Ведийская цивилизация
— индоарийская культура, ассоциируемая с Ведами, самыми ранними источниками
об Истории Индии. Большинство учёных помещают ведийскую цивилизацию в период от
второго до первого тысячелетия до н. э., хотя некоторые индийские учёные
отводят начало ведийской цивилизации к VII тысячелетию до н. э.
Миграция и изменение
характера культа
Приблизительно около 1200 л. до н. э. индусы мало-помалу
передвигаются из Пенджаба дальше на восток и занимают верхнее течение Ганга и
Ямуны (Джумны) и рек Сарасвати и Дришадвати. Постепенно пастушеский быт
заменяется оседлым — земледельческим и промышленным. Появляются большие города
и столицы знаменитых династий. Народ, разбитый прежде на небольшие, отдельные
народцы или племена, соединяется в большие группы под управлением могучих царей.
Возникают все более и более обособляющиеся сословия,
мало-помалу переходящие в касты. Туземное население Индии совсем сломлено; оно
или оттеснено дальше на Юг и Юго-Восток, или порабощено и вошло в состав низших
каст. Значение и власть жрецов усиливаются. Развиваются аскетизм и
отшельничество, о которых нет и речи в Ригведе. Возникает учение о переселении
душ. Внешние географические и климатические условия изменились совершенно.
Жаркая, влажная атмосфера долины реки Ганг с её пышной тропической
растительностью, все доставляющей человеку без труда, ослабила и разнежила
бодрого, энергичного индуса времен Ригведы.
Физическая бездеятельность, вызванная жарким климатом и
легкостью жизни среди щедрой природы, давала простор самосозерцанию и
рефлексии. Литературными памятниками этой эпохи (1200—800 до н. э.) являются
прозаические части Яджурведы и примыкающие к ней «брахманы». В эту эпоху Индия
имеет уже торговые отношения с другими странами. Финикийские корабли доставляют
царям Гираму и Соломону (ок. 1000
г. до н. э.) разные продукты Офира (вероятно, народ Abhira на Нижнем Инде): слоновую
кость, сандаловое дерево, обезьян, павлинов. В религии этого периода замечаются
новые черты: Асуры являются уже в качестве злых демонов, тогда как раньше в
Ригведе Асура был эпитетом светлого Варуны.
Только в Яджурведе является антагонизм между добрыми девами
и злыми асурами, ведущими вечную войну между собой. Больше начинает выступать Вишну,
отождествляемый с жертвой, получающей особо важное значение. Шива, совсем
незаметный в Ригведе, также становится заметнее. Также больше значения
приобретают прекрасные нимфы Апсарасы, незначительные в Ригведе. Является
впервые совсем неизвестный в Ригведе культ змеиных богов или обоготворенных
змей. Царь всех существ — Праджапати, встречающийся только в поздних гимнах
Ригведы, приобретает больше значения и очерчивается ярче.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 62 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.