Ведийская цивилизация
— индоарийская культура, ассоциируемая с Ведами, самыми ранними источниками
об Истории Индии. Большинство учёных помещают ведийскую цивилизацию в период от
второго до первого тысячелетия до н. э., хотя некоторые индийские учёные
отводят начало ведийской цивилизации к VII тысячелетию до н. э.
Социальная структура,
культура и обычаи индоариев
Индоарии ведийской эпохи стояли выше аборигенов в культурном
отношении. Из металлов им были известны золото, бронза (серебро — сомнительно);
свинец и цинк упоминаются только позже. Соль также не упоминается в Ригведе.
Индусы были уже тогда земледельческим народом, обрабатывали
землю плугом, запряженным волами. Борозда (Сита) даже обоготворялась.
Возделывался, вероятно, ячмень (йава). Рис был ещё неизвестен (его родина —
юго-восток Индии).
Ещё большую роль играло скотоводство; корова является
предметом культа; в гимнах постоянные молитвы о даровании коровьих стад. Боги и
герои сравниваются с быками, заря и дождевые облака — с коровами. Из других
домашних животных упоминаются овцы, козы, лошади, осел, собака.
Из ремесел известны были плотничное, тележное, кузнечное,
гончарное, дубильное, ткацкое, швейное, вязальное. Жили в деревнях (грама),
которые иногда укреплялись (пур); городов в настоящем смысле слова не было.
Государственное устройство напоминало древнегерманское. Весь народ делился на
отдельные народцы (санскр. jana, герм. thiuda), делившиеся на племена (виш,
лат. tribus), а эти последние — на деревни или общины.
Во главе народца стоял царь или вождь (санскр. râjan, лат.
rêx). Звание его часто было наследственным, а иногда и выборным. Власть царя
ограничивалась народным собранием. Народ приносил ему добровольную дань; на
войне царь являлся вождем. Его сопровождала дружина (ибха), состоявшая не
только из подчиненных, но и его семейных. Во главе племени стоял старшина
(вишпати), а во главе рода или общины — староста (грамани). Рядом с царской
властью стоят уже верховные жрецы (пурохита), сан которых с течением времени
также становится наследственным. Юридические понятия только ещё вырабатывались;
встречаются понятия судьи, закона, преступления, выкупа.
Каст в эту эпоху несомненно ещё не было. Жрецы (брахман) и
воины (кшатрийа) уже существовали, но не как замкнутые в себе сословия.
Впоследствии высшие касты произошли от завоевателей арийцев; покоренные же
туземцы дали материал для низших каст. Характерной чертой ведийских индоариев
является воинственность. Воевать приходилось не только с чёрными дасью, но
иногда и друг с другом.
Бой шёл на колесницах (ратха); всадников не было вовсе, как
и у греков в эпоху Илиады. На колеснице находились: сам боец (астхатар) и его
возница (саратхи), правивший вожжами и бичом. В употреблении был и пеший
рукопашный бой. Вооружение состояло из панциря (варман), покрывавшего плечи и
верхнюю часть туловища, шлема, лука (дханус); на руке стрелки носили особый
ремень (хастагхна), защищавший её от удара спущенной тетивы; стрелы имели
отравленные костяные, а также и бронзовые острия; упоминаются и копья, дротики,
ножи, топоры и т. д.
В Ригведе описываются знаменитые битвы; особенно часто
упоминается «Битва десяти царей», в которой Судас, царь Тритсу, победил Бхарату
с его 10 союзниками.
Одежда состояла из нижнего шерстяного платья (васас или
вастра) и плаща или накидки (адхиваса, драпи); женщины носили передники. Борода
брилась (упоминается бритва).
Пищу составляли: молоко и молочные продукты, зерна хлебных
растений, которые или жарились, или мололись при помощи двух камней для выпечки
чего-то вроде хлеба. Разные плоды также шли в пищу. Мясо — жареное и варёное
(не сырое) — употреблялось редко. Рыба вовсе не упоминается в качестве пищи.
Напитки: сома, приготовлявшийся из молока и сока растений, обладающий
психоактивными свойствами, и сура. Первый был вроде вина, второй — вроде водки.
Письменности не было; в Ведах нет упоминаний о письме или
письменных материалах; гимны слагались и передавались от одного поколения
другому изустно. Как можно видеть из них, лирическая поэзия была уже высоко
развита и выработала целый ряд звучных и даже изящных размеров (восьмисложные
гаятри и ануштубх и одиннадцатисложный триштубх). Заметны уже и зачатки
дидактической и эпической поэзии; образцом последней может служить описание
вышеупомянутой битвы 10 царей.
Музыка пользовалась большой любовью; из инструментов
упоминается род лютни или другого струнного инструмента (вина), флейты (вана,
вани, тунава), цимбалы или кастаньеты (каркари). Молитвы богам сопровождались
музыкой. На войне играли в барабаны (дундубхи) и духовые инструменты, вероятно,
вроде волынки (бакура).
У ведийских индоариев несомненно господствовало единоженство;
многоженство встречалось редко (только у царей и знатных) и всеобщим сделалось
значительно позднее. Во главе семьи стоит грихапати = владыка дома — отец.
Невеста выкупалась богатыми дарами будущему тестю. Брак считается божеским
установлением; жена является хозяйкой — грихапатни = владычица дома. Брак между
братом и сестрой считается преступным. Наследство и права отца переходят к
старшему сыну. Насилие над беззащитной девушкой и супружеская неверность
причисляются к самым тяжким преступлениям. Сожжение вдов не упоминается.
Мертвые или сжигались, или хоронились, как и у других
индоевропейских народов. Загробная жизнь ожидала человека в царстве Ямы,
сидящего и пьющего с богами и предками под тенистым деревом. Там светит
непотухающий свет, текут вечные воды, исполняются все желания, обитают радость
и удовольствие, веселье и блаженство. Тени предков (питары) пользовались особым
почетом, почти наравне с богами; их призывали к жертве и предлагали особый
напиток, свадха. Богам совершали жертвоприношения с возгласом «Сваха!», а
предкам — с возгласом «Свадха!».
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 60 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.