абдуллаев.
Нефтетерминалы будут необходимы для налива и слива нефти в рамках экспорта казахстанской нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, до входного фланца которого она будет доставляться танкерами по Каспию.
«Мы вместе с «Казмунайгазом» построим новый терминал в Казахстане и в Азербайджане. К перевозкам нефти будут привлечены танкера Азербайджана и Казахстана. Если объемы нефти будут увеличиваться, начнем строительство новых танкеров», - сказал глава ГНКАР.
Ранее ГНКАР и «КазМунаГаз» подписали соглашение, по которому компании создают СП для выполнения работ по строительству нефтетранспортных объектов для транспортировки казахстанской нефти по трубопроводу Баку - Тбилиси – Джейхан
По словам Абдуллаева, терминалы будут строиться на паритетной основе.
По соглашению, стороны намерены совместно реализовать Транскаспийский проект, в состав которого войдут нефтесливные терминалы на казахстанском побережье Каспийского моря, танкеры и суда, нефтеналивные терминалы на азербайджанском побережье Каспийского моря и соединительные сооружения до системы Баку-Тбилиси-Джейхан.
Транскаспийская система является частью проектируемой Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ). Планируется, что ККСТ обеспечит на начальном этапе транспортировку 500 тыс. баррелей в сутки (23 млн. тонн в год) с последующим увеличением 750-1200 тыс. баррелей в сутки (35-56 млн. тонн в год).