Ведийская цивилизация
— индоарийская культура, ассоциируемая с Ведами, самыми ранними источниками
об Истории Индии. Большинство учёных помещают ведийскую цивилизацию в период от
второго до первого тысячелетия до н. э., хотя некоторые индийские учёные
отводят начало ведийской цивилизации к VII тысячелетию до н. э.
Варны в Яджурведе
Сословия в Яджурведе являются уже совершенно выработанными:
1) брахманы-жрецы; 2) раджанья (царские) или кшатрия (господствующие,
благородные); 3) вайшья (крестьяне, «народные»), 4) шудра (не арийское или
смешанное население). Позднейшего, неумолимого, бездушного характера эти
различия сословий ещё не имеют. Тем не менее весь строй жизни уже приводится в
связь с ними. Брахманы приносят жертву весной; их боги — Брихаспати, Митра или
Митра и Варуна, а также Агни, Сома, Савитар и т. д. Кшатрии жертвуют летом, их
патрон Индра; у вайшья — Маруты и т. д. Шудра, как неариец и иноверец,
исключается совсем из приносящих жертву. Он не может доить корову при
жертвоприношении; даже ведро для жертвенного молока не может быть им сделано.
Но все эти условия не могут быть названы тяжкими, хотя и свидетельствуют, что
шудра считался нечистым. Женщина не считается ещё нечистой и допускается к
жертвоприношению. Хозяин и хозяйка дома совершают известные церемонии сообща, а
некоторые — порознь. Тем не менее, уже проскальзывает местами пренебрежительный
и отрицательный взгляд на женщину. Она не может наследовать; девочек можно
оставлять на произвол судьбы, а мальчиков нельзя. В эту пору (около 1200—1000
до н. э.) индусы занимали уже так называемую Мадхьядешу (серединную страну), то
есть область, ограниченную на севере Гималаем, на юге горами Виндхья, на западе
Винашана, на востоке слиянием Ганга с Ямуной (Джамной).
Племена
Главным культурным центром являются земли племен куру и
панчала, означаемые часто одним сложным именем Курупанчала (западная часть
Мадхьядеши). Земля куру (Курукшетра) окружена особым ореолом, как «святая»
земля, и постоянно упоминается в Яджурведе, брахманах, упанишадах и других
ведийских памятниках. Она является колыбелью позднейшего брахманизма и его
культуры, откуда они распространились по всей Индии. Она же и родина индийского
эпоса.
Как известно, главная фабула Махабхараты — борьба родов
Панчала и Матсья с куру (Бхарата). Сами поэмы в окончательной редакции
относятся уже к позднейшему времени, так называемым средним векам истории Индии.
В Курукшетре в позднейшую эпоху возникают знаменитые города Гастинапура,
Индрапрастха, Каушамби.
Соседние племена — матсья и шурасена (Çûrasena), с городами
Матхура и Кришнапура. Другие племена подвинулись дальше на восток: кошала на
северо-восток от Ганга (гл. гор. — их знаменитая Ayodhyâ, теперь Ауд); ещё
восточнее видеха, с главным городом Митхила; здесь при дворе учёного царя
Джанаки действовал знаменитый мудрец Яджнявалкья и происходили диспуты учёных
брахманов, в которых участвовал и сам царь. На нижнем течении Ганга после
слияния его с Ямуной образовалось царство Каши, с городом Каши, или Варанаси, а
ещё дальше на восток сидело племя анга, с городом Чампа. Наконец, на юг от
Нижнего Ганга лежало царство Магадха со столицей Раджагриха. В этих восточных
областях возникает буддизм, родиной которого является именно Магадха.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 71 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.