Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Jewish Magazine

  Все выпуски  

Jewish Magazine


Доброго времени суток! Вы в ЕВРЕЙСКОМ МАГАЗИНЕ и выбор за Вами...

Сегодня в выпуске: а если это любовь к эмиграции?

Кто-то из поэтов заметил, что "бывают странные сближения". Мне кажется, что ничего странного в "странных сближениях" нет - если человек думает о каких-то двух вещах, если они занимают его мысли и, тем более, чувства, то рано или поздно он заметит эти сближения. Поиск общности и связи - один из универсальных механизмов сознания, процессом почти дарвиновского естественного отбора, закрепленный в механизмах мышления человека. Другое дело, что окружающим эти сближения могут поначалу показаться странными, особенно если сближаемые темы, области или вопросы не занимали их в такой же степени.

Человеку естественнее жить всю жизнь в одной, своей, стране. Своей в том смысле, что он ощущает связь и с ней как гражданин, и с населяющим ее народом (или с одним из таковых), как часть этого народа, один из народа, "ахад ха-ам". Он может не замечать этой связи ("как рыба - воды"), но если его спросить, скажет, что он доволен тем, что эта связь есть. А если и не гордится, не желая показаться нескромным, то уж точно не стесняется. В этом смысле для еврея родиться в Израиле - естественно, а в галуте - неестественно; это уже это для него родовая травма. И уж особенно трагично родиться в стране, которая всегда была враждебна его народу и его культуре, и остается таковой поныне.

Заметим, что из травм классического галутного рождения наименьшая - родиться в Америке. В благосостояние и безопасность этой страны - как и некоторых других - наш народ внес непропорциональный своей численности вклад, но эта страна - в отличие от других - в итоге приняла этот вклад с благодарностью. К сожалению, только "в итоге", но другие-то не сделали и этого.

Заметим, что сегодняшний американский "антиизраилизм" носит исключительно деловой характер. Нефть - и ничего личного. Мне кажется - а если я неправ, пусть израильские "левые"-антисемиты меня поправят, - что антисемитизм европейский носит не просто нефтяной характер. Кроме естественной борьбы за голоса избирателей, слушающих призывы местных мулл к джихаду, есть в европейском антиизраилизме и антисемитизме и еще что-то…

Вернемся, однако, к теме. Эмиграция - это всегда неестественно. Это - в зависимости от соотношения культур, личных особенностей человека, его связей с обеими культурами и людьми - большая или меньшая, но всегда травма. Вот два крайних случая, который я ряд лет наблюдаю: оба - эмигранты из России, оба - программисты, оба нормально говорят на языке приютившей их страны, вполне успешны в работе, евреи, семейная жизнь несколько успешнее у первого, но… именно он непрерывно ругает Америку, никакого контакта с американской культурой, досуг - игра в шахматы на бульваре с "русскими" старичками. А вот его антипод в длинном платье: через две недели после первого приезда (еще по рабочей визе), звонок на ту сторону океана, на уже бывшую работу: "Ребята, я у себя дома!". Ныне - работа с удовольствием и уважением коллег, регулярные посещения то Карнеги-холла, то Метрополитен-опера, дочь заканчиваает университет, цветочки под окном растут.

Ладно, пусть эмиграция неестественна, что нам с того? Жить-то надо. Правильно, разговоры о естественном и неестественном не должны мешать делать реальное дело, то есть эмигрировать. Ту-ту, или от винта! Но давайте заглянем глубже. Кто-то (не из поэтов) заметил, что эмигрировать можно или откуда-то, или куда-то. То есть либо вытолкнули голод, безработица, преследования, либо привлекли еда, работа, надежда на нормальную жизнь детей. Это, конечно, сильно упрощенный "гуманитарный" подход, на самом деле внутри человека происходит взвешивание - сравнение условий по всем направлениям и суммирование разностей с личными коэффициентами, или, как говорят ученые, "весами". То есть у одного человека с большим весом идет возможность лучше работать, заниматься любимым делом, у другого - возможность меньше бояться завтрашнего дня и самоуправства властей. Как сказали бы технари, задача многокритериального оценивания. Трудная.

А тут еще неестественность ситуации, и вот следствие - порог и колебания: трудно решиться. То есть должно быть явно плохо здесь и надежда на существенно лучшую жизнь там. Ничего этого не нужно, если человек просто и естественно живет в своей стране, среди своего народа. Все это вполне очевидно, а нетривиально вот что. Поскольку в глубине любого из нас есть некоторое представление об идеальном, сильно переплетенное с представлением о естественном, то любое отклонение от такового воспринимается, в некоторой степени, негативно. Человеку делается "нехорошо", дискомфортно, и он принимается за глупости.

Первый вариант - начинает доказывать себе, что он был прав или имел право, хотя все это очевидно, и в доказательствах не нуждается, или начинает то же самое доказывать окружающим, которые не хотят от него никаких доказательств и только удивляются. Второй вариант - начинает публиковать статьи, в которых поливает помоями страну, из которой уехал, или, что чаще, приютившую его страну - не так-де, она и хороша, не за таким я сюда ехал! Третий вариант - пытается вписаться в местное "русское" гетто, играя в шахматы со старичками на бульваре и поругивая Горбачева и Ельцина, которые погубили никогда не существовавший золотой век. Четвертый вариант - сочетать все это в одной истерике. Вот что написал мне один мой знакомый (далее цитирую электронное письмо, удалив мат и исправив сделанные ввиду прилива эмоций опечатки): "Лёнечка, я, как тебе известно, живу в самой свободной стране мира. Не в России с её кровавым путинским режимом и диктатурой, как параноидально долдонят ваши сексодефицитные (проще говоря - мало е…) либералки и демократки. А здесь в Калифорнии любые инвективы (кстати, что это такое?), если они не подрывают основы правопорядка и не мешают жить окружающим, не вызывают у этих самых окружающих никаких возражений. Так что мне нет никакой необходимости сдерживаться в выражении своих взглядов, идеологических или сексуальных предпочтений или антипатий. Я, к примеру, хожу в тенниске с огромной надписью: "Обратно в СССР!", и за моим окном в нашей квартире висит красный флаг с серпом и молотом. Мои американские приятели относятся к этому с удивительным (для меня, не для них) пониманием и сочувствием. Когда я пришёл в первый раз в зал на тренировку, меня спросили, откуда я родом. Я сказал, что из России. Какой-то чёрный тут же поинтересовался, коммунист ли я. Я спокойно подтвердил, что коммунист и, кроме того, 4 года проработал в КГБ. В одной компании, в которой были американцы и несколько наших эмигрантов, я, в целях тестирования на толерантность, заявил, что собираюсь вступить в американскую компартию. Американцы отнеслись к этому намерению по-деловому и без всяких эмоций, дав мне кое-какие практические рекомендации. Эта их реакция, кстати, утвердила меня в намерении осуществить мою идею, когда получше станет с языком".

То есть резюме - а мне, как представителю естественных наук и зануде, хочется выдать какое-то резюме - таково: вы никому ничем не обязаны, никому ничего не должны доказывать, ни в чем и не перед кем не должны оправдываться. Иначе будете выглядеть истериком или того… как говорят в России, "ку-ку"… простите, именно так. Кстати, не надо врать про КГБ и провоцировать окружающих идеями про компартию. Однако не исключено, что мой респондент врал и тут - американцы не дают непрошеных советов и "практических рекомендаций", не принято у них лезть с советами, если нет прямой и непосредственной опасности. А ее нет. Ну, коммунист… странно, конечно, но бывает и не такое…

Спрашивается, к чему клонит автор, не к эмиграции ли он, вопреки "политике партии и правительства", нас склоняет? Партия и правительство задумываются, как вернуть с запада и востока отъезжантов, а он? Да никоим образом! Просто я хочу снять с вашей многострадальной души тяжелый груз моральных терзаний - если, конечно, он для вас тяжел. Если маска уже приросла, и вы вжились в роль комика-резонера, ну, тогда мои непрошеные советы вам без надобности. А еще я хочу отчасти оправдать тех, кому эмиграция повлияла на психику, толкнув на странные действия - истерики, помои, визг на форумах и так далее. Ну, это вы сами многажды видели, да?

А теперь пристегните ремни, потому что будет несколько неожиданный вираж.

Перпендикулярная параллель - см. название статьи - между эмиграцией и любовью. Нормальная любовь - это со школы и до 20-30 лет. Ну, и немногим больше. Когда все происходит само, естественно, вовремя, своим чередом. Особенно после отмечания, сами понимаете, по случаю сдачи темы, защиты диссера, окончания проекта и так далее. Как выразился один мой бывший сослуживец Евгений П.: "Просыпаюсь утром. В кровати незнакомая женщина. (Пауза, недоуменно пожимает плечами.) Молодая…". А если вам не 20, и не 30, а больше? А намного больше? С одной стороны, жить-то хочется, в паспорте такое число, что страшно подумать, в зеркале тоже не то, чтобы урод, но годы и мужчину не очень-то красят, а внутри - сами понимаете. Порох в пороховницах, то есть тестостерон. И даже иногда снаружи.

Ситуация плохая, примерно как при эмиграции. То, что есть, - плохо. То есть жить можно, но разве это жизнь? Что "там" - неизвестно. И в некоторые "там" еще и попасть трудно, примерно, как эмигрировать в Швейцарию или Японию. Исследование сайтов знакомств, предпринятое автором, показало, что подавляющее большинство женщин просто не рассматривает варианты с большой разницей в возрасте. И лишь осознание своей ущербности (отсутствие прописки или жилплощади, наличие детей, проблемы с внешностью) на этом рынке подталкивает их хотя бы рассмотреть данный вопрос.

Но самое страшное еще не это, а то, что я сейчас скажу - и это именно то, что "странно сближает" эмиграцию и разновозрастную любовь. Это - подозрение в неискренности. Действительно, многие эмигрируют просто, чтобы выжить. Или чтобы жить в хоть немного более приличных условиях. Или чтобы дети могли жить в, надеемся, более приличных условиях. Любовь к стране и следование идеалам сионизма, в принципе, не обязательны. Хотя определенная лояльность предполагается. Армия, налоги, более-менее честная работа, и не надо в шортах в религиозный квартал. Они ведь тоже люди, правда? Да и что случись, тебя "Зака" по частям собирать будет, помни это.

С любовью ситуация хуже. Тут как бы предполагается именно что любовь. Или хоть некоторая возвышенность. Уже потому, что все мы помним школу, институт, "вздохи на скамейке" или на сеновале в колхозе (колко и слишком мягко), а также в палатке и т.д. А какая тут возвышенность, когда она настолько моложе, что первый вопрос - прописка нужна? А спросить нельзя - вдруг она и впрямь от моих трясущихся ручонок тащится? А вовсе не жилплощадь унаследовать хочет? Вот такое странное сближение.

А может, оно и не странное: есть ли в жизни что-то важнее двух этих выборов? Леонид Ашкинази http://ami-moy.narod.ru/ 

С вами Еврейский журнал http://www.mignews.org

Рекомендуем посетить:

http://www.canadetz.com

http://www.thetoronto.net

Хорошего дня и отдыха нашим читателям!

Шабат шалом И шавуа тов!


В избранное