Ведийская цивилизация
— индоарийская культура, ассоциируемая с Ведами, самыми ранними источниками
об Истории Индии. Большинство учёных помещают ведийскую цивилизацию в период от
второго до первого тысячелетия до н. э., хотя некоторые индийские учёные
отводят начало ведийской цивилизации к VII тысячелетию до н. э.
Религия и боги
Религия индусов в эпоху Ригведы представляется ярко
выраженным политеизмом. Зачатки монотеизма проскальзывают изредка и, не
достигнув развития, в позднейшие эпохи совершенно исчезают.
Высшим и чистейшим божеством в Ригведе является Варуна
(корень вар — одевать, охватывать). Имя это, вероятно, один из эпитетов бога
Дьяус. Варуна царствует над всей жизнью и светом, является всеведущим отцом и
творцом всего существующего.
Рядом с ним шесть его братьев, светлые Адитьи, то есть
сыновья Адити (бесконечность), имеющие меньшее, чем он, значение. Самый
выдающийся из них Митра, первично, вероятно, бог солнца, призываемый и
восхваляемый всегда вместе с Варуной (существует даже прямо сложное слово в
двойственном числе Митраварунау). Другой — Бхага (в Авесте Багха, слав. Бог).
Менее значительны прочие Адитьи: Арьяман, Дакша и Анша. В общем Адитьи представляют
собой повторение и развитие светлой основы самого Варуны: Митра = друг, Бхага =
добрый, Дакша = ловкий, умный, Анша = податель. Митра для индусов позже стал
«проклятым бхагом», за попытку захвата власти. После Варуны стал править
Индра-Громовик, на что указывают более поздние источники. Все остальные боги,
подчиненные Варуне, могут быть разделены на три группы (Трилока):
1. боги видимых небесных световых явлений (солнце, заря и т.
д.);
2. боги воздушного пространства, ветры и т. д.
3. боги, пребывающие на земле.
К первой группе относятся Ашвины («конники», всадники),
появляющиеся первые на утреннем небе, на рассвете, и ведущие за собой дневной
свет. Ашвины — близнецы, едущие в золотых колесницах, влекомых конями, орлами
или соколами. Это — благотворные боги, одаренные мудростью и чудной силой
исцеления, исцеляющие слепых и расслабленных, возвращающие юность старцам.
Подобно Диоскурам, с которыми они тождественны, они спасают погибающих на море.
За ними следует утренняя заря Ушас. Её сестра Ночь, украшенная звездами,
подательница покоя, также прославляется в Ригведе. Центром всех световых
божеств является солнце, носящее различные имена: Сурья, следующий за утренней
зарей, как юноша за девушкой, Савитар (живитель, пробудитель), призываемый чаще
предыдущего, простирающий по небу свои золотые руки (лучи), пробуждающий все
живое и успокаивающий всех вечером. Совсем другой характер имеет Пушан
(«питатель») — пастух, вооружённый погонялкой, шествующий по небу и дающий стадам
рост и преуспеяние. Один из Адитьев — Митра — также первично был солнечным
богом. Таков же первичный характер незаметного в Ригведе бога Вишну,
впоследствии выдвигающегося на первый план.
Сильнейший среди второй группы — бог грозы и дождя Индра,
призываемый также часто вместе с Варуной; рядом боги ветра и бури: Ваю, или
Вата, многочисленные Маруты и отец их Рудра с эпитетом Шива (добрый), из
которого впоследствии развивается великий бог Шива; бог дождя — Парджанья (лит.
Перкунас, слав. Перун указывают на принадлежность его индоевропейской эпохе)
встречается в Ригведе, но потом приходит в полное забвение. В воздушном
пространстве обитают ещё Рибху, тождественные с германскими эльфами —
сверхъестественные существа, получившие за своё искусство божеское достоинство.
В третьей группе важнейшим богом является бог огня — Агни
(ср. лат. ignis,
ст.-слав. огнь «огонь»). Его добыл с неба, как подарок богов, Атхарван или
Матаришван, соответствующий греческому Прометею. Агни — охранитель добрых,
своими стрелами он пронзает демонов Ракшасов; главное его занятие — служить
послом или посредником между людьми и богами и возносить к небу жертвенные
дары. Жертва должна совершаться под открытым небом; огонь для неё «вытирался»
из двух кусков дерева. Дары состояли из масла или сала, выливавшегося в огонь.
Агни изображается воином на колеснице, запряженной пламенем. На небе он
является в виде солнца, в воздухе — молнией; он же сын воды (молния из дождевой
тучи), в которую и спасается от преследования (пропадает, тухнет в воде).
На земле же обитает целый ряд низших божеств или
полубожеств. Обоготворяются реки, даже борозда, проведенная плугом; в доме
живёт домашний гений Вастошпати («господин дома»), в лесу — лесная нимфа
Араньяни (аранйа = лес), добрая по природе и не обижающая никого, кто её не
трогает, питающаяся лесными плодами и потом сладко отдыхающая в тени дерев. К
числу богов относятся и два олицетворения, искусственные (быть может, созданные
жрецами) и служащие переходным звеном к позднейшему периоду развития индийской
религии: бог Сома = обоготворенный священный напиток, и Брихаспати или
Брахманаспати («господин молитвы»), представляющий собой попытку создать единое
собирательное божество, аналогичное позднейшему Брахме, не встречающемуся ещё в
Ригведе. На него переносятся свойства и подвиги других богов: он обнимает все
(как Варуна), он расколол облачную скалу своей ваджрой (как Индра), доставил
богам жертву (как Агни) и т. д. В этом образе уже сказывается та оригинальная
черта ведийской мифологии, которая заставляла некоторых (Макс Мюллер) совсем
отрицать политеистический её характер. Это наклонность к однобожию
(генотеизму), которое не следует смешивать с единобожием (монотеизмом).
Каждый из богов может являться высшим богом, заслоняя собой
остальных. Когда в Ведах призывается один какой-нибудь бог, ему приписывается
все, что может быть сказано о других богах. В связи с этим оттенком пантеизма
находятся и проблески монотеизма в некоторых позднейших гимнах Ригведы.
Проявившаяся уже тогда склонность индуса к философской спекуляции стремилась
внести порядок единства в бесформенный, расплывчатый хаос генотеизма-пантеизма;
плодом этого стремления является «творец всего существующего» — Вишвакарман или
Праджапати (владыка тварей), играющий видную роль в следующем периоде, литературным
памятником которому служат прозаические части Яджурведы.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 61 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из открытых
источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали, что Ваши
авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся придти к
обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.