Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Jewish Magazine

  Все выпуски  

Jewish Magazine


Доброго времени суток! Здравствуйте! Шалом!

Вы снова в ЕВРЕЙСКОМ МАГАЗИНЕ, виртуальном, естественно. И перед Вами на выбор новые поступления:

Тщательно взвешенный риск.Наша тема – один из эпизодов Свитка Эстер (Мегилат Эстер), чтение которого нам предписано слушать в праздник Пурим. Свиток описывает исторические события, которым праздник посвящен.

Для начала напомним вкратце эти события (приведем выдержку из прошлогодней беседы о главе «Тецаве» книги «Шмот»).

Царь Персидской империи Ахашверош на третьем году царствования устроил для всех своих подданных многодневный пир. В разгар пира царь потребовал, чтобы его жена, царица Вашти… явилась перед гостями обнаженной – он хотел похвастаться ее красотой. Вашти отказалась. Ее казнили. Начался поиск новой жены для Ахашвероша. Из всех представленных ему девушек Ахашверош выбрал Эстер, двоюродную сестру еврейского мудреца Мордехая, которую взяли во дворец против ее воли.

Среди министров Ахашвероша был некий Аман, который ненавидел евреев. Аман сделал блестящую карьеру при дворе… Он убедил царя издать указ, по которому в день, определенный жребием, – 13 адара, на территории империи все евреи, от мала до велика, должны быть уничтожены. Указ был разослан во все уголки Персидского царства. Но и в этом Аман не нашел удовлетворения, потому что его безумно раздражал не кланявшийся ему Мордехай…

Евреи, знающие о страшном указе, постятся и молятся. Эстер готовится к разговору с царем. Она приглашает его к себе на пир вместе с Аманом. На этом пире царь говорит, что готов выполнить любое ее желание. Эстер желает, чтобы царь с Аманом пришли к ней на пир и завтра.

По совету родных Аман ночью строит высокую виселицу, а утром отправляется к царю с просьбой повесить на ней Мордехая. По удивительному совпадению, царю ночью не спится и чтец читает ему хронику событий его царствования. Там речь идет о заговоре против царя, который раскрыл Мордехай. Ахашверош решает воздать Мордехаю должные почести. В этот момент является Аман. Царь советуется с ним по поводу формы чествования, не говоря, о ком идет речь. Аман полагает, что речь идет о нем, и придумывает самую торжественную церемонию. Царь приказывает ему лично сделать это для Мордехая.

На втором пире Эстер объявляет царю, что она еврейка, и просит защиты от Амана. Амана вешают на виселице, приготовленной им для Мордехая. По империи рассылается новый указ, разрешающий евреям уничтожить своих врагов в день запланированного Аманом погрома.

Для разговора с царем Эстер без приглашения входит во внутренний двор царского дома, что было под угрозой смертной казни запрещено всем без исключения подданным.

Появлению Эстер во внутреннем дворе дома царя, напротив входа в который царь сидел на царском престоле, предшествовал ее разговор с Мордехаем.  Разговор этот велся через служителя Эстер Атаха. Мордехай просил Атаха передать Эстер копию указа об истреблении евреев, о котором она еще не знала, рассказать ей обо всем и передать его требование: заступиться за свой народ, пойти к царю и умолять его о милости.

Эстер велела передать Мордехаю: «Все… знают, что для каждого мужчины или женщины, которые придут незваными во внутренний двор к царю, один закон для них – смертная кара; только тот, кому царь протянет свой золотой скипетр, останется в живых. А я не была звана к царю вот уже тридцать дней» (Мегилат Эстер, 4:11).

Мордехаю пересказали слова Эстер, и он ответил: «Не полагай в своей душе, что спасешься в царском доме [одна] из всех евреев. Ибо если ты промолчишь в такое время, то спасение и избавление придут к евреям из иного места, а ты и дом твоего отца погибнете; и кто знает, не для этого ли момента ты и достигла царского [достоинства]» (там же, 4:13-14).

Эстер передала Мордехаю: «Собери всех евреев, которые находятся в Шушане (столице империи), и поститесь ради меня: не ешьте и не пейте три дня – ни ночью, ни днем; и я с моими служанками тоже буду поститься, а потом пойду к царю, хоть это и не по закону, и если уж мне погибать, то погибну» (там же, 4:16).

Какова логика Эстер в этом разговоре? Царь не звал меня вот уже тридцать дней. Одно из двух: либо он меня позовет сам, тогда лучше не рисковать и подождать – время у нас еще есть. Либо он меня разлюбил и не позовет, тогда, о чем бы я его ни просила – в том случае, если он позволит мне говорить, – не произведет на него никакого впечатления, не даст никакого результата. Более того, либо мой приход – верная смерть, либо, если царь меня помилует, ни о чем сверх такой милости я уже просить не смогу.

Смысл возражений Мордехая таков. Человек находит доводы для того или иного поступка в соответствии со своими интересами. Ты надеешься в глубине души, что твое положение при дворе тебя спасет. Ты ошибаешься. Тебе кажется, что, хотя евреи в целом в опасности, лично ты в безопасности. На самом деле все обстоит как раз наоборот. Евреям как народу Б-г обещал вечную жизнь, так что спасение придет к ним в любом случае. А вот тебе лично Всевышний такой гарантии не давал.

Ждать приглашения царя нет смысла. Указ против евреев очень весом и распространен повсеместно. В этом государстве приказы не отменяют (обратите внимание: даже после казни Амана Ахашверош не отменяет свой указ, а издает встречный – о самозащите евреев). Если встречу назначит царь, в ней не будет ничего исключительного. Твою просьбу во время такой обычной встречи царь тоже воспримет как заурядную и подойдет к делу формально: напомнит, что просто так указы не аннулируют, пообещает создать комиссию, собрать совещание, подключить нужные инстанции, рассмотреть вопрос «глубоко и всесторонне», а такие совещания, как известно, ни к чему никогда не приводят. Ты должна действовать иначе. Мы находимся в ситуации, которая требует действий необычных и рискованных.

Что означает просьба Эстер о том, чтобы евреи постились? Она просит соплеменников: подумайте, что можно исправить в нашем поведении, в нашем отношении к Всевышнему. Раз уж я иду на смертельный риск, вооружите меня заслугами, как снабжают деньгами хозяйку, идущую на рынок.

Как же развивались события? Тот факт, что любимая царица, являясь к нему, шла на верную смерть, поражает царя. Он спрашивает, что ей угодно, и обещает до полуцарства. Эстер говорит, что хочет пригласить царя на пир. Ахашверошу совершенно ясно, что дело не в том, что царице вздумалось пировать. Он повторяет свой вопрос уже на пире. А Эстер еще раз приглашает его на пир, на повторный, назавтра.  Непонятные, странные, подозрительные события тревожат царя, не дают ему уснуть. Царь призывает чтеца… Что было дальше, вы знаете.

Итак, Мордехай, мудрец и праведник, один из крупнейших авторитетов того поколения и руководитель еврейской общины Персидской империи, требует, чтобы Эстер, его двоюродная сестра, близкий и дорогой ему человек и, помимо всего прочего, его ученица и воспитанница, пошла на смертельный риск. Эстер полагает, что в этом нет необходимости – во‑первых, и это не принесет пользы – во‑вторых. Мордехай убежден, что это необходимо и может дать результат. И что, во всяком случае, ничто другое результата не даст. На основании чего Мордехай пришел к такому решению? Он вдумчиво оценил ситуацию, взвесил все возможности и увидел: никакие «безопасные» действия не помогут, нужна «лобовая атака». Речь идет о судьбе всего народа, и риск позволителен. Без риска сложившееся положение не изменить.

Свои требования Мордехай предъявляет Эстер как ее наставник и как руководитель народа, чувствующий свою ответственность за происходящее.  Свиток, описывая нам поведение Эстер до этого критического момента, не раз указывает, что Эстер поступала, «как велел ей Мордехай» (Мегилат Эстер, 2:10, 2:20). Сказано, что, и став царицей, «слово Мордехая Эстер выполняла так же, как тогда, когда была у него на воспитании» (там же, 4:20). Так поступила Эстер и в этом случае. Она отодвинула в сторону собственные сомнения и расчеты, положилась на решение великого мудреца, и это в конце концов привело к спасению еврейского народа.(http://www.toldot.ru)

Что именно празднуют евреи в Пурим? В специальном фрагменте, который в этот день добавляют в ежедневную молитву, о сути праздника сказано так:

редакция

До новых встреч! И будьте мне здоровы! И не забывайте иногда заглянуть на http://www.mignews.blogspot.com и оформить подписку.

Hag Purim sameah! С праздником Пурим, друзья!

Благодарим Тебя за чудеса, за избавление, за доблести, за победы, за войны, которые Ты вел за отцов наших в те дни в это время. В дни Мордехая и Эстер, в столице Шушан, когда восстал на них нечестивый Аман, замыслив истребить, умертвить и погубить всех иудеев, от юноши до старца, детей и женщин, в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, он же месяц Адар, и все их имущество разграбить; но Ты в великом милосердии своем уничтожил замысел его и обратил возмездие на его же голову, и повесили его и сыновей его на дереве.


Аман ведет под уздцы коня Мордехая. Изображение из синагоги Дура Эуропос
Аман ведет под уздцы коня Мордехая. Изображение из синагоги Дура Эуропос

С точки зрения авторов этой молитвы, основной причиной праздника стало избавление персидских евреев от грозившей им гибели. Однако кое-кто прочел историю Пурима несколько иначе. Вот, к примеру, что писал о ней блестящий публицист и депутат государственной Думы Василий Шульгин:

Евреи, как известно, свято чтут повеление кровожадной Эсфири и мстительного Мардохея, который только «покушение амановцев», партии антисемитов при дворе царя Артаксеркса, покарал казнью 75 тысяч человек. Каждый год празднуется Пурим 14-го Адара, и подновляется кровавая память о неистовствах адаристов (называю их так по аналогии с декабристами, которые тоже 14-го числа предполагали устроить свою резню). И это массовое уничтожение людей, этот настоящий погром персов, а также других народностей (причем были вырезаны, как чувствуется из текста Библии, влиятельные лица в каждой области и городе, уничтожена интеллигенция того времени — вероятно, по спискам, давно заготовленным) считается деянием героическим и священным.

Схожего мнения о пуримской истории придерживается наш современник, публицист-популяризатор дьякон Андрей Кураев:

Всего было уничтожено 75 000 персов. Элита страны. Все, кто мог быть конкурентами. Участь персидской империи была предрешена.
Kак можно спустя тысячелетия праздновать события того дня? Есть ли другой народ на земле, который с весельем празднует день заведомо безнаказанных массовых убийств? Я понимаю праздники в честь военной победы. Это было открытое и рискованное столкновение, и день победы — мужской и честный праздник. Но как праздновать день погрома? Как праздновать день убийства тысяч детей?

Можно долго спорить о том, антисемиты или нет Шульгин и Кураев. На наш взгляд, принципиального значения это не имеет: как показывает практика, антисемиты нередко говорят правду, а филосемиты, напротив, несут редкую околесицу. Гораздо важнее разобраться, насколько эти и подобные обвинения соответствуют действительности, или, точнее сказать, библейскому тексту.

Прежде всего – действительно ли евреи убивали детей или даже, как пишут другие авторы, «женщин и детей»? Источник этого утверждения в Книге Есфири (Мегилат Эстер) обнаружить нетрудно (здесь и далее цитаты даются по синодальному переводу, дабы избежать стандартных обвинений в том, что евреи исказили текст в свою пользу):

И написал он от имени царя Артаксеркса, и скрепил царским перстнем, и послал письма чрез гонцов на конях, на дромадерах и мулах царских, о том, что царь позволяет Иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить. (Есф 8:10-11)

Однако нетрудно заметить, что этот текст ничего не говорит о действиях евреев. Перед нами всего лишь объем полномочий, полученных ими от царя. Согласно этому указу, евреи могли убивать женщин и детей, но делали ли они это? Однозначного oтвета Свиток Эстер не дает:

И избивали Иудеи всех врагов своих, побивая мечом, умерщвляя и истребляя, и поступали с неприятелями своими по своей воле. И собрались Иудеи, которые в Сузах, также и в четырнадцатый день месяца Адара и умертвили в Сузах триста человек, а на грабеж не простерли руки своей. И прочие Иудеи, находившиеся в царских областях, собрались, чтобы стать на защиту жизни своей и быть покойными от врагов своих, и умертвили из неприятелей своих семьдесят пять тысяч, а на грабеж не простерли руки своей. (Есф 9:5, 15-16)

Так что ни пол, ни возраст убитых в Писании не упомянут. Cреди погибших могли быть и женщины, и дети. Однако прямых указаний на это в Библии нет. Более того, есть все основания полагать, что женщин евреи не трогали. В Книге Есфири упомянуты двенадцать представителей семьи Амана: сам Аман, его сыновья и его жена Зерешь. Причем последняя, в отличие от сыновей, принимала активное участие в событиях: «И сказали ему мудрецы его и Зерешь, жена его: если из племени Иудеев Мардохей, из-за которого ты начал падать, то не пересилишь его, а наверно падешь пред ним» (Есф 6:13).

Аман был казнен по личному указу царя. Его сыновья были повешены по специальной просьбе Эстер, и Писание сообщает об этом весьма подробно (Есф 9:6). Однако об убийстве или казни Зереши в Библии нет ни слова, ни Мордехай, ни Эстер вовсе не вспоминают о ней! Из этого можно сделать вывод, что на женщин «избиения» не распространялись.

Что же касается «убийства детей», то здесь Кураев, видимо, имел в виду сыновей Амана. Однако Писание не уточняет, были ли они еще детьми. Если Аман и Зерешь были людьми в возрасте, то все их отпрыски могли уже быть совершеннолетними. Разумеется, это не доказывает, что среди них не было малышей, или что евреи тогда не убили ни одного ребенка. Просто следует помнить, что библейского свидетельства на этот счет у нас нет, а есть исключительно домыслы.

Правда, тут возникает вопрос, могли ли евреи отступать от полномочий, данных им царем. Писание однозначно свидетельствует, что да, могли: в своем указе Ахашверош-Артаксеркс прямо разрешил евреям «имение их [персов] разграбить». Однако, как несколько раз подчеркивается, «на грабеж не простерли руки своей».

Разберемся теперь с утверждением Шульгина, что евреи, де, уничтожили «элиту», «влиятельныx лиц в каждой области и городе”. Библия так описывает тогдашнюю расстановку сил:

И все князья в областях и сатрапы, и областеначальники, и исполнители дел царских поддерживали Иудеев. (Есф 9:3)

Как мы видим, персидская «элита» в этом конфликте была как раз на стороне евреев и, следовательно, не должна была пострадать от «репрессий».

Серьезнее выглядит утверждение, что в Персии имели место «погромы» и безнаказанные убийства. В Библии есть по меньшей мере одно описание избиения мирных жителей, неспособных оказать сопротивление:

И послушались Еммора и Сихема, сына его, все выходящие из ворот города его: и обрезан был весь мужеский пол,- все выходящие из ворот города его. На третий день, когда они были в болезни, два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли каждый свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол; и самого Еммора и Сихема, сына его, убили мечом. (Быт 34:24-26)

Легко убедиться, что при описании пуримских событий Библия говорит похожим языком:

И избивали Иудеи всех врагов своих, побивая мечом, умерщвляя и истребляя, и поступали с неприятелями своими по своей воле… и умертвили в Сузах триста человек. (Есф 9:5, 15)

Однако важно привести еще одно библейское свидетельство:

И прочие Иудеи, находившиеся в царских областях, собрались, чтобы стать на защиту жизни своей и быть покойными от врагов своих, и умертвили из неприятелей своих семьдесят пять тысяч. (Есф 9:16)

Согласно данному стиху, евреям, несмотря на перемены во дворце, по-прежнему угрожала опасность. Впрочем, это неудивительно, ведь предыдущий царский указ об «окончательном решении» так и не был отменен, «ибо письма, написанного от имени царя и скрепленного перстнем царским, нельзя изменить” (Есф 8:8)! Все, чего смогли добиться Мордехай и Эстер, это права на вооруженную самооборону, а также дружественного нейтралитета власть имущих: «Царь позволяет Иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей ” (Есф 8:11). Так что с большой вероятностью 13-14 адара происходили не «погромы», а столкновения евреев с вооруженным противником, имевшим возможность оказать сопротивление.

Разумеется, в Книге Есфири есть места, вызывающие этический протест: например, странная просьба Эстер повесить сыновей Амана, которые, согласно тексту, ни в чем не были замешаны и пострадали исключительно как «члены семьи изменника родины». Впрочем, и здесь следует помнить, что эту жестокую просьбу высказали люди, почти год жившие под угрозой геноцида. К тому же речь шла о семействе человека, который хладнокровно планировал «убить, погубить и истребить всех Иудеев, малого и старого, детей и женщин в один день» (Есф 3:13). Боюсь, что в подобных обстоятельствах мало кто смог бы проявить достойное великодушие.

Таким образом, подавляющее большинство антисемитских инвектив против праздника Пурим либо прямо противоречат библейскому тексту, либо являются его вольной интерпретацией. Их авторы, с большой вероятностью, сначала составили свое мнение «о евреях и их лжах» и лишь затем вычитали в Книге Есфири то, что им было нужно.

И последнее: в традиционном еврейском пуримском дискурсе есть, на самом деле, весьма провокационные моменты. Однако, насколько я знаю, антисемитский пуримский «мидраш» их не замечает. Как сказали ученики знаменитому мудрецу, ловко отбрившему нееврея с его неудобным вопросом: «Этого ты отогнал соломинкой – а что ты ответишь нам?»(http://www.booknik.ru)


В избранное