Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Japanese Dolls

  Все выпуски  

Морская выдра или Почему русские и американцы открыли Японию



Морская выдра или Почему русские и американцы открыли Японию
2012-02-01 20:46


Морская выдра
или Почему русские и американцы открыли Японию

Этого зверя русские называли морской бобр, иногда - камчатский бобр или морская выдра. Затем в русский язык вошло слово калан, заимствованное с корякского языка. Айны называют его трачка, а японцы - ракко. Изначальный ареал обитания каланов был обширный, это северное побережье Тихого океана от Калифорнии вдоль западного побережья США, Канады, Аляски, далее - Алеутские и Командорские острова, Камчатка, Курилы, вплоть до северной части японского острова Хонсю. Раньше остров Уруп на Курилах на японском языке назывался Rakkoshima, то есть "остров каланов". Эта морская куница очень симпатична, дружелюбна и доверчива. Каланы имеют очень красивый и густой мех, ведь у них, в отличии от тюленей или китов, нет подкожного слоя жира, а тепло сохраняется только от меха. Из-за своего миролюбия и хорошего меха почти все каланы были истреблены в XVIII—XIX веках. Но благодаря каланам Япония была открыта русскими и американцами.




Форт-Росс, Калифорния

Исторически русские активно участвовали в торговле пушниной, а с XVI века в связи с возникновением торговли с Европой важнейшей статьёй дохода казны России становится пушнина. Отсюда - экспансия русских на восток, колонизация Сибири, ведь соболь не встречался в границах Московии, но обитал от Урала до Тихого океана и на Хоккайдо, а его шкурки на аукционе в Лондоне очень ценились. Соболь тоже куница, а во время экспедиции Витуса Беринга русские колонизаторы увидели морскую куницу на Командорских островов, где провели зимовку. За время зимовки моряки регулярно охотились на морского бобра, который очень доверчиво и дружелюбно относился к человеку и становился лёгкой добычей. Экспедиция Беринга доставила в Санкт-Петербург свыше 900 шкурок каланов, их мех, поступивший на аукционы Лондона, за свои прекрасные качества был очень высоко оценён в Европе, а добытые шкурки окупили всю экспедицию. С этого момента начался регулярный и бесконтрольный отлов каланов по всей зоне их обитания, купеческий капитал устремился на Камчатку, Курильские острова и Аляску. Русскими купцами была организована колониальная акционерная частная Российско-Американская компания, которая стала владельцем обширной территории под названием Русская Америка. Основатель компании предприниматель и организатор пушного промысла Григорий Шелихов строит города и поселения вплоть до Калифорнии, но главная его задача - добыча пушнины, в первую очередь - калана. Даже Александр Баранов, управляющий российскими колониями в Америке, не занимал никаких государственных постов, а получал жалование в частной Российско-Американской компании, которая основывала форты в наиболее благоприятных для охоты местах и организовывала транспортировку добытых шкурок в Европу. Эта коммерческая структура была тогда супердоходной для бюджета России. Прибыльность превышала 1000% в год, основная статья дохода - продажа ценного меха пушного зверя - котика и калана. За одну шкуру калана на рынке давали 20 собольих.



Капитан Джеймс Кук и его команда охотится на моржей, 1778 год,
Художник Джон Уеббер (John Webber), Гринвич, Национальный морской музей

Английская экспедиция Джеймса Кука, которая исследовала Аляску в поисках северного пути из Тихого океана в Атлантический, добыла несколько шкурок калана в 1778 году. На обратном пути, в 1779 году, Кук погиб на Гавайских островах, однако его команда, зайдя в китайский порт Кантон, выяснила, что китайцы согласны платить за шкурки каланов огромные деньги. После распространения этого известия к истреблению каланов подключились англичане и американцы. Эта большая картина расстрела моржей была написана после возвращения Джона Уэббера в Лондон после третьего путешествия Кука в 1776/80 годах, где он был официальным художником экспедиции. Картина была показана в Королевской Академии Лондона в 1784 году. Как считают англичане, эта картина подчеркивает бесстрашный характер экспедиции, путешествие в неведомое и конкурс между человеком и природой. На самом деле, моржи, как и каланы, безвредны и миролюбивы, а на картине изображен расстрел беззащитных животных.

***

В монастыре коров
бревном расплющен день
усатый Безголов
редеет за предел

и рдеет лысый флаг
влача останки туш
и каменный дурак
кидается под душ

где кит остервенел
скитаньем обездуш
и мальчик не у дел
пьет кровь из ржавых круж

там настигает свет
намеком на нутро
и постигает бред
последнее метро

и глупый крановщик
считает до пяти
и настигает крик
охотника в пути

и лапотник в фонарь
вставляет фотовспыш
и филин как букварь
карабкается в тишь

имея тишь да гладь
молчит дырявый труп
сыр катится в кровать
из неслучаных рук.

***
© Алина Витухновская



Бриг "Леди Вашингтон" в Morro Bay, Калифорния
 
Все мы слышали о коммодоре Мэтью Перри (1794 - 1858), который под дулами пушек заставил Японию после двухвековой самоизоляции открыться миру. После этого в стране провели модернизацию экономической и политической систем, за пол-века Япония вошла в число передовых государств. Поэтому благодарные японцы поставили командору памятник и почитают его чуть ли не как национального героя. Во всяком случае Мэтью Перри является самым известным американцем в Японии, о нем практически знают все 100% населения страны, в то время как в самой Америке имя коммандора не известно широкой публике. Но Перрри не был первым американцем, побывавшим в стране Восходящего солнца. Хотя Япония давно интересовала американцев, до середины 19 века попытки установить торговые и политические контакты с Японией были не очень успешными. Американцы знали о Японии из европейских источников, в основном от голландцев. Американцы начали активно торговать с Китаем, шкуры морских котиков и каланов обменивались на шелк, чай и фарфор. Через Китай в Америку стали попадать и японские товары, где они высоко ценились. Страна лежала на пол-пути между Сан-Франциско и Китаем, поэтому американские торговцы все пристальней присматривались к китайскому соседу. Движущим мотивом коммерческого интереса американцев к Японии стал промысел морского зверя и торговля шкурками убитых каланов, котиков и моржей. Благодаря действиям Русско-американской компании, которая занималась промыслом каланов в Калифорнии, корякское слово калан вошло также в английский язык (kalan), но сохранилось в употреблении лишь до конца XIX века. Сейчас в английском языке каланы называются sea otter (морскими выдрами).



Капитаны Джон Кендрик и Роберт Грей

Исследователь из Новой Англии Джон Кендрик (1740-1794) был одним из первых, кто возглавил экспедицию и вместе со своими товарищами по торговле мехом первым открыл торговлю между Северной Америкой и Китаем. Джон Кендрик выходил в море с раннего возраста, в возрасте 20 лет он был занят в китобойном промысле в бассейне Св. Лаврентия, затем в Новой Англии участвовал в прибрежной торговле. В 1787 году Джон Кендрик возглавил торговую экспедицию, которую организовал купец из Бостона Джозеф Баррелл, в составе двух кораблей - Columbia Rediviva и Lady Washington. Джон Кендрик был капитаном "Колумбии", а бригом "Леди Вашингтон" командовал капитан Роберт Грей (1755 - 1806). Экспедиция покинула Бостон в сентябре 1787 года, корабли обогнули Мыс Горн и в Тихом океане продолжили плавание к побережью Калифорнии. У Кендрика был шанс заработать целое состояние для себя и своих владельцев. Северо-западном побережье было раем для трейдеров меха. Для примера, закупив железа в Бостоне на сумму около $ 100, они купили 200 шкур каланов, которые оценивались в $ 8000 в Китае. Кстати, тогда курс доллара был на несколько порядков выше, чем сейчас.



Капитаны Джон Кендрик (1740-1794)

В июле 1789 года Кендрик обменялся с кораблем Грея, "Колумбия" отплыла в Китай, а Джон Кендрик продолжил плавание на "Леди Вашингтон" вдоль северо-американского побережья. Затем в Китае Джон Кендрик провел 14 месяцев, реализовав часть шкурок калана. Китай в то время был по-прежнему почти самодостаточной страной, но на мех морской выдры был большой спрос. В марте 1791 года Джон Кендрик на бриге "Леди Вашингтон" вновь отправился на северо-западном побережье Америки, а по пути посетил Японию.



Касиноура на полуострове Кии, остров Хонсю, Япония

До начала мая 1791 года, когда на рейде местечка Касиноура на полуострове Кии острова Хонсю появился шлюп под командованием капитана Джона Кендрика, контактов между американцами и японцами не было. На попытки Кендрика продать груз, не проданный в Китае, японцы ответили вежливым, но твердым отказом. Капитан передал японцам бумагу на голландском и китайском языках, где было сказано, что корабль принадлежит рыжеволосым из страны Америка. Это не очень удивило японцев, которые слышали о такой стране от голландцев. В период с 1797 по 1807 годы американские корабли восемь раз посещали японский порт Нагасаки. В период наполеоновских войн голландцы не посылали корабли из Европы в Японию, голландская Ост-Индская компания для этих целей фрахтовала американские суда. Американцы отмечали вежливость японцев, высокую культуру общения, наличие эффективной системы государственного управления. Многие оценки носили благожелательный характер. Стремление попасть в Японию происходило и из-за развития китобойного промысла. Начиная с 1820-х годов северная часть Тихого океана стала районом промысла американских китобоев, чьи корабли время от времени из-за стихиии попадали в Японию. Оказавшиеся там моряки отправлялись в Нагасаки, откуда на голландских судах их депортировали, чаще всего в Китай.



Томас Джефферсон (Thomas Jefferson, 1743 - 1826) -
дайме Вирджинии и сегун Соединенных Штатов

Летом 1803 года американский капитан Вильям Стюарт, неонократно бывавший в Японии под голладским флагом, снарядил в Индии корабль, назвал его на японский манер "Нагасаки-мару". Он прибыл на нем в факторию на острове Дэдзима под американским флагом, от имени президента Томаса Джефферсона попросил открыть Нагасаки для торговли с США. При этом американский президент был представлен как дайме Вирджинии и сегун Соединенных Штатов. Японцы ответили отказом.



Россия тоже пыталась установить политический и экономический контакт с Японией, даже первое российское посольство было организовано Российско-Американской компанией, которая направила свою экспедицию Ивана Крузенштерна. Экспедиция закончилась в 1805 году, когда "Надежда" покинула японские берега, так и не сумев преодолеть желание японских чиновников сохранять закрытое положение страны. Американцы и русские неоднократно пытались установить связи с Японией, но до тех пор пока 8 июля 1853 года у её берегов не появилась американская эскадра коммодора Перри, японцы категорически отказывались допустить в свою страну чужестранцев. Решение об открытии страны было принято под дулами американских корабельных пушек.



Русские, англичане и американцы продолжали истреблять каланов ради их меха. В XVIII—XIX веках каланы из-за своего ценного меха подверглись хищническому истреблению, в результате чего вид оказался на грани исчезновения. По мере истребления калана, стали падать доходы Российско-Американской компании. После того как в 1840-е годы их лежбища были окончательно уничтожены, Российско-американская кампания стала обузой для государства. В 1866 году министерство финансов констатировало, что Русско-американская компания не приносит выгоды акционерам и существует только благодаря финансовой поддержке правительства. Это был приговор Русской Америке, с истреблением каланов не нужна стала и Аляска, которую продали Штатам за шесть с небольшим миллионов долларов. До начала массового истребления в мире жило до миллиона каланов, сейчас насчитывается всего около двух тысяч морских выдр.



В избранное