Ведийская цивилизация
— индоарийская культура, ассоциируемая с Ведами, самыми ранними источниками
об Истории Индии. Большинство учёных помещают ведийскую цивилизацию в период от
второго до первого тысячелетия до н. э., хотя некоторые индийские учёные
отводят начало ведийской цивилизации к VII тысячелетию до н. э.
Брахманы
Ценный материал для истории культуры данной эпохи дают
брахманы (прозаические комментарии, связанные с различными ведами), араньяки
(трактаты для отшельников), упанишады (философские сочинения) и сутры (собрания
правил личной и общественной жизни, входящие частью уже в буддийскую эпоху).
Особенно подробно рисуют быт и нравы так называемые Грихьясутры (домашние
правила): домашнее богослужение, обряды при сватовстве и свадьбе, воспитание и
обучение детей, постройка дома и т. д. Значение жрецов в этом периоде
(1000—600) возрастает всё более и более; сословные границы становятся все
твёрже и жёстче. Судья должен всегда решать дело в пользу брахмана, даже если
его противник (небрахман) был прав. Убийство небрахмана почти не считается за
убийство. Материальное благосостояние жрецов и их жадность всё увеличиваются.
При жертве Соме нельзя дать жрецам менее 100 коров. Брахман, совершавший обряд
посвящения в цари, получает золото, 1000 коров и кусок земли. Зато положение
шудр всё ухудшается; брахманы учат, что шудра слуга всех прочих сословий и его
можно убивать безнаказанно. Мораль общественная стоит невысоко. Так, за
серьёзные проступки против целомудрия шудры назначают сравнительно лёгкие
епитимьи. Будда позже уже жалуется на страшную распущенность брахманов. Не
помогает морали и все более увеличивающаяся регламентация личной жизни:
изучение священных книг предписывается ревностно; каждый арья должен знать
Веды, которые, таким образом, не составляют привилегии одних брахманов. Одни
только шудры лишены этого знания.
Как компромисс между этими внешними требованиями и
стремлением к внутреннему, нравственному удовлетворению в познании истины,
увлекавшим более глубокие натуры в уединение лесов и отшельничество,
вырабатываются четыре стадии личной жизни, так называемые ашрамы. Из них
брахман должен пройти все четыре, кшатрия — три, вайшья — две. Каждый мальчик в
возрасте от 7 до 12 лет (брахман на 8-10-м, кшатрия на 11-м, вайшья на 12-м)
отдается учителю-брахману для обучения ведам. Эта стадия называется брахмачари
(ученик), следующие: грихастха (домохозяин), в которой изучивший Веды может
жениться и обзавестись своим домом; ванапрастха, когда воспитавший своих детей
уходит в лес и делается «лесным отшельником», и, наконец, санньяси, «отрекшийся
от мира». Только пройдя первые две стадии, требовавшиеся условиями общественной
жизни, человек мог отдаться личным стремлениям к спасению своей души и
размышлению. Стремления к созерцательной и спекулятивной жизни духа вылились
наконец в упанишадах — философских трактатах, относящихся к более поздней (чем
брахманы) эпохе и подготовленных напряженной умственной работой целых поколений
над бесплодными и необычайно сложными правилами ритуала и их объяснением.
Здесь мы находим попытку решить мировые вопросы и сомнения, возникавшие
у более глубоких натур этой эпохи. Как познать душу мира — великого
Атмана-творца всего существующего — Праджапати, создавшего все собой и из себя
самого Брахмана — суть всей святости и духовной высоты? Эти вопросы занимают не
только брахманов, но и другие сословия, которые раньше стояли далеко от них.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 72 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.