Ведийская цивилизация
— индоарийская культура, ассоциируемая с Ведами, самыми ранними источниками
об Истории Индии. Большинство учёных помещают ведийскую цивилизацию в период от
второго до первого тысячелетия до н. э., хотя некоторые индийские учёные
отводят начало ведийской цивилизации к VII тысячелетию до н. э.
Миграция и изменение
характера культа
Приблизительно около 1200 л. до н. э. индусы мало-помалу
передвигаются из Пенджаба дальше на восток и занимают верхнее течение Ганга и
Ямуны (Джумны) и рек Сарасвати и Дришадвати. Характерным признаком этого
периода в религиозном отношении служат, впрочем, не указанные черты, а совсем
новое отношение к богам, новый взгляд на их почитание, могущество и значение.
Вместо пластических, ярких мифологических образов Ригведы являются постоянные
отождествления одного понятия с другим и символизация.
Так, ведийские стихотворные размеры джагати и триштубх
отождествляются с небом и воздушным пространством; небесный свод и даже
художник богов Тваштар — с годом и т. д. Для объяснения тех или других
терминов, употребляемых в культе или ритуале, прибегают постоянно к
этимологизации, очень часто нелепой и произвольной, но нередко вполне верной и
обещающей в будущем замечательный расцвет грамматической науки. Является в
высшей степени сложный и запутанный культ, находящийся в связи с обособлением
сословия жрецов, получивших первенствующее значение в обществе. Центром всей
религиозной жизни становится жертвоприношение, посредством которого жрецы
держат в своей власти самих богов. Для правильного совершения всех видов его
создается целая сеть правил, предписаний, литургических формул, придавливающая
собой всякое свободное человеческое движение и чувство.
Вся жизнь верующего проходит в жертвоприношениях, из которых
иные длятся целые дни, недели, месяцы, даже годы. Как противовес этому
бездушному формализму, является отшельничество, аскетизм, умерщвление плоти.
Подобное состояние умов подготовляло почву для восприятия безотрадного догмата
о переселении душ; только путем бесконечно долгого странствования по
бесчисленным телам может верующий достигнуть наконец желанной цели.
Брахманы (жрецы) объявляют сами себя богами, образуя особый
класс богов. В Майтраяни Самхита и некоторых других памятниках это утверждается
в выражениях, не допускающих сомнения (позднее в законах Ману это ещё
усиливается: брахман уже в силу своего рождения является божеством). Отношение
брахманов к другим классам является крайне своекорыстным. Приносящий жертву —
весь в руках жреца. Последний может, опустив какую-нибудь черту ритуала или
перепутав обряды, погубить его — или доставить ему все, совершив жертву
согласно каноническим правилам.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 70 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.