Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Jewish Magazine

  Все выпуски  

Jewish Magazine


Доброго времени суток! Здравствуйте! Шалом!

Вы снова в ЕВРЕЙСКОМ МАГАЗИНЕ, виртуальном, естественно. И перед Вами на выбор новые поступления:

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.Апрель (Борис Явелов)

15.iv.1933

75 лет назад в Ленинграде родился писатель-фантаст Борис Натанович Стругацкий, питерский представитель знаменитого московско-ленинградского «фантастического» дуэта братьев Стругацких (старший брат – Аркадий Натанович Стругацкий), авторов исполненных глубоких раздумий, социальной проблематики и острой иронии романов-вымыслов, признанных подлинными «жемчужинами» отечественной и мировой научной фантастики. К высшим творческим достижениям братьев Стругацких относятся такие романы, как «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу», «Повесть-сказка для научных работников младшего возраста», «Улитка на склоне», «Пикник на обочине» (сюжетная основа кинофильма Андрея Тарковского «Сталкер») и др. В марте 1966 года на рассмотрение ЦК КПСС отделом пропаганды и агитации была представлена аналитическая записка «О серьезных недостатках в издании научно-фантастической литературы», уделявшая основное внимание идеологическому разносу творчества братьев Стругацких. Примечательно, что документ подписал будущий «архитектор перестройки», а в те времена заместитель заведующего Агитпропа ЦК Александр Николаевич Яковлев. Последним совместным произведением Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах» (1990) – своеобразное предостережение против излишне радужных надежд новейшего времени. После смерти в 1991 году старшего брата Борис Стругацкий, по его собственным словам, продолжил «пилить толстое дерево двуручной пилой, но без напарника». Сочинения Стругацких переведены на 42 языка и выходили в 33 странах, суммарное число их изданий перевалило за полтысячи.

16.iv.1888

120 лет назад, разорившись, повесился шестидесятисемилетний Антон Моисеевич Варшавский, богатейший банкир и железнодорожный магнат, строитель Московско-Брестской (ныне Белорусской) железной дороги, разбогатевший в начале 1860-х годов на государственных подрядах и получивший скандальную известность во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов, когда, будучи комиссионером, присваивал себе до 10% стоимости поставки «почти безо всякого контроля цен и доставляемого количества». Ходили слухи, что Варшавский решил свести счеты с жизнью, когда его собственный сын, женатый на дочери немыслимо богатого «железнодорожного короля» Самуила Соломоновича Полякова, «отказался снабдить его деньгами на уплату срочного векселя». А спустя три дня последний в возрасте всего лишь пятидесяти одного года ушел из жизни от инсульта, случившегося с ним на похоронах Варшавского. Самуил Поляков был средним из трех происходивших из полунищей семьи кустарей местечка близ Орши (Могилевская губ.) и прославившихся на всю Россию братьев-миллионеров Поляковых (старший – Яков, самый младший – Лазарь), возведенных в дворянство и удостоенных чина тайного советника (гражданский эквивалент генеральского звания). Финансист, «железнодорожный король» и щедрый филантроп, Самуил Поляков фантастически разбогател в 1860–1870-х годах за счет государственных подрядов на строительство железных дорог, а также благодаря феноменальной оборотистости, энергии и... продажности ряда высших правительственных чиновников, в частности, министра почт и телеграфов графа Ивана Матвеевича Толстого и министра народного просвещения графа Дмитрия Андреевича Толстого. И тем не менее для России им было построено 2500 верст железнодорожных путей, за быстроту прокладки которых и высочайшее качество он в 1867 году был удостоен золотой медали Всемирной парижской выставки. Он оставил неимоверное состояние, оценивавшееся в 16 млн рублей. О прошедших в Петербурге через шесть дней после погребения Варшавского грандиозных похоронах Полякова очевидец писал: «Могу свидетельствовать только, что, кроме царских похорон, мне никогда не случалось видеть такой массы народу, как на похоронах Полякова. Все пространство от моего дома (у здания Адмиралтейства. – Б. Я.) через Сенатскую площадь до моих окон было заполнено народом, а при выносе тела присутствовали самые высокопоставленные лица и аристократическая публика».

18.iv.1928

80 лет назад в Тель-Авиве в общинном здании «Бейт а-ам», зрительный зал которого вмещал более 2000 зрителей, открылся сатирический театр «Мататэ» («Метла»). Актерский коллектив состоял из артистов, покинувших труппу основанного годом ранее тель-авивского театра-кабаре «Кумкум» («Чайник») ввиду несогласия с авторитарным стилем руководства, практиковавшегося его создателем Авигдором Хамеири, поэтом-символистом, журналистом, переводчиком, обладателем премий им. Макса Нордау и Хаима-Нахмана Бялика, прибывшим в Эрец-Исраэль по приглашению «отца» современного разговорного иврита Элиэзера Бен-Йеуды. И если «Чайник» прокипел всего лишь пару лет, то «Метла» мела вплоть до августа 1954 года. Спектакли «Мататэ» пришлись по вкусу широкой публике, поскольку деликатно и осторожно касались важных жизненных проблем еврейского ишува. Острие сатиры было направлено прежде всего против британских властей мандатного управления Палестины, причем преследовались цели не разрушения, а скорее созидания, и спектакли ставились не в форме агиток, а скорее как «домашние концерты». Всего театр показал около 120 постановок, особенным успехом пользовались такие спектакли, как «Страна улыбок», «Любовь! Любовь!», «Холод и жара», «Наша страна в будущем», «Шерлок Холмс в Тель-Авиве» и др. С конца 1940-х годов к работе в театре привлекались многие маститые израильские литераторы, в частности Леа Гольдберг, Натан Альтерман, Авраам Шлионский. И все же нельзя не согласиться с мнением о том, что весьма популярные сатирические театры вроде «Кумкум» и «Мататэ» в исторической перспективе выступали в качестве своего рода фона для центральных «персонажей» еврейской сцены – «Габима» и «Охэл», изначально созданных как серьезные драматические театры.

19.iv.1943

65 лет назад в Варшавском гетто вспыхнуло массовое восстание. Для его подавления гитлеровцы использовали танки, авиацию и артиллерию. Отчаянное сопротивление было подавлено лишь к концу мая, хотя отдельные группы еврейских повстанцев продолжали ожесточенно сражаться вплоть до июля. Боевой организацией гетто командовал беспримерно отважный двадцатитрехлетний Мордехай Анилевич, погибший 8 мая во время немецкой атаки на штаб повстанцев. В боях погибли около 7 тыс. еврейских повстанцев, порядка 6 тыс. обитателей гетто сгорели, приблизительно 15 тыс. евреев были вывезены в концлагеря (в основном в Треблинку), нацисты потеряли свыше тысячи отборных эсэсовских головорезов. Когда 17 января 1945 года в Варшаву вошли советские войска, в живых оставались лишь около 200 евреев, скрывавшихся в подземных укрытиях и в развалинах. До начала второй мировой войны в Варшаве проживало 300 тыс. евреев. Именем Мордехая Анилевича названы кибуц «Яд Мордехай» (на юго-западе Израиля, между Ашкелоном и Газой), улицы многих других израильских городов и улица в Варшаве. Также в Варшаве на одной из площадей, носящей название Героев Гетто, 19 апреля 1948 года, в пятую годовщину восстания, был установлен монумент Бойцам Гетто. Восстание в Варшавском гетто стало самым крупным (если не считать партизанских боев в Югославии) до 1943 года вооруженным выступлением против германских войск в оккупированной Европе.

22.iv.1993

В этот день в Вашингтоне состоялась торжественная церемония открытия Американского мемориального музея Холокоста, на которой выступили президент США Билл Клинтон, президент Израиля Хаим Герцог, председатель Американского мемориального Совета Холокоста Харви Мейерхофф и всемирно известный еврейский прозаик, переживший нацистские лагеря смерти и много писавший о Холокосте, лауреат Нобелевской премии мира 1986 года Эли Визель. Для публики музей официально открылся спустя четыре дня, и первым его посетителем стал далай-лама. Первый камень в фундамент музейного здания был заложен в октябре 1988 году тогдашним президентом США Рональдом Рейганом, а 15-ю улицу, к которой обращен фасад главного входа в музей, переименовали в улицу Рауля Валленберга. К настоящему времени в музее побывало около 20 млн человек, и, согласно статистике, он является самым посещаемым из музеев мира. Свою главную задачу музей видит в том, чтобы накапливать и распространять знания о беспрецедентной трагедии Холокоста, содействовать сохранению памяти о его жертвах, способствовать размышлению над нравственным измерением проблем, порожденных Холокостом. Экспозиция музея размещена на трех этажах здания впечатляющей архитектуры, построенного по проекту одного из ведущих американских зодчих – Джеймса Инго Фрида. В ней собраны и представлены в хронологическом порядке подлинные вещественные экспонаты, фотографии, документы, свидетельствующие о массовом истреблении нацистами евреев. На многих десятках телеэкранов демонстрируются разнообразные документальные киносюжеты о том, как работала тоталитарная нацистская машина. Здесь можно видеть горы кожаной обуви, очков, ножниц, отобранных у тех, кого нацисты косили пулеметами во рвах или посылали в газовые камеры. В одном из залов выставлен подлинный железнодорожный вагон-теплушка, из тех, в которых людей доставляли в концлагеря. Тут же можно увидеть и потрогать двухколесную тачку для перевозки трупов...

28.iv.1908

100 лет назад в австро-венгерском городке Цвитау (ныне Свитавы, Чехия) в католической семье судетских немцев родился Оскар Шиндлер, бизнесмен средней руки, с 1939 года член нацистской партии, во время войны спасший от гитлеровских лагерей смерти около 1200 восточноевропейских евреев. Ступивший по окончании школы на предпринимательскую стезю, Шиндлер вел жизнь праздного бонвивана, пока во времена экономического кризиса начала 1930-х годов не разорился и не был завербован абвером. Вскоре разоблаченный, он, будучи тогда гражданином Чехословакии, был отправлен за решетку, откуда его в конце 1938 года вызволил Мюнхенский сговор Запада с Гитлером. На следующий год, после вторжения немцев в Польшу, Шиндлер стал хозяином крупного – на 1000 рабочих – краковского завода по производству эмалированной посуды, реквизированного оккупантами у прежнего владельца-еврея. Скорее всего, то была естественная человеческая реакция на творимые немцами зверства в отношении краковских евреев, побудившая Шиндлера с 1942 года методично вызволять несчастных, уже оформленных на отправку в концлагеря, выторговывая их у высокопоставленного нацистского начальства в качестве рабочих и специалистов, «остро необходимых» его предприятию. Эту деятельность он продолжал чуть ли не до окончания войны, пустив все свои деньги на взятки чиновникам. В 1967 году Шиндлер стал единственным членом нацистской партии, в честь которого в Аллее Праведников в иерусалимском мемориале «Яд ва-Шем» было высажено вечнозеленое именное дерево. Он умер в 1974 году спившимся бедняком в больнице Хильдесхайма, земля Нижняя Саксония (ФРГ), куда его поместили за муниципальный счет, и был похоронен на иерусалимском кладбище на горе Сион. В 1982 году австралийский писатель Томас Кенилли по воспоминаниям пережившего Холокост польского еврея Польдека Пфефферберга написал книгу «Ковчег Шиндлера», по которой в 1993 году американский кинорежиссер Стивен Спилберг снял культовую черно-белую психологическую драму «Список Шиндлера», получившую девять «Оскаров», в том числе в номинации «Лучший фильм». Так многомиллионные массы впервые узнали о шиндлеровской эпопее. В последние годы появились книги и статьи, в которых утверждается, что на самом деле Шиндлер был далеко не такой светлой личностью, как о нем принято думать, а, напротив, довольно неприятным типом – разгульным кутилой, бессовестным бабником и крайне нечистым на руку дельцом. Но даже если все это так, то, что Шиндлер, рискуя собственной жизнью, спас 1200 обреченных (этим списком располагает «Яд ва-Шем»), остается непреложным фактом, и благодарная память о нем всегда будет жива.

30.iv.1963

45 лет назад по личной инициативе тогдашнего мэра Хайфы Аба Хуши был основан Хайфский университет, в наши дни являющийся ведущим академическим центром в области гуманитарных и общественных наук и искусства на севере Израиля. Университет активно взаимодействует с кибуцным движением, а также играет значительную роль в области высшего образования арабов и друзов. Гордостью университета, в котором в настоящее время насчитывается свыше 13 тыс. студентов, является его факультет гуманитарных наук, где изучают европейские и арабский языки, иврит, литературу на этих языках, сравнительную филологию, историю еврейского народа и Ближнего Востока, историю искусств, музыковедение и ряд прочих культурологических дисциплин. Первоначально университет ютился в случайных помещениях и только в 1966 году был введен в строй первый из его кампусов, построенный по проекту всемирно известного бразильского архитектора еврейского происхождения Оскара Нимейера на высоте 438 м над уровнем Средиземного моря на плато, венчающем гору Тлалим (часть горного массива Кармель, в 6 км от центра Хайфы). В 1987 году было завершено строительство главной достопримечательности Хайфского университета – башни Эшколь, тридцатиэтажного небоскреба, на верхнем этаже которого размещены небольшой актовый зал, университетский музей и смотровая галерея, откуда открывается захватывающий вид на Галилею, гору Хермон и побережье Средиземного моря – 40 км на юг и на север. Длина узкой стены небоскреба составляет всего около 12 м, так что высокая, но очень «тонкая» башня производит впечатление вонзенного в небо клинка. На крыше башни смонтированы армейская и научно-исследовательская радиолокационные установки.(http://www.lechaim.ru)

редакция

До новых встреч! И будьте мне здоровы! И не забывайте иногда заглянуть на http://www.mignews.blogspot.com и оформить подписку.


В избранное