Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Japanese Dolls

  Все выпуски  

Инари - японская богиня плодородия



Инари - японская богиня плодородия
2013-02-26 23:19


Инари - японская богиня плодородия

Инари (Inari Okami) - богиня плодородия и исцеления в японском пантеоне синто, она является так же покровителем воинов и кузнецов, актеров и проституток, пожарных и рыбаков. Инари известна еще как ками удачи, изменения, преобразования и границ, она выступает и как покровитель торговли. Официально поклонение ей в Японии началось в 711 году, но ученые полагают, что это случилось за много веков до этого. Ее первым местом поклонения были горы Инари, которые являются самым южным пиком цепочки Хигасияма на востоке Киото. Они состоят из трех мягко округлых пиков, которые поднимаются на 700 метров над уровнем моря и покрыты густыми кедровыми лесами. Сегодня более чем одной трети всех синтоистских святилищ в Японии посвящены богине Инари, это примерно 32 тысячи храмов, больше, чем любому другому божеству синто. Поклоняются ей даже в буддийских храмах.



Художник Ogata Gekko,
Инари и её лисы помогают кузнецу Мунэтике ковать клинок когицунэ-мару, 1887 год
Университет Васэда, Театральный музей

Инари является очень сложным божеством, она может изображаться как в образе мужчины, так и женщины. Самые популярные образы Инари - молодая девушка, старик, нагруженный рисом, и андрогинный бодхисаттва. Ни один из этих взглядов не является единственно верным, пол божества варьирует в соответствии с местными традициями и личными верованиями. Из-за тесных ассоциаций с кицунэ Инари часто представляется людьми в образе лисы, но синтоистские и буддийские священники отрицают правильность таких представлений. Первоначально Инари была бесполой, но с течением времени она стала ассоциироваться с женщиной из-за ее статуса как божества плодородия, а буддийские традиции сделали Инари мужчиной, обычно это очень мускулистый старик высотой восемь футов. Самыми популярными представлениями Инари являются молодые женщины. В женской форме богиня Инари изображается как очень красивая девушка с длинными, распущенными волосами и в сопровождении белой лисы или даже верхом на ней. Иногда образ Инари отождествляется с другими мифологическими персонажами, например, с богиней Тоёукэ (Toyouke).



Художник Утагава Куниеси,
Отаке и ведьма ада пьют сакэ, их обслуживает богиня Инари, около 1849 года

Женский аспект Инари часто отождествляется или сливается с буддийским божеством Дакинитэн (Dakiniten) - японским вариантом индийской дакини, а также с богиней Бэндзайтэн - одной из семи богов счастья. Дакинитэн изображается в виде женщины или бодхисаттвы, летящих на белой лисе. Единственное различие между лисами Дакинитэн и Инари, что иногда лисы Дакинитэн являются крылатыми. Связь Инари с буддизмом могла возникнуть в VIII веке, когда буддийский монах Кукай, основатель школы Сингон, возглавил храм То-дзи в Киото и в качестве покровителя храма выбрал Инари. Поэтому Инари и сейчас ассоциируется со школой Сингон. Инари часто почитается как собирательный образ трёх божеств (Инари сандза), иногда их число увеличивается до пяти ками (Инари годза), состав этих божеств не был постоянным, в разных храмах в него включались различные ками - Идзанаги, Идзанами, Вакумусуби, Уканомитама, Сарутахико, Омияномэ, Танака, Укэмоти и другие.



Художник Утагава Куниеси,
Ведьма из ада танцует под музыку Отаке и Инари, 1847 год

Культ Инари широко распространён среди японцев, прежде всего как связанный с земледелием. С развитием торговли и денежного обращения это божество стало широко почитаться и среди горожан как приносящее удачу в торговых делах, обогащение. С Инари связан народный культ лисы, считающейся ее посланцем или даже воплощением. Для Японии лиса кицунэ имеет куда больший смысл, нежели чем просто разновидность псовых. В японском фольклоре эти животные обладают большими знаниями, длинной жизнью и магическими способностями. Главная среди них - способность принять форму человека, лиса, по преданиям, учится делать это по достижении определённого возраста, обычно сто лет, хотя в некоторых легендах — пятьдесят. Кицунэ обычно принимают облик обольстительной красавицы, симпатичной молодой девушки, но иногда оборачиваются и стариками. Кицунэ могут искривлять пространство и время, сводить людей с ума, или принимать такие нечеловеческие или фантастические формы, как деревья неописуемой высоты или вторая луна в небе. Сила кицуне измеряется количеством хвостов, от 1 до 9, которое зависит от возраста и силы лисы. Лиса способна обращаться в прекрасных женщин и обманывать людей, отбирая их силу. Считается, что лиса входит в женщину через грудь или под ногти, где и живет своей собственной жизнью, периодически заставляя человеческое тело говорить не своим голосом и совершать не всегда логичные поступки. В одержимости, дьяволом одной из причин называют пагубное влияние лисицы, которая овладевает исключительно женщинами из бедного сословия склонными к суевериям.



Художник Утагава Куниеси,
Бог Инари и ведьма ада играют в перетягивание каната, 1847 год

Важные символы Инари - лиса и драгоценный камень, исполняющий желания. Обычно Инари держит в руках один из следующих предметов - пучок риса, серп, меч, драгоценность или ключ. Последние два также можно найти и в сопровождающей ее лисе - на ее теле, во рту, на хвосте или под ее передними лапами. Другая принадлежность богини, хотя и малоизвестная, - хлыст, которым Инари могла сжигать крестьянские посевы риса. Другие символы Инари включают красные тории, красный зал поклонения, рок алтарь, кедр и жареный тофу. Статуэтки лисы можно приобрести в магазинах возле синто святынь, в том числе продают талисманы, которыми украшают брелки, блокноты, монеты, кошельки, плюшевые игрушки и прочее. В отличие от каменных версий лисы, плюшевые талисманы не считается священным. Ее главный символ, лиса, не упоминается примерно первые триста лет своего поклонения. Также нет никакого свидетельства, как лиса стала ее посланником. Самое распространенное мнение, что, поскольку многих лис видели в полях, когда пришло время сажать рис, что лиса стала рассматриваться как глашатай для ками. Поскольку лисы питаются преимущественно мышами и грызунами они помогают защитить рис. Визуально цвет красной лисы очень похож на цвет созревшего риса и их хвост напоминает сноп риса. Традиционная народная история гласит, что первоначально лиса съела созревший рис и это так разозлило богиню, что Инари наложила обет на лису для защиты урожая. После этого лиса стала посланником Инари.



Художник Утагава Куниеси,
The broom tree, The foxwife Kuzunoha, 1843 /1847 годы

Другой главный символ Инари - драгоценный камень, исполняющий желания. Камень, как говорят, круглый, белого цвета и размером с мандарин. Он излучает мягкий свет, а ночью светится ярко, как свеча. Драгоценный камень может присутствовать чаще всего с лисой. Лисий огонь также считается формой драгоценности, его иногда называют "огненной жемчужиной". Эта жемчужина часто описывается западными писателями, как "груша с тремя пламенем, выходящими из нее". Основной задачей лисьего огня является выполнение любого желания, он может предоставлять владельцу огня богатство. Жемчужина также предоставляет духовное богатство и прекращение желания, если вы будете иметь все, что вам нужно. Драконы также попадают под влияние Инари. Многие люди, столкнувшись с ее видением, описывают богиню в форме дракона. Драконы также несут ее драгоценность, только вместо белого или перламутрового, драгоценный камень часто светится золотым светом и похож на топаз или цитрин. В целом, это помогает сбалансировать Инари в четырех элементах, лисы, связанные с землей, где они живут, с огнем сексуальности и плодовитости. Дракон связывает ее воздухом и водой, общим местам обитания для драконов. Основная разница в том, что люди могут путешествовать в царство дракона и возвратиться обратно. Человек может отправиться и в царство лиса, но при этом он должен вступить в отношения с лисой и назад уже не возвращается.



Utagawa Hiroshige, Fox Fires on New Year's Eve at Shozoku Enoki Tree

Работа Андо Хиросиге "Лисьи огни у Железного дерева переодеваний в Одзи" фантастична, совершенно нереальна и таинственна, хотя место, изображенное в ней, вполне конкретно. Это поля Сёдзоку, расположенные в непосредственной близости от деревни Сёдзоку-мати, крыши домов которой виднеются в правой части гравюры. Где-то неподалеку располагалось святилище Одзи Инари, которое являлось главным среди храмов Инари в восьми префектурах, образующих район Канто. Внимание зрителя привлекает дерево железное дерево эноки, в центре листа и множество лисиц кицунэби с таинственными огоньками, которые поддерживались их дыханием. По поверью, в последнюю ночь года лисицы всех провинций собирались в Одзи, у дерева эноки, чтобы принять облик придворных дам, а затем отправиться в святилище Инари. Поэтому другое название дерева - сёдзоку, что означает «переодевание». Семнадцать лисиц светло-оранжевого цвета с яркими язычками пламени, выделяются на фоне темного пейзажа, Силуэты лисиц изящны и грациозны, они вот-вот превратятся во фрейлин мёбу. Справа мерцают огоньки других приближающихся лисиц. Язычки пламени кицунэби - желто-оранжевые и четко выделяются на темном фоне. Ниже - флеш анимация этой работы Хиросиге.







Мико - служительницы синтоистских храмов

Есть два пути, чтобы поговорить с Инари. С ней можно связаться либо через сны или через мико (miko) - служительниц синтоистских храмов, которые работает с мистическими и магическими аспектами ками. Во время периода Камакура мико нищенствовали, приходилось подрабатывать проституцией, а Инари покровительствовала проституткам, но позже мико были обязательно девственницами. Эти девушки носят белое хаори и ярко-красную юбку, они очень привлекательны и сексуальны, сейчас мико подрабатывают студентки из колледжа и вопрос о девственности отпал как-то сам собой. Мико исполняют свои священные танцы, чтобы помочь успокоить духов и они же также помогают священникам связываться с лисами кицунэ. Здесь надо иметь в виду, что не все лисьи духи находятся под опекой Инари, есть некоторые нейтральные кицунэ, а также злонамеренные кицунэ. И не все лисы являются божественными посланниками. В последнее время мико начали выполнять новую роль в качестве ikigami - живой ками. Это когда происходит воплощение божества в теле живой женщины. Поэтому, если вам повезет пообщаться с мико, возможно, вы будете говорить или заниматься сексом с самой богиней, как и многие другие боги, Инари всегда говорит с теми, кто обращается к ней с чистым сердцем.



Художник Утагава Куниеси,
Явление богини Инари воину



Художник Shoson Ohara,
Посланник Инари, начало 20 века



Художник Берта Лум,
Богиня Инари, 20 век



























В избранное