Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Japanese Dolls

  Все выпуски  

Рейдерский поход на Карафуто в 1806 /07 годах



Рейдерский поход на Карафуто в 1806 /07 годах
2012-04-13 21:37



Николай Резанов, один из руководителей первой русской кругосветной экспедиции и совладелец частной Российско-американской компании, в 1806 году прибыл в Калифорнию для того, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске. Его полюбила 16-летняя Кончита Аргуэльо, с которой они обручились. Резанов был вынужден вернуться на Аляску, а затем ехать к императорскому двору в Санкт-Петербург, чтобы выхлопотать разрешение на брак с католичкой. Однако по дороге он тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 43 лет. Кончита не верила доходившим до нее сведениям о смерти жениха. Только в 1842 английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели. Поверив в его смерть лишь тридцать пять лет спустя, она дала обет молчания, а через несколько лет приняла постриг в доминиканском монастыре в Монтеррее, где провела почти два десятилетия и скончалась в 1857 году. Спустя еще два века, произошел символический акт воссоединения влюбленных, в 2000 года шериф калифорнийского города Бениша, где похоронена Кончита Аргуэльо, привез в Красноярск горсть земли с ее могилы и розу, чтобы возложить к белому кресту, на одной стороне которого выбиты слова Я тебя никогда не забуду, а на другой — Я тебя никогда не увижу.




Рейдерский поход на Карафуто в 1806 /07 годах

Когда встает вопрос об истории российско-японских отношений, японские авторы обязательно начинают с российского рейдерского похода на острова Карафуто, Итуруп и Рисири в 1806 /07 годах. Самым важным по своим последствиям фактом в истории первых контактов России с Японией считается экспедиции лейтенанта Николая Хвостова (1776—1809) и мичмана Гавриила Давыдова (1784—1809) против северных японских островов. Этот пиратский рейд был организован Николаем Резановым (1764—1807) - главой и совладельцем частной Российско-американской компании, управляющей российскими колониями в Америке. Калифорнийских земель ему показалось мало, и он, обиженный на японцев за провальную дипломатическую миссию, покупает корабли "Юнона" и "Авось" и дает своим подчиненным тайную инструкцию по организации пиратства в японских землях. Потом он одумался, отправил вторую инструкцию, отменявшую первую, но лихие морские офицеры, прикомандированные к частной компании, уже высадились на Сахалин, подняли там русский флаг и объявили Сахалин русским владением. Японцы же решили, что Россия объявила им войну. Трогательная история о чистой и светлой любви, воспетая в нестареющем мюзикле "Юнона и Авось", выглядит настолько искренней и настоящей, что мы уже третий десяток лет сценический вымысел не отделяем от исторических реалий. Но в исторической памяти японцев "Юнона" и "Авось" вместе со своими командирами до сегодняшнего дня воспринимаются как символ разбоя, ведь русские моряки поджигали дома, насиловали и грабили население. Этот инцидент отрезвил японцев, которые, уповая на закрытие страны, пребывали в благодушном настроении, и породил вполне определенное чувство страха перед Россией.









Посольство Николая Резанова в Нагасаки

Вопреки распространенному мнению японская изоляция не была абсолютной, хотя внешняя торговля была существенно ограничена. Только Китаю, Корее, Рюкю, Голландии и некоторым странам Юго-Восточной Азии было разрешено посылать торговые суда в Японию. России в числе этих стран не было, поэтому с назначением на должность председателя Российско-американской компании графа Николая Резанова, человека решительного и энергичного, решено было снарядить первую русскую кругосветную экспедицию на судах «Надежда» (командир Крузенштерн) и «Нева» (командир Лисянский) и посетить во время кругосветки Японию для установления дипломатических и торговых отношений. В 1804 году Николай Резанов прибыл в Нагасаки, но японцы, опасаясь колонизации страны, встретили нежданных гостей настороженно и на постоянные контакты с Россией на государственном уровне не пошли. После полугода проволочек Николай Резанов покинул Нагасаки с пустыми руками.

Обычно к числу причин неудачи посольства Николая Резанова, кроме опасений Японии за свой суверенитет, относят интриги голландцев, не желавших появления конкурентов. Но есть еще и другие причины, например, разность менталитета. Русские во многих случаях совершенно неправильно представляли себе поведение японцев и давали действиям последних совсем не тот смысл, какой они имели в действительности. Кроме того, русские не могли предложить партнеру достойного товара в обмен на его продовольствие. Имелись только меха и рыба, но меха не пользовались спросом, а рыбу в достаточном количестве японцы вылавливали сами не только для употребления в пищу, но и для удобрения рисовых полей. Да и адмирал Адам Иоганн фон Крузенштерн, руководитель кругосветки, считал, что Николай Резанов отстаивал больше интересы своей компании, а не России.



Японская карта острова Карафуто и архипелага Тисима

Японская неудача избалованного успехом графа сильно задела, досада оказалась настолько сильной, что Николай Резанов принял решение добиться цели любой ценой. По его указанию был куплен у американского предпринимателя фрегат «Юнона» и построен тендер «Авось», командирами которых он назначил работавших в РАК по контракту флотских офицеров лейтенанта Николая Хвостова и мичмана Гавриила Давыдова, которых снабдил секретной инструкцией, предписывающей разорить японские фактории и поселения в районе губы Анива, истребить японцев и брать их в плен.



Японский пост в бухте Сирануси в 4-х км северо-западу от мыса Крильон, 1799 год

Остров Карафуто протянулся почти на тысячу километров вдоль евразийского материка, от которого его отделяет лишь пролив Мамия шириной 7,3 км. Здесь уникальная и почти девственная природа. История освоения и колонизации острова японцами началась в конце XVII века с появлением первых сторожевых застав и торговых пунктов, основанных княжеством Мацумаэ. Остров был назван японцами Кита-Эдзо, то есть Северный Эдзо (Хоккайдо). Первое японское поселение Отомари на юге острова появилось в 1679 году. Стычки с айнами и высадка русских в Сяуни в 1789 году очень обеспокоили княжество Мацумаэ, в 1790 году японцы основывают места меновой торговли в Сирануси, складов в Кусюнкотане (Корсаков) и Ниси Тоннае (Холмск). В 1799 году Карафуто был передан под непосредственное управление правительством Бакуфу, здесь были размещены гарнизоны самурайских кланов Намбу и Цугару (префектура Аомори). Для японцев, проживающих здесь, появление русского военного корабля "Юнона" с не мирными целями было полной неожиданностью.



Зарисовка членов экспедиции Резанова с сайта музея г. Ямагути

Фрегат «Юнона» достиг губы Анива осенью 1806 года, и Николай Хвостов высадился на берег. Айнов задобрили подарками и безделицами, а на старшину селения надели медаль на Владимирской ленте. Сахалинские айны вряд ли поняли процедуру награждения и посвящения их в российское подданство. Впрочем, их понимания никто и не спрашивал. Японцы встретили русских приветливо, накормили моряков, а далее начался грабеж и насилие со стороны русских. Такая же история повторилась весной следующего года, и не только на Сахалине, но и на Курилах. Нагрузившись награбленным, «Юнона» и «Авось» летом 1807 года прибыли в Охотск. Однако здесь Хвостова и Давыдова встретили неласково, русские пираты были арестованы за лихоимство, против них начато следствие. Подследственные, однако, сумели бежать из-под стражи и добраться до столицы. При дворе разыграли японскую карту, с подачи министра иностранных дел и коммерции графа Румянцева морских разбойников оправдали.



Модель бригантины "Юнона"

Бригантина "Юнона" и тендер "Авось" - известные российские парусники, совершившие под командованием лейтенанта Николая Хвостова в 1806-07 годах рейдерский поход на Сахалин и Курилы. Это плавание и название кораблей стали сюжетом первой российской рок-оперы "Юнона" и "Авось". Бригантина "Юнона" - судно с двумя мачтами и прямыми парусами, представляла собой 12-пушечную бригантину американского типа, на корабле также были установлены 4 крупнокалиберных фальконета. Построена бригантина по заказу американского судовладельца Вульфа на верфи в городе Охотск из местных материалов, вероятно, за образец были взяты хорошо зарекомендовавшие себя в войне за независимость Северо-Американских Штатов балтиморские шхуны. РАК приобрела судно в 1805 году, когда корабль прибыл с грузом продовольствия в Ново-Архангельск (совр. Ситка) на Аляске. Тендер "Авось" - одномачтовое судно с косыми парусами, вооружен 8 пушками. Корабль был переоборудован из приобретенной быстроходной балтиморской шхуны, отличавшейся очень современными на тот момент обводами корпуса. Тендер был построен на верфи города Ново-Архангельск, США. Кроме рейдерских походов корабли "Юнона" и "Авось" использовались для охраны русских владений в Северной Америке и на Дальнем Востоке, а также для охраны рыбных и пушных промыслов. Вследствие постоянных напряженных плаваний в северной части Тихого океана срок службы их был незначительным.




На переднем плане бригантина "Юнона", на дальнем "Авось" в рейдерском плавании
у берегов Сахалина, работа современного сахалинского художника



Американская шхуна "Lynx"



Американская шхуна "Lynx"

Корабли «Юнона» и «Авось» в 1810 году затонули вместе со всеми экипажами во время шторма у берегов Камчатки и Аляски. Достоверных изображений «Юноны» нет, но это была не очень мощная боевая единица, балтиморские шхуны, кроме торговых плаваний, использовались, в основном, для пограничной службы и борьбы с браконьерами. У американцев есть каперская шхуна "Lynx", они воссоздали свой старый корабль. "Lynx" по типу является балтиморской шхуной и с большой долей достоверности соответствует бригантине "Юнона". Прототип корабля был построен на верфи Балтимора в 1812 году, как сугубо торговое судно. И даже "Lynx" успел совершить один рейс во Францию, в Бордо, но после этого был задействован в обороне побережья Америки от англичан. Британский флот блокировал в то время американские порты и шхуна "Lynx" занималась каперством, то есть морским разбоем и пиратством на английских торговых коммуникациях. Балтиморские шхуны идеально подходили для каперских операций. Они были очень быстроходные, маневренные, не требующие для управления многочисленного экипажа, легко нагоняли английские корабли и также легко могли убежать от более сильных военных кораблей. В 1813 году англичане все же захватили "Lynx" и включили шхуну в состав своего флота, где она проплавала до 1820 года. В 1999/2001 годах американцы воссоздали корабль, сейчас "Lynx" участник всех заметных парусных фестивалей и морских праздников в Америке. Ниже видео показывает жизнь этого корабля.





В 1808 году русско-американская компания предприняла попытку основать свои собственные поселения на Сахалине. Но не хватало судов, способных доставлять колонистов на Сахалин. Осенью 1809 года в Санкт-Петербург приехал американский судовладелец Вульф, у которого РАК в свое время приобрела фрегат «Юнона». 14 октября Хвостов и Давыдов посетили американца на Васильевском острове, в гостях засиделись и не успели вовремя вернуться на Петроградскую сторону. Вероятно, хорошо пьяные, они хотели перескочить через разводившийся мост, но утонули в холодной Неве.
 
Но остались записки Гаврила Давыдова «Двукратное путешествие в Америку...», которые рассказывают о подлинных приключениях капитанов кораблей «Юнона» и «Авось». Это сочинение в двух частях является отчётом автора о проделанном пути и содержит множество ценных фактов о Северо-Западной Америке. По приглашению Николая Резанова мореплаватель Николай Хвостов соглашается принять участие в путешествии в Америку на судах Русской Американской компании. Согласно именному указу морские офицеры могли поступать на службу торговых обществ, не покидая военную службу. С согласия Резанова Николай Хвостов вместе со своим молодым приятелем мичманом Гаврилой Давыдовым (1780-1809) вступают в Американскую компанию и отправляются в Америку, предварительно совершив далекий переезд сухим путем из Петербурга в Охотск. Это и было первое путешествие в Америку, упомянутое в названии книги. Спустя два года друзья вернулись на родину, намереваясь продолжить службу во флоте, однако не смогли устоять перед очень выгодным предложением со стороны Русской Американской компании и вновь отправились за океан в мае 1804 года. Судьба вновь свела молодых людей с графом Николаем Резановым, который, отправляясь в путешествие в Калифорнию, передаёт под начальство Николая Хвостова судно «Юнона», а Гаврилу Давыдову поручает судно «Авось». В 1808 году Хвостов и Давыдов возвратились в Россию, однако всего год спустя вместе трагически погибли во время несчастного случая на Неве. К этому времени в свет вышли только восемь листов первой части заметок Гаврила Давыдова, а вторая и вовсе находилась в черновых записках и письмах к приятелям. Впоследствии рукописные материалы для публикации собирал вице-адмирал Шишков, автор предисловия.

***
Автор: Давыдов Гаврил Иванович
Название: Двукратное путешествие в Америку морских офицеров Хвостова и Давыдова, писанное сим последним
Издательство: Морская типография
Год: 1810
Формат: txt
Формат архива: RAR
Размер архива: 186 КБ


После первого русско-японского вооруженного конфликта ни одна из сторон не пыталась увеличить сферу своего влияния на Сахалине и Курильских островов до середины 1840-х годов. Острова к северу от пролива Фриза остались в русском владении, а острова на юг (Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа Хабомаи) - в японском владении. На Сахалине Япония контролировала южную часть острова. Будучи убежденным, что нет дальнейшей угрозы со стороны России, японское правительство потеряло интерес к Сахалину и Курилам в течение длительного времени. В 1814 году Япония вывела свои войска и в течение многих лет японская деятельность к северу от Хоккайдо была ограничена лишь частной торговлей. При отсутствии реальной угрозы с севера японскому правительству было жалко денег, которые были необходимы для колонизации Сахалина и Курил. В русской части Курил в 1820-е годы Русско-американская компания увеличила свою деятельность, признав, что жизнь коренного населения этих островов айну негативно влияет на экономическую деятельность Компании, наши бизнессмены организовала переселение на Курилы этнических русских, алеутов и камчадалов. Новые колонисты занимались охотой на пушного зверя, прежде всего это морская выдра, торговлей, рыболовством и сельским хозяйством.




В избранное