Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Japanese Dolls

  Все выпуски  

Сайкэй - искусство миниатюрного ландшафта



Сайкэй – искусство миниатюрного ландшафта
2012-09-28 21:20


Сайкэй – искусство миниатюрного ландшафта

У японцев всего три основных классических искусств - это искусство чайной церемонии садо (sado), искусство рафинирования запахов кодо (Kodo) и искусство составления букетов кадо (kado), или икебана (ikebana). Но традиционных видов искусств в Японии, конечно, больше и одно из них называется бонкэй. Это искусство имеет китайские корни, в Поднебесной его аналог носил название пенжин, что означает пейзаж на подносе. Согласно преданиям, более двух тысяч лет тому назад первый император Китая Цинь Шихуанди (259—210 гг. до Р.Х.) пожелал, чтобы ко двору доставили миниатюрные пейзажи всех провинций. С тех пор создание рукотворных миниатюрных пейзажей вошло в моду. В VII веке китайское посольство преподнесло несколько пенжинов в дар японской императрице Суйко (554 — 628), в Японии эти пейзажи и получили название бонкэй. По мере своего развития это искусство разделилось на несколько направлений - бонсэки, суйсэки, бонсай и сайкэй. Если о трех первых искусствах я уже рассказывал, то сегодня речь пойдет об искусстве миниатюрного ландшафта сайкэй (Saikei).



Сайкэй - это миниатюрный ландшафт в мелком блюдце, представляющий собой природный пейзаж. В структуру сайкэй входят три базовых элемента - деревья, скалы и различные типы почвы в гармоничном сочетании, иногда еще вода. Это искусство имеет большую историю, миниатюрные ландшафты изображены на свитках, датируемых тринадцатым и четырнадцатым веком, в них проглядывается связь с китайскими пейзажами. Но современная школа сайкэй была создана японцем Тосио Кавамото (Toshio Kawamoto) в 1960-е годы. Это относительно молодой вид искусства, но в Японии довольно популярен, в стране есть институты и ассоциации, посвященные сайкэй. Этот вид искусства отличается от бонсай главным образом тем, что в нем есть не только деревья, но и скалы, а также различные типы почвы, иногда в композиции также включают крошечные дома и мосты. Часто различные типы, виды деревьев разного возраста высаживают вместе, а в бонсае обычно используется только один вид деревьев плюс иногда мох. Сайкэй концентрируется на природных ландшафтах, а не на характере отдельных деревьев как в бонсае. Искусство бонсэки и бонкэй также изображают миниатюрные пейзажи в лотках, но они обращаются к неживой природе (камни, песок, глина) и не включают живые деревья. В бонсэки просто изображены пейзажи на плоских лотках с использованием песка и камней. В бонкэй скалы формируются в холмы и горы поднимающимися из земли материалами, такими как песок и гравий. Миниатюрные фигурки людей, животных, здания и другие наружные элементы могут быть размещены на бонкэй, но они неуместны на сайкэй.



Техника выращивания, формирования и ухода за миниатюрными деревьями, используемая в сайкэй, та же, что и в бонсай. В сайкэй, как правило, используются трех-, четырехлетние растения, выращенные из семени. Когда деревца перерастают масштаб созданного пейзажа, их перемещают в другой пейзаж или пересаживают для того, чтобы культивировать уже как бонсай. Подходящими растениями для сайкэй считаются так же саженцы и мамэ-бонсай. В сайкэй те же стили и формы деревьев, что и в бонсай - строго вертикальный, каскадный, стиль упавшее дерево, растущие на скале и т.д. Камни выполняют очень важную функцию в сайкэй, используются все их виды, а их формы определяют стиль миниатюрного пейзажа. Тосио Кавамото разделил камни на несколько видов - горные, островные, полуостровные, речные, холмистые, одинокий берег и другие. Деревья могут появляться поодиночке или группами в любое подходящее место в ландшафте, даже по бокам и на вершинах скал представляют горы или холмы. Для сайкэй подходят большие плоские блюда нейтральных, успокаивающих тонов.



Сайкэй – это искусство создания живого ландшафта в миниатюре. Этот вид искусства подразумевает обращение мастера к живой природе, а, следовательно, к темам смен времен года и соответственно - жизненных циклов человеческой жизни, изменчивости мира. В отличие от цветочных композиций икэбана, в силу ее недолговечности, где основополагающей является тема сиюминутности и бренности бытия, сайкэй говорит скорее о стойкости, возрождении и бессмертии, он отражает моральные и эстетические принципы мастера.





























Сайкэй получил распространение и на Западе, очень часто здесь включают фигурки животных и людей, популярна тема Рождества. Эту фотографию, вероятно, я стащил с англоязычного, а не японского блога. Строго говоря, для японцев это не сайкэй, а бонкэй.















В избранное